Выступление "Педагогическая технология "Синквейн"
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Иноземцева Наталия Александровна

Выступление к презентации "Педагогическая технология "Синквейн"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1.      «Педагогическая технология - «синквейн»

1.        

Вы посмотрели занятие по речевому развитию «Необычное стихотворение «Синквейн». Данную методику я изучаю в рамках темы самообразования второй год. И мне бы хотелось сегодня поподробнее познакомить вас с этой педагогической технологией.

2.

В начале 20-ого века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала новую форму стихотворения, состоящего из пяти строк – синквейн. Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений.

        Традиционная структура синквейна выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее.  Всего 22 слога. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет.

3.

В качестве примера можно привести произведения Ирины Янаковой:

Бог дал
Вороне сыр,
Польстилась та на лесть
Не надо разевать свой рот
Зазря.

Вчера
Зал опустел,
Когда свои стихи
На сцене с выраженьем ты
Читал.

4.        

Различают несколько видов синквейна: традиционный, обратный, зеркальный, синквейн-бабочка, корона синквейнов, гирлянда синквейнов, дидактический.

5.

Напомню структуру традиционного синквейна. 22 слога по схеме 2-4-6-8-2.

6.

В обратном синквейне  пятистрочная форма располагается в обратной последовательности. Структура такого синквейна : 2-8-6-4-2. Но количество слогов не меняется – 22.

Пример такого синквейна от Ариэля Дороро:

Прямо
Предстаёт гроза пред нами
Превращая в реку
Автострады
Вектор

7.

Зеркальный. Стихотворная форма состоит из двух пятистрочных строф, где первая строфа – это традиционный синквейн, а вторая – обратный.

Пример от того же Ариэля Дороро:

Грозен
Грома грохот
Будто в тучах порох
Взорван искрой метеора
Просто
Скоро
Небо станет чёрным морем
Даже жабры эха
Пахнут рыбьим
Смехом

8.

Синквейн – бабочка. Форма стихотворения, состоящая из девяти строк (исключается 5 или 6 строка) со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2.

9.

Корона синквейнов. Завершенное стихотворение, состоящее из пяти традиционных синквейнов.

  1. 10.
  2. Гирлянда синквейнов. Наикрасивейшая вариация. Состоит из короны синквейнов, т.е. 5-ти традиционных форм с добавлением к ней шестого синквейна, у которого первая строчка  - первая из первого пятистишия, вторая  - вторая из  второго, третья – третья из третьего синквейна и т.д.

Пример от Юлии Зайцевой:

Полночь.
Сон не идёт.
Открытое окно.
Вглядываясь в звёздную пыль,
Верю,

Что там,
В лунном свете,
Живёт Маленький Принц
И тоже разглядывает
Небо.

Видит:
Там, у окна,-
Одинокая тень.
Крикнет: “Цветок, ты ли это?!“
В ответ

Кивну
И рассмеюсь
Легко и беспечно…
“Как, всё-таки, хорошо, что
Этой

Ночью
Мы встретились!
Я счастлив оттого,
Что ты и впрямь существуешь,
Ты есть…“

Полночь.
В лунном свете
Одинокая тень…
Как всё-таки хорошо, что
Ты есть.

  1. В настоящее время в педагогической практике активно применяется дидактический синквейн.

11.

Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна   в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

  • первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение (показ картинки);
  • вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы (показ картинки);
  • третья строка  - три глагола, рассказывающие о действиях темы (показ картинки);
  • четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное ребенком самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения или ассоциация.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания.  

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.

12-14.

Примеры синквейна
15.

А сейчас попробуйте сами составить синквейн по данному алгоритму.  (Выбор картинки: неволяжка, мяч, самолёт.) Составление синквейна педагогами.

Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

Как научить детей сочинять синквейн?

        В первую очередь, необходимо познакомить детей со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями, формировать навыки подбора слов различных групп, учить составлять предложения. Далее необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров, согласно схеме-структуре составления. После этого можно приступить к составлению коллективного стихотворения, подгрупповой работе.  Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет педагогу понять глубину понимания материала каждым из воспитанников.

        Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любой недели комплексно-тематического планирования.. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста, например при описании героя художественного произведения.

        Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями.

16.

Например, составить рассказ, основой которого послужит уже готовый синквей. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, из  заданного стихотворения.

В качестве примера приведу рассказ, составленный коллективно с детьми моей группы.

В городском саду жила-была ворона. Она была очень доверчивая, потому что была очень глупая. Каждый день она громко каркала в городском саду и верила, что все только и делают, что слушают её. Как то раз,  заметила ворона на дорожке потерянное кем-то украшение и уже собралась покрасоваться в нём. Крепко схватила она украшение клювом и уселась на невысокое дерево у фонтана. Вслушиваясь в разговор отдыхающих, она хотела услышать льстивые слова и поделиться своей радостью. Но стоило ей каркнуть украшение упало в воду. Но нельзя же быть, ворона, такой простофилей!

Также можно предложить детям отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, дети  должны понять, о чем идет речь, т.е. педагог предлагает детям загадку в форме синквейна.

Для вас я тоже подготовила загадку. Попробуйте отгадать…

Мимолетное, замирающее
Бежит, останавливается, лечит

Его не вернешь

Жизнь.

Тема данного синквейна — «Время».

17.

Попробуйте тоже придумать свою загадку с опорой на схему. Не забывайте первая строка отсутствует, её-то и надо угадать.

18.

При работе с  синквейном:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;
  • развивается образное мышление;
  • развиваются творческие способности детей;
  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
  • вырабатывается способность к анализу;
  • расширяется словарный запас.

Составление синквейна на занятии занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным средством развития речи.

Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.

19.

        Закончу своё выступление стихотворением:

Синквейн.

Образный, творческий.

Обогащает, развивает,  учит.

Применяйте синквейн в своей практике.

Педагогическая технология