Проект "Народный календарь"
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Целью проекта является формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnyy_kalendar_v_podg_gr.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Утверждаю»
Старший воспитатель Заведующий
МДОУ «Детский сад №77» МДОУ «Детский сад №77»
___________ Е.Н. Никитенко ___________ Н.А. Кабанова
«___» ________ 2017г. «___» ________ 2017г.
Проектная деятельность
на тему: «Народный календарь»
в подготовительной к школе группе № 1
на 2017-2018 уч. год
МДОУ«Детский сад№77»
Воспитатель:
Погасий Л.А.
Саратов 2017-2018 уч. год
Проектная деятельность
в подготовительной к школе группе№1
МДОУ «Детский сад №77» на тему: «Народный календарь»
Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный, познавательно – творческий, речевой, групповой.
Участники проекта: Воспитатели группы, воспитанники подготовительной группы №1 и их родители, педагоги дополнительного образования.
Руководитель проекта: воспитатель подготовительной группы №1 Погасий Луиза Анатольевна.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Реализация проекта: сентябрь - май месяц.
Результат:
1.Выставка детского творчества «Русская ярмарка».
2.Шуточная викторина «Скороговорки».
3. Вечер досуга «Как у наших у ворот».
Образовательные области:
1.Познавательное развитие.
2.Социально-коммуникативное развитие.
3.Речевое развитие.
4.Художественно-эстетическое развитие.
5.Физическое развитие.
Цель: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.
Задачи:
1.Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
2.Обогащать словарный запас детей названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
3.Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
4.Формировать общие представления о народностях, живущих на территориях Саратовского края.
5.Воспитывать уважение к культурам других народов.
6.Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
7.Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
8.Учить различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов.
9.Упражнять в подборе эпитетов-прилагательных, описывающих изделия русских народных промыслов.
10.Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
11.Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
12.Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
13. Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года.
14.Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором.
Предполагаемый результат:
1.У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.
2.Дошкольники знают названия различных промыслов.
3.Обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».
4.Дошкольники знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.
5.Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Итоги проекта:
1.Выставка детского творчества «Русская ярмарка».
2.Шуточная викторина «Скороговорки».
3.Вечер досуга «Как у наших у ворот».
Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
План реализации проекта:
Подготовительный этап:
Организационный этап
Подготовка материалов:
1. Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) .
2. Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.
3. Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр.
4. Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов.
5. Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Продуктивный этап:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы:- «Филимоновские игрушки - свистульки»- «Дымковские мастера»- «Веселые матрешки»-«Что такое хохлома? »- «Гжель сине-голубое чудо»
2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»
3. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки? » ;
Речевая деятельность:
1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
Художественно - творческая деятельность:
1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;
3. Лепка «Дымковская барышня»;
4. Рисование матрешек;
5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;
6. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием нетрадиционных материалов;
7.Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель».
8. Рисование «Гжельская роза».
9. Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».
Игровая деятельность:
1. Подвижные народные игры : «Гуси-Гуси», «Горшки», «Бабка Ёжка», «Два мороза» , «Золотые ворота», «Ручеек», «Жмурки».
2. Хороводные народные игры : «Каравай», «Долгая Арина», «У Миланьи, у старушки», «Заря - Заряница», «Гори – гори ясно», «Карусель», «Васька кот».
3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем».
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея.
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе.
3. Помочь детям разучивать стихи.
4. Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Краеведческий музей.
Обобщающий этап
1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;
2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;
Основной этап. Реализация проекта:
Сентябрь
Кто мы, откуда? Где наши корни?
1. Моя семья, мои близкие родственники.
2. Семья - это группа живущих вместе близких родственников. Несколько поколений составляют род.
3. Рассматривание семейных фотографий.
4. Изготовление семейного древа (родословное древо).
Древняя Русь.
1. Мы - русские.
2. Откуда пошло название нашей родины (Русь).
3. Знакомство с древнерусской архитектурой.
4. Рассматривание крестьянских и городских жилых построек, храмов (репродукции).
Путешествуем в прошлое России.
На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки и др.
1. Чтение былин.
2. Просмотр диафильмов.
3. Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова "Богатыри" (доспехи, оружие).
Русский народный костюм.
1. Знакомство с историей народного костюма, с его элементами.
2. Рассматривание соответствующих репродукций.
3. Знакомство с деталями русского народного костюма, как понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, картуз, лапти.
Октябрь
Вечера долгие, головушки умные, руки умелые.
1. Знакомство с головными уборами: женскими, девичьими, мужскими.
2. Рассматривание фотографий (готовые головные уборы: повязки, кокошник, картуз).
3. Украшение головного убора (повязки) бусинками, бисером, пуговицами, блестками, тесьмой.
С новым урожаем!
1. Знакомство с историей создания календаря (что такое календарь, для чего он нужен).
2. Подведение итогов осенних работ: богатый урожай на дачах, огородах.
3. Знакомство с приметами, загадками, пословицами об осени.
4. Подготовка к выставке "Щедрые дары Осени".
5. Приготовление салата.
Труд и ремесла на Руси.
1.Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда.
2. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки? ».
3. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием нетрадиционных материалов.
Дух и природа.
1. Духовная жизнь человека и природа соединены, на Руси, в единой гармонии. На том стоит истинное русское искусство: песни, былины, приметы, пословицы, поэзия и проза, загадки.
2. Чтение стихов о природе детьми.
3. Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня.
4. Наблюдение за погодой, приметами золотой и поздней осени.
Ноябрь
Дом, дом, открой свою тайну.
1. Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель (люлька) и т.д.
2. Отгадывание загадок о предметах быта.
Удивительная Дымка.
1.Рассказ воспитателя о дымковской игрушке: историю ее происхождения; цвета, используемые в росписи; элементы росписи. Составление декоративных композиций из элементов дымковской росписи на фланелеграфе, на силуэтах дымковской игрушки.
2. Роспись бумажных силуэтов – коня, оленя, барыни.
Синичкины именины.
1. Знакомство с традициями проведения праздника «Синичкины именины» на Руси и приметами, связанными с этим днем.
2. Уточнение знаний о зимних пернатых друзьях. Изготовление кормушек для птиц и развешивание на участке детского сада.
К худой голове своего ума не приставишь.
1. Беседа об уме и о глупости (на примере поговорок и пословиц).
2. Знакомство с русской народной сказкой «Про Филю».
3. Словесная игра «Филя и Уля».
Декабрь
На печи лежим, сказки слушаем.
1.«Нет сказки без правды»,— говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел.
2.Беседа по содержанию знакомых сказок (элемент драматизации, инсценировка отрывков).
3. Чтение сказок народов мира .
Сказочная гжель.
1.Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам.
2. Роспись гжельских изделий из шаблонов с элементами гжельской розы.
3. Наклеивание и роспись силуэтов гжельской керамики приемами орнаментации.
Начинаем готовиться к зимним святкам.
1. Рассказ о двухнедельных новогодних празднествах
2. Разучивание колядок, игр к празднику.
3. Знакомство с традициями Рождественских праздников.
4. Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням
Новый год на Руси, Русский Никола и Санта-Клаус.
1. Рассказ о праздновании Нового Года на Руси.
2. Пение колядок
3. Санта-Клаус и Никола — чем похожи и в чем отличие (сравнить) (игрушки или иллюстрации).
4. Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров».
Январь
У нас Рождественский сочельник.
В русских народных костюмах дети принимают участие в празднике; ходят с колядками по детскому саду, потом в музыкальном зале продолжается праздник с песнями, танцами, играми, угощениями.
1. Знакомство с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры).
2. Разучивание считалок, слов к играм.
Русские народные игрушки.
1.Познакомить с внешним обликом, особенностями росписи Полхов- Майданских матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле Полхов-Майданской росписи, используя акварель. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.
2 Рисование матрешек.
3.Рассказ воспитателя о Филимоновской игрушке. Филимоновская свистулька;
4. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки».
Что расскажет нам старинная прялка.
1. Рассказ о прялке, о том, какое место она занимала в жизни женщины на Руси.
2. Рассматривание Прялки.
3, Загадывание загадок о прялке, веретене.
4. Учить прясть пряжу на прялке (по желанию).
Февраль
Ждем весну, готовимся к Масленице.
1. Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси.
2. Разучивание закличек солнца на Сретение (15 февраля), масленичных приговоров, игр.
3. Знакомство с приметами Сретенья.
4. Чтение русской народной сказки "Как весна зиму поборола".
День Трифона - день святого Валентина (14 февраля).
1. Сравнение двух праздников
2. Изготовление сердечек-сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям.
3. Выбор по жребию "Валентина" и "Валентины".
Познаем секреты русской кухни - учимся печь блины.
1. Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу.
2. Загадки о блинах
3. Выпечка блинов детьми.
Прощай, Масленица.
Праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны.
Искусство Жостова. Жостовский букет.
1.Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – жостовская роспись.
2.Знакомство с элементами жостовской росписи, закреплять умение работать кистью.
Март
Учимся величать мальчиков. Учимся величать девочек.
1. Добры-молодцы и красны девицы учатся приветствовать друг друга-
2. Хвалятся своими умениями: девочки - рукоделием, мальчики - спортивными достижениями.
3. Совместные танцы, песни.
Городецкие игрушки.
1.Познакомить детей с изделиями городецких мастеров. Освоение простейших элементов городецкой росписи. Продолжать формировать умение работать концом кисти.
2. Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».
Ждем весну!
1. Рассказ о старинных обычаях встречи весны.
2. Разгадывание загадок о весне
3. Разучивание закличек птиц и весны
4. Знакомство с народными приметами.
Прилетите, жавороночки, к нам...
1. Знакомство с весенним праздником "Сороки"(22 марта), с приметами этого праздника.
2. Работа с тестом (делать жаворонков).
Апрель
Благовещенье - птиц на волю отпущенье.
1. Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.
2. Изготовление птиц из бумаги (способом "Оригами") с последующим пусканием по ветру на улице.
Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой...
1. Рассказ о Вербном воскресенье: обряды, обычаи, приметы этого дня.
2. Рассматривание веточек вербы с последующим их использованием в игре "Ручеек".
Золотая хохлома.
1.Расширять представления о хохломском промысле; учить рисовать отдельные элементы хохломской росписи; формировать умение работать концом кисти, развивать воображение.
2 Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома».
Христос воскрес, воистину воскрес!
1.Знакомстве с праздником Пасхи: обрядами, традициями.
2. Работа детей: склеивают корзиночки-подставки для яиц; расписывают яйца красками или путем аппликации, делают другие поделки.
3.Участие детей в празднике.
Май
Не бывать на Руси весны без Егория.
1. Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля.
2.Беседа о гербах.
2. Рассматривание герба Москвы, Саратова, Санкт-Петербурга и других городов России.
Про отцов и дедов помнить от века завещано...
1. Беседа о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы войны.
2, Рассматривание фото из семейных альбомов, фото из журналов, военной поры.
3. Беседа на тему "Человек жив до тех пор, пока его помнят".
4. «Бессмертный полк».
Белая береза - русская береза! Любимое дерево на Руси
1. Знакомство с традициями народных гуляний на Троицу (прощание с весной, встреча лета).
2. Рассказ о березе - главной героине праздника Троицы.
3. Разучивание песен о березке, хороводов, игр.
4. Загадывание загадок о березе, о лете.
Заключительный этап:
Итоги проекта:
1.Выставка детского творчества «Русская ярмарка».
2.Шуточная викторина «Скороговорки».
3.Вечер досуга «Как у наших у ворот».
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Список используемой литературы
- Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
- Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
- Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
- Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
- Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Адвент календарь - календарь ожидания"
Хотелось бы поделиться опытом работы с адвент календарём. Ожидать сказочный, волшебный, новый год гораздо веселее тогда, когда тебя каждый день ожидает какой-нибудь сюрприз....
шагаа-биле Шагаа - новый год по лунному календарю, один из самых крупных праздников в календаре тувинцев.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16386850","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]«Шагаалаалам» Чап Чульдум.Шагнын чаазы келди,Шагаа...
Проект "Календарь природы" по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с использованием народного календаря кукол- закруток.
Проект был реализован с целью повышения временных представлений старших дошкольников, для расширения развивающей предметно- пространственной среды.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17...
Консультация для педагогов: адвент-календарь или календарь-ожидания.
Дидактическое пособие для освоения временных представлений у детей дошкольного возраста....
Математика в календарях. Виды календарей.
Образовательная область ФГОС ДО «Познавательное развитие», формирование элементарных математических представлений. Конспект познавательной беседы «Математика в календарях. Виды календарей» для д...
Адвент-календарь-календарь ожидания Нового года(музыкальный руководитель)
Календарь ожидания Нового года представленный музыкальным руководителем....
Адвент-календарь-календарь ожидания Нового года(музыкальный руководитель)
Календарь ожидания Нового года.Работа музыкального руководителя на декабрь месяц отражена в ежедневных заданиях....