Проект "Народный календарь"
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Целью проекта является формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_narodnyy_kalendar_v_podg_gr.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

«Согласовано»        «Утверждаю»

Старший воспитатель        Заведующий

МДОУ «Детский сад №77»        МДОУ «Детский сад №77»

___________ Е.Н. Никитенко        ___________ Н.А. Кабанова

«___» ________ 2017г.        «___» ________ 2017г.

                      Проектная деятельность

              на тему:  «Народный календарь»

в подготовительной к школе группе № 1

на 2017-2018 уч. год  

                 МДОУ«Детский сад№77»

        Воспитатель:

                                                     Погасий Л.А.

Саратов 2017-2018 уч. год

                                 

Проектная деятельность

в подготовительной к школе группе№1

  МДОУ «Детский сад №77»                                                       на тему: «Народный календарь»

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный, познавательно – творческий, речевой, групповой.

 Участники проекта: Воспитатели группы, воспитанники подготовительной группы №1 и их родители, педагоги дополнительного образования.

Руководитель проекта: воспитатель подготовительной группы №1 Погасий Луиза Анатольевна.

       Продолжительность проекта: долгосрочный.

Реализация проекта: сентябрь - май месяц.

Результат: 

 1.Выставка детского творчества «Русская ярмарка».

 2.Шуточная викторина «Скороговорки».

 3. Вечер досуга  «Как  у наших у ворот».

       Образовательные области:        

1.Познавательное развитие.

2.Социально-коммуникативное развитие.

3.Речевое развитие.

4.Художественно-эстетическое развитие.

5.Физическое развитие.

Цель: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.

Задачи:

1.Знакомить  детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.

2.Обогащать словарный запас детей  названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

3.Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

4.Формировать общие представления о народностях, живущих на территориях Саратовского края.

5.Воспитывать уважение к культурам других народов.

6.Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

7.Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).

8.Учить различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов.

9.Упражнять в подборе эпитетов-прилагательных, описывающих изделия русских народных промыслов.

10.Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.

11.Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

12.Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

13. Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные  времена года.

14.Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русским фольклором.

Предполагаемый результат:

1.У детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре.

2.Дошкольники знают названия различных промыслов.

3.Обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».

4.Дошкольники знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.

5.Родители приняли активное участие в реализации проекта.

Итоги проекта:

 1.Выставка детского творчества «Русская ярмарка».

 2.Шуточная викторина «Скороговорки».

 3.Вечер досуга «Как у наших у ворот».

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

                                             План реализации проекта:

                                        Подготовительный этап:

Организационный этап

Подготовка материалов:

1. Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) .

2. Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.

3. Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр.

4. Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов.

5. Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

Продуктивный этап:

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

• Познавательная деятельность

• Речевая деятельность

• Художественно-творческая деятельность

• Игровая деятельность

• Работа с родителями

Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы:- «Филимоновские игрушки - свистульки»- «Дымковские мастера»- «Веселые матрешки»-«Что такое хохлома? »- «Гжель сине-голубое чудо»

2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»

3. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки? » ;

Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;

Художественно - творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;

3. Лепка «Дымковская барышня»;

4. Рисование матрешек;

5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;

6. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием нетрадиционных материалов;

7.Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель».

8. Рисование «Гжельская роза».

9. Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».

Игровая деятельность:

 1. Подвижные народные игры : «Гуси-Гуси», «Горшки», «Бабка Ёжка», «Два мороза» , «Золотые ворота», «Ручеек», «Жмурки».

2. Хороводные народные игры : «Каравай», «Долгая Арина», «У Миланьи, у старушки», «Заря - Заряница», «Гори – гори ясно», «Карусель», «Васька кот». 

3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем».

Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея.

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе.

3. Помочь детям разучивать стихи.

4. Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Краеведческий музей.

Обобщающий этап

1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;

2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

Основной этап. Реализация проекта:

Сентябрь

Кто мы, откуда? Где наши корни?

1. Моя семья, мои близкие родственники.

2. Семья - это группа живущих вместе близких родственников. Несколько поколений составляют род.

3. Рассматривание семейных фотографий.

4. Изготовление семейного древа (родословное древо).

Древняя Русь.

1. Мы - русские.

2. Откуда пошло название нашей родины (Русь).

3. Знакомство с древнерусской архитектурой.

4. Рассматривание крестьянских и городских жилых построек, храмов (репродукции).

Путешествуем в прошлое России.

На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки и др.

1. Чтение былин.

2. Просмотр диафильмов.

3. Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова "Богатыри" (доспехи, оружие).

Русский народный костюм.

1. Знакомство с историей народного костюма, с его элементами.

2. Рассматривание соответствующих репродукций.

3. Знакомство с  деталями русского народного  костюма, как понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, картуз, лапти.

Октябрь

Вечера долгие, головушки умные, руки умелые.

1. Знакомство с головными уборами: женскими, девичьими, мужскими.

2. Рассматривание фотографий (готовые головные уборы: повязки, кокошник, картуз).

3. Украшение головного убора (повязки) бусинками, бисером, пуговицами, блестками, тесьмой.

С новым урожаем!

1. Знакомство с историей создания календаря (что такое календарь, для чего он нужен).

2. Подведение итогов осенних работ: богатый урожай на дачах, огородах.

3. Знакомство с приметами, загадками, пословицами об осени.

4. Подготовка к выставке "Щедрые дары Осени".

5. Приготовление салата.

Труд и ремесла на Руси.

1.Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать  признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда.

2. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки? ».

3. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием нетрадиционных материалов.

Дух и природа.

1. Духовная жизнь человека  и природа соединены, на Руси,  в единой гармонии. На том стоит истинное русское искусство: песни, былины, приметы, пословицы, поэзия и проза, загадки.

2. Чтение стихов о природе детьми.

3. Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня.

4. Наблюдение за погодой, приметами  золотой и поздней  осени.

Ноябрь

Дом, дом, открой свою тайну.

1. Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель (люлька) и т.д.

2. Отгадывание загадок о предметах быта.

Удивительная Дымка.

1.Рассказ воспитателя о дымковской игрушке: историю ее  происхождения; цвета, используемые в росписи; элементы росписи. Составление декоративных композиций из элементов дымковской росписи на фланелеграфе, на силуэтах дымковской игрушки.

2. Роспись бумажных силуэтов – коня, оленя, барыни.

Синичкины именины.

1. Знакомство с традициями проведения праздника «Синичкины именины» на Руси и приметами, связанными с этим днем.

2. Уточнение знаний о зимних пернатых друзьях. Изготовление кормушек для птиц и развешивание на участке детского сада.

К худой голове своего ума не приставишь.

1. Беседа об уме и о глупости (на примере поговорок и пословиц).

2. Знакомство с русской народной сказкой  «Про Филю».                    

3. Словесная игра «Филя и Уля».

Декабрь

На печи лежим, сказки слушаем.

1.«Нет сказки без правды»,— говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел.

2.Беседа по содержанию знакомых сказок (элемент драматизации, инсценировка отрывков).

3. Чтение сказок народов мира .

Сказочная гжель.

1.Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам.

2. Роспись гжельских изделий из шаблонов с элементами гжельской розы.

3. Наклеивание и роспись силуэтов гжельской керамики приемами орнаментации.

 

Начинаем готовиться к зимним святкам.

1. Рассказ о двухнедельных новогодних празднествах

2. Разучивание колядок, игр к празднику.

3. Знакомство с традициями Рождественских праздников.

4. Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням

Новый год на Руси, Русский Никола и Санта-Клаус.

1. Рассказ о праздновании Нового Года на Руси.

2. Пение колядок

3. Санта-Клаус и Никола — чем похожи и в чем отличие (сравнить) (игрушки или иллюстрации).

4. Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров».

Январь

У нас Рождественский сочельник.

В русских народных костюмах дети принимают участие в празднике; ходят с колядками по детскому саду, потом в музыкальном зале продолжается праздник с песнями, танцами, играми, угощениями.

1. Знакомство с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры).

2. Разучивание считалок, слов к играм.

Русские народные игрушки.

1.Познакомить с внешним обликом, особенностями росписи Полхов- Майданских матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле Полхов-Майданской росписи, используя  акварель. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

2  Рисование матрешек.

3.Рассказ воспитателя о Филимоновской  игрушке. Филимоновская свистулька;

4. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки».

Что расскажет нам старинная прялка.

1. Рассказ о прялке, о том, какое место она занимала в жизни женщины на Руси.

2. Рассматривание Прялки.

3, Загадывание загадок о прялке, веретене.

4. Учить прясть пряжу на прялке (по желанию).

Февраль

Ждем весну, готовимся к Масленице.

1. Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси.

2. Разучивание закличек солнца на Сретение (15 февраля), масленичных приговоров, игр.

3. Знакомство с приметами Сретенья.

4. Чтение русской народной сказки "Как весна зиму поборола".

День Трифона - день святого Валентина (14 февраля).

1. Сравнение двух праздников

2. Изготовление сердечек-сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям.

3. Выбор по жребию "Валентина" и "Валентины".

Познаем секреты русской кухни - учимся печь блины.

1. Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу.

2. Загадки о блинах

3. Выпечка блинов детьми.

Прощай, Масленица.

Праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны.

Искусство Жостова. Жостовский букет.        

1.Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – жостовская роспись.

 2.Знакомство с элементами жостовской росписи, закреплять умение работать кистью.

Март

Учимся величать мальчиков. Учимся величать девочек.

1. Добры-молодцы и красны девицы учатся приветствовать друг друга-

2. Хвалятся своими умениями: девочки - рукоделием, мальчики - спортивными достижениями.

3. Совместные танцы, песни.

Городецкие игрушки.

1.Познакомить детей с изделиями городецких мастеров. Освоение простейших элементов городецкой росписи. Продолжать формировать умение работать концом кисти.

2. Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».

Ждем весну!

1. Рассказ о старинных обычаях встречи весны.

2. Разгадывание загадок о весне

3. Разучивание закличек птиц и весны

4. Знакомство с народными приметами.

 

Прилетите, жавороночки, к нам...

1. Знакомство с весенним праздником "Сороки"(22 марта), с приметами этого праздника.

2. Работа с тестом (делать жаворонков).

Апрель

Благовещенье - птиц на волю отпущенье.

1. Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.

2. Изготовление птиц из бумаги (способом "Оригами") с последующим пусканием по ветру на улице.

Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой...

1. Рассказ о Вербном воскресенье: обряды, обычаи, приметы этого дня.

2. Рассматривание веточек вербы с последующим их использованием в игре "Ручеек".

Золотая хохлома.

1.Расширять представления о хохломском промысле; учить рисовать отдельные элементы хохломской росписи; формировать умение работать концом кисти, развивать воображение.

2 Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома».

Христос воскрес, воистину воскрес!

1.Знакомстве с праздником Пасхи: обрядами, традициями.

2. Работа детей: склеивают корзиночки-подставки для яиц; расписывают яйца красками или путем аппликации, делают другие поделки.

 3.Участие детей в празднике.

Май

Не бывать на Руси весны без Егория.

1. Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля.

2.Беседа о гербах.

2. Рассматривание герба Москвы, Саратова, Санкт-Петербурга и других городов России.

Про отцов и дедов помнить от века завещано...

1. Беседа о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы войны.

2, Рассматривание фото из семейных альбомов, фото из журналов, военной поры.

3. Беседа на тему "Человек жив до тех пор, пока его помнят".

4. «Бессмертный полк».

Белая береза - русская береза! Любимое дерево на Руси

1. Знакомство с традициями народных гуляний на Троицу (прощание с весной, встреча лета).

2. Рассказ о березе - главной героине праздника Троицы.

3. Разучивание песен о березке, хороводов, игр.

4. Загадывание загадок о березе, о лете.

Заключительный этап:

Итоги проекта:

 1.Выставка детского творчества «Русская ярмарка».

 2.Шуточная викторина «Скороговорки».

 3.Вечер досуга «Как у наших у ворот».

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.      

Список используемой литературы

  1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
  2. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
  3. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
  4. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
  5. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  6. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  7. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
  8. Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
  9. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Адвент календарь - календарь ожидания"

Хотелось бы поделиться опытом работы с адвент календарём. Ожидать сказочный, волшебный, новый год гораздо веселее тогда, когда тебя каждый день ожидает какой-нибудь сюрприз....

шагаа-биле Шагаа - новый год по лунному календарю, один из самых крупных праздников в календаре тувинцев.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16386850","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]«Шагаалаалам» Чап Чульдум.Шагнын чаазы келди,Шагаа...

Проект "Календарь природы" по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с использованием народного календаря кукол- закруток.

Проект был реализован с целью повышения временных представлений старших дошкольников, для расширения развивающей предметно- пространственной среды.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17...

Консультация для педагогов: адвент-календарь или календарь-ожидания.

Дидактическое пособие  для освоения временных представлений у детей дошкольного возраста....

Математика в календарях. Виды календарей.

Образовательная область ФГОС ДО «Познавательное развитие», формирование элементарных математических представлений. Конспект познавательной беседы «Математика в календарях. Виды календарей» для д...

Адвент-календарь-календарь ожидания Нового года(музыкальный руководитель)

Календарь ожидания Нового года представленный музыкальным руководителем....

Адвент-календарь-календарь ожидания Нового года(музыкальный руководитель)

Календарь ожидания Нового года.Работа музыкального руководителя на декабрь месяц отражена в ежедневных  заданиях....