методическая разработка "Избушка-говорушка"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Канеева Альбина Бахтияровна

Тема: «Использование многофункционального дидактического пособия «Избушка-говорушка» для развития устной речи детей.

   Направленность: развитие  устной речи детей - грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

  Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы.

  Вид: многофункциональное дидактическое пособие.

  Предназначение: для детей 5-6лет.

  Продолжительность: октябрь-ноябрь 2018 г.

  Актуальность: Своевременное появление речевых игр, их богатство, оригинальность и интенсивность – симптом благополучия в речевом развитии детей. Дидактические игры, призваны, прежде всего, стимулировать детскую самодеятельность. А задача педагога создать благоприятные условия для речевой деятельности ребёнка. Для этого необходимо систематически обновлять речевой уголок в группе новыми дидактическими играми и многофункциональными дидактическими пособиями. Одно из таких пособий мы сделали своими руками, его можно использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельных играх детей. Это многофункциональное пособие «Избушка-говорушка»

 Часто педагоги сталкиваются с такой проблемой, как недостаточно развитая память, речь, внимание у дошкольников. Именно дидактические игры предназначены для того, чтобы решать такие трудности в развитии ребенка. А игры, созданные своими руками  могут быть особенно интересными. Создавая такие игры мы можем индивидуально учитывать способности и потребности каждого ребенка. Анализируя показатели уровня развития речи я поставила перед собой следующую задачу: больше уделять внимания индивидуальной работе по развитию речи, особенно с малоактивными детьми.

 В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Детям с низким уровнем речевого развития взрослые позволяют отвечать на вопросы не только словесно, но и с помощью жестикуляции или специальных средств.

Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов.

Одним из эффективным средством в решении речевых проблем я считаю создание и активное использование именно дидактических игр . Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Проблема развития речи является одной из  актуальных.

Цель: развитие речевой активности у детей 5 – 7 лет по средствам игр с многофункциональным  пособием «Избушка –говорушка»

  Задачи:

Образовательные:

-обогащать речь детей существительными, обозначающими      предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предмета;

- закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков;

-упражнять в образовании однокоренных слов(снег-снежинка-снеговик-снежная)

- Развивающие:

- продолжать развивать речь как средство общения;

-продолжать развивать фонематический слух;

 -развивать умение составлять рассказ, придумывать концовки сказкам.

 Воспитательные:

- воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу;

-воспитывать умение детей работать в паре.

       Описание пособия: домик из листа ЛДСП формата А3 с кармашками в виде окошек с лицевой стороны (стилизованное наборное полотно)  с наклеенным фетром с тыльной стороны ; схемы и предметные картинки для выставления на наборное полотно; изображения героев сказок для плоскостного театра с кусочками липучей ленты «велькро» для крепления на фетр; счетные палочки

        Этапы работы:

I – подготовительный (октябрь 2018г.)

-выявление актуальной проблемы;

- подбор и изучение методической литературы;

- выбор материала;

- изготовление многофункционального дидактического пособия;

II-  основной (начало ноября 2018г.)

Реализация основных видов деятельности:

- знакомство детей с пособием «Избушка –говорушка»

- использование  дидактических игр из данного пособия в работе с детьми;

 

III – заключительный (конец ноября 2018г)

Обобщение материалов и результатов работы:

- сравнительный  анализ уровня развития речи на начало и конец работы по многофункциональному дидактическому пособию.

- презентация пособия на методическом часе МАДОУ № 6 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район  Республики Башкортостан (29 ноября 2018 г.).

     Ожидаемый результат:

-владение речью как средством общения и культуры;  обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основываясь на опыте использования  данного дидактического пособия можно сказать, что его систематическое использование оказывает благотворное влияние на развитие речи, мотивирует детей к активной речевой деятельности.

      Составляющие элементы:

- внесение пособия на занятия;

- в самостоятельной деятельности детей;

         Вариации:

- по используемому варианту;

- по размеру;

- по количеству составляющих частей;

         Возможные формы работы:

- организованная образовательная деятельность;

- развлечения с использованием речевых игр;

        Основные достоинства:

- многофункциональность;

- участие одного ребёнка, подгруппы детей;

- использование в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми.

- можно  переставлять, переносить.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему 5 словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

                                         К.Д.Ушинский.

Использованная литература:

1. Рабочая образовательная программа старшей группы № 7

2.Основная образовательная  программа дошкольного образования  МАДОУ детский сад № 6 г.Туймазы.

3.В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду», старшая группа

«Мозаика –синтез», Москва 2017

4 . Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.

5. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении, -СПб,2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г. Туймазы муниципального района    Туймазинский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка «Избушка -говорушка»

Образовательная область «Речевое  развитие»

Раздел «Развитие речи»

возрастная группа: старшая группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Выполнил: воспитатель   Канеева А.Б.                              

                                                   квалификационная категория: первая

                                                   стаж работы в данной должности: 18 лет

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

2018 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_po_razvitiyu_rechi.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

       Тема: «Использование многофункционального дидактического пособия «Избушка-говорушка» для развития устной речи детей.

   Направленность: развитие  устной речи детей - грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

  Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы.

  Вид: многофункциональное дидактическое пособие.

  Предназначение: для детей 5-6лет.

  Продолжительность: октябрь-ноябрь 2018 г.

  Актуальность: Своевременное появление речевых игр, их богатство, оригинальность и интенсивность – симптом благополучия в речевом развитии детей. Дидактические игры, призваны, прежде всего, стимулировать детскую самодеятельность. А задача педагога создать благоприятные условия для речевой деятельности ребёнка. Для этого необходимо систематически обновлять речевой уголок в группе новыми дидактическими играми и многофункциональными дидактическими пособиями. Одно из таких пособий мы сделали своими руками, его можно использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельных играх детей. Это многофункциональное пособие «Избушка-говорушка»

 Часто педагоги сталкиваются с такой проблемой, как недостаточно развитая память, речь, внимание у дошкольников. Именно дидактические игры предназначены для того, чтобы решать такие трудности в развитии ребенка. А игры, созданные своими руками  могут быть особенно интересными. Создавая такие игры мы можем индивидуально учитывать способности и потребности каждого ребенка. Анализируя показатели уровня развития речи я поставила перед собой следующую задачу: больше уделять внимания индивидуальной работе по развитию речи, особенно с малоактивными детьми.

 В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Детям с низким уровнем речевого развития взрослые позволяют отвечать на вопросы не только словесно, но и с помощью жестикуляции или специальных средств.

Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов.

Одним из эффективным средством в решении речевых проблем я считаю создание и активное использование именно дидактических игр . Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Проблема развития речи является одной из  актуальных.

Цель: развитие речевой активности у детей 5 – 7 лет по средствам игр с многофункциональным  пособием «Избушка –говорушка»

  Задачи:

Образовательные:

-обогащать речь детей существительными, обозначающими      предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предмета;

- закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков;

-упражнять в образовании однокоренных слов(снег-снежинка-снеговик-снежная)

- Развивающие:

- продолжать развивать речь как средство общения;

-продолжать развивать фонематический слух;

 -развивать умение составлять рассказ, придумывать концовки сказкам.

 Воспитательные:

- воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу;

-воспитывать умение детей работать в паре.

       Описание пособия: домик из листа ЛДСП формата А3 с кармашками в виде окошек с лицевой стороны (стилизованное наборное полотно)  с наклеенным фетром с тыльной стороны ; схемы и предметные картинки для выставления на наборное полотно; изображения героев сказок для плоскостного театра с кусочками липучей ленты «велькро» для крепления на фетр; счетные палочки

        Этапы работы:

I – подготовительный (октябрь 2018г.)

-выявление актуальной проблемы;

- подбор и изучение методической литературы;

- выбор материала;

- изготовление многофункционального дидактического пособия;

II-  основной (начало ноября 2018г.)

Реализация основных видов деятельности:

- знакомство детей с пособием «Избушка –говорушка»

- использование  дидактических игр из данного пособия в работе с детьми;

III – заключительный (конец ноября 2018г)

Обобщение материалов и результатов работы:

- сравнительный  анализ уровня развития речи на начало и конец работы по многофункциональному дидактическому пособию.

- презентация пособия на методическом часе МАДОУ № 6 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район  Республики Башкортостан (29 ноября 2018 г.).

     Ожидаемый результат:

-владение речью как средством общения и культуры;  обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основываясь на опыте использования  данного дидактического пособия можно сказать, что его систематическое использование оказывает благотворное влияние на развитие речи, мотивирует детей к активной речевой деятельности.

      Составляющие элементы:

- внесение пособия на занятия;

- в самостоятельной деятельности детей;

         Вариации:

- по используемому варианту;

- по размеру;

- по количеству составляющих частей;

         Возможные формы работы:

- организованная образовательная деятельность;

- развлечения с использованием речевых игр;

        Основные достоинства:

- многофункциональность;

- участие одного ребёнка, подгруппы детей;

- использование в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми.

- можно  переставлять, переносить.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему 5 словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

                                         К.Д.Ушинский.

Использованная литература:

1. Рабочая образовательная программа старшей группы № 7

2.Основная образовательная  программа дошкольного образования  МАДОУ детский сад № 6 г.Туймазы.

3.В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду», старшая группа

«Мозаика –синтез», Москва 2017

4 . Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.

5. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении, -СПб,2006

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г. Туймазы муниципального района    Туймазинский район Республики Башкортостан

Методическая разработка «Избушка -говорушка»

Образовательная область «Речевое  развитие»

Раздел «Развитие речи»

возрастная группа: старшая группа

                                                   Выполнил: воспитатель   Канеева А.Б.                              

                                                   квалификационная категория: первая

                                                   стаж работы в данной должности: 18 лет

                                               

2018 год

 

       Тема: «Использование многофункционального дидактического пособия «Избушка-говорушка» для развития устной речи детей.

   Направленность: развитие  устной речи детей - грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

  Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы.

  Вид: многофункциональное дидактическое пособие.

  Предназначение: для детей 5-6лет.

  Продолжительность: октябрь-ноябрь 2018 г.

  Актуальность: Своевременное появление речевых игр, их богатство, оригинальность и интенсивность – симптом благополучия в речевом развитии детей. Дидактические игры, призваны, прежде всего, стимулировать детскую самодеятельность. А задача педагога создать благоприятные условия для речевой деятельности ребёнка. Для этого необходимо систематически обновлять речевой уголок в группе новыми дидактическими играми и многофункциональными дидактическими пособиями. Одно из таких пособий мы сделали своими руками, его можно использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельных играх детей. Это многофункциональное пособие «Избушка-говорушка»

 Часто педагоги сталкиваются с такой проблемой, как недостаточно развитая память, речь, внимание у дошкольников. Именно дидактические игры предназначены для того, чтобы решать такие трудности в развитии ребенка. А игры, созданные своими руками  могут быть особенно интересными. Создавая такие игры мы можем индивидуально учитывать способности и потребности каждого ребенка. Анализируя показатели уровня развития речи я поставила перед собой следующую задачу: больше уделять внимания индивидуальной работе по развитию речи, особенно с малоактивными детьми. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Детям с низким уровнем речевого развития взрослые позволяют отвечать на вопросы не только словесно, но и с помощью жестикуляции или специальных средств.

Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов.

Одним из эффективным средством в решении речевых проблем я считаю создание и активное использование именно дидактических игр . Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Проблема развития речи является одной из  актуальных.

Цель: развитие речевой активности у детей 5 – 7 лет по средствам игр с многофункциональным  пособием «Избушка –говорушка»

  Задачи:

Образовательные:

-обогащать речь детей существительными, обозначающими      предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предмета;

- закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков;

-упражнять в образовании однокоренных слов(снег-снежинка-снеговик-снежная)

- Развивающие:

продолжать развивать речь как средство общения;

-продолжать развивать фонематический слух;

 -развивать умение составлять рассказ, придумывать концовки сказкам.

 Воспитательные:

- воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу;

-воспитывать умение детей работать в паре.

       Описание пособия: домик из листа ЛДСП формата А3 с кармашками в виде окошек с лицевой стороны (стилизованное наборное полотно)  с наклеенным фетром с тыльной стороны ; схемы и предметные картинки для выставления на наборное полотно; изображения героев сказок для плоскостного театра с кусочками липучей ленты «велькро» для крепления на фетр; счетные палочки     Ожидаемый результат:

-владение речью как средством общения и культуры;  обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основываясь на опыте использования  данного дидактического пособия можно сказать, что его систематическое использование оказывает благотворное влияние на развитие речи, мотивирует детей к активной речевой деятельности.

      Составляющие элементы:

- внесение пособия на занятия;

- в самостоятельной деятельности детей;

         Вариации:

- по используемому варианту;

- по размеру;

- по количеству составляющих частей;

         Возможные формы работы:

- организованная образовательная деятельность;

- развлечения с использованием речевых игр;

        Основные достоинства:

- многофункциональность;

- участие одного ребёнка, подгруппы детей;

- использование в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми.

- можно  переставлять, переносить.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему 5 словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

К.Д.Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...