Речевое развитие дошкольников через восприятие художественной литературы
консультация по развитию речи на тему
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – дошкольный возраст. Именно в данный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы – развитие речи через восприятие художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_doshkolnikov_cherez_vospriyatie_hud_literatury.docx | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
- Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
- детский сад №120 «Сказочный» городского округа Тольятти
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Подготовила: учитель-логопед Шебаршева А.Е.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – дошкольный возраст. Именно в данный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы – развитие речи через восприятие художественной литературы. Именно в дошкольный период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. Все чаще дошкольники предпочитают книге другие источники информации: телевизор, компьютер. Они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову. Поэтому роль педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества, которые специально созданы для детей: колыбельные песни, потешки, прибаутки.
Колыбельные песни в развитии речи детей несут мощный ресурс:
1. Обогащают словарь новыми названиями предметов быта
«Ляжет дочка на пушок,
На пуховую кровать.
А я буду напевать
Колыбелечку качать».
2. Обогащают словарь словами сравнениями
«Спи-ка Маша-солнышко,
Спи, жито зернышко.
Спи моя родная, Рыбка золотая».
3. Обучают разнообразным способам грамматического строя речи.
4. Развивают фонематический слух.
Не меньшую роль в речевом развитии играют потешки, прибаутки, кричалки, скороговорки и считалки. Они предоставляют прекрасный речевой материал, который педагог использует в образовательной деятельности. Эти произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать словарный запас детей. Частое прослушивание их помогают детям усвоить новые формы слов. Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Дети запоминают четверостишие и активно их используют в повседневной жизни. Ценность их в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием легко продемонстрировать действия, обозначенные словами, тем самым связать само слово с действием. Например, в потешках «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик» и т. д. Дети знакомятся с однокоренными словами («Котя, котенька, коток, Котя серенький хвосток»); со словами в уменьшительно-ласкательной форме («Петя, Петенька, петушок»); с эпитетами, характеризующими внешние признаки предметов.
В работе с детьми большое внимание уделяется загадкам, они являются важным приемом во всех видах образовательной деятельности. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В загадках используются различные средства выразительности (эпитеты, сравнения, определения), что способствует формированию образной речи ребенка. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова.
В игре «Угадай по описанию», детям объясняют, что в любой загадке предмет не называется, а говорится, какой он: по величине, по цвету, с чем его можно сравнить, если это живой объект, то, что он любит делать или есть. Например: лексическая тема «Овощи»: зеленый, овальный, хрустящий и т. д. После отгадывания педагог предлагает детям самим составить загадки по остальным овощам.
В образовательной деятельности можно использовать игры в рифмы, они не просто занимательны, они помогают ребенку прочно закрепить в уме словарь, познать иной смысл и значение слов. В игре «Доскажи словечко» дети рифмуют и добавляют в конце строки нужное по рифме слово:
Михаил играл в футбол
И забил в ворота… (гол).
Опираясь на слог, придумать слово в рифму:
Из кармана у Аркашки
Вечно сыпятся бу…
За окном шумит буран
За стеной поет ба…
Огромной любовью у детей пользуется сказка. Она вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героем его чувства. Сказка развивает воображение, воспитывает эстетически и способствует усвоению языка. Изумителен по меткости и красоте язык народной сказки, благодаря чему образы и картины рисуются словно живые. Один меткий эпитет сказки создает картину, пейзаж: «чистое поле», «дремучий лес», «быстрая реченька» и т.д. Лаконичное описание языка в сказке дополняется живой интонацией: «Приходи, куманек, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!», «Василиса Премудрая такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать». Сказка дает своим героям меткие прозвища: «лисичка-сестричка», «мышка-норушка». Многие сказки построены на диалогах, где рисуется характер действующих лиц, их поступки. Через них дети учатся разговорной речи. Развивается диалогическая, связная речь. Содержатся в сказках правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим: «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль», «Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила». Тексты сказок расширяют словарный запас детей, помогают сделать речь образной, колоритной. Сказка помогает перенести слова из пассивного словаря в активный. К. Д. Ушинский писал: «У ребенка запас слов не мал, но быстро отыскать в памяти нужное слово и составляет активность речи».
Работа со сказкой включают в себя 3 основных направления:
- Ознакомление детей со сказкой, с ее жанровыми особенностями, языковыми и выразительными средствами.
2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности.
3. Развитие с помощью сказки воображения, фантазии, словотворчества и создание собственных сказок.
Заучивание стихов развивает память ребенка, это несет огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд. Стихи учат детей вслушиваться в слова и звуки – развивается фонетический слух, это нужно для подготовки к чтению и письму, это образец грамматической и лексической речи. В процессе совместного с детьми чтения совершенствуется выразительное чтение, развивается литературный интерес к поэзии. При чтении стихотворений важно создать поэтическую атмосферу в ОД, праздниках, в повседневном общении, на прогулке, на природе.
Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы развиваем и культуру речи детей. Главным ее результатом считается умение говорить грамматически правильно, точно и выразительно.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, через восприятие художественной литературы необходимо определить основные направления деятельности:
1. Создание развивающей предметно - пространственной среды:
- создание книжного центра, куда войдут альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей;
- дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас («Рифмы», "Кто и где спрятался»), по звуковой культуре речи («Звуковое домино», «Угадай песенку звука», «Кто так кричит?», на развитие связной речи, памяти, мышления, воображения у дошкольников ("Представь себе", "Скажи какой:", "Шиворот - навыворот", «Скажи по-другому» «Многозначные слова», «Фантазёры», «Животные и их детеныши", и др.);
- картотеки (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки);
- наглядно-дидактические пособия "Рассказы по картинкам", "Портреты детских писателей. XIX век", "Портреты детских писателей XX век", "Многозначные слова", "Антонимы. Глаголы", "Антонимы. Прилагательные" и др., подобраны сюжетные картинки.
2.Работа с детьми.
Для работы с детьми по данному направлению в группе может работать детская организация "Книжные защитники", в которой воспитанники смогут чинить книги из своей группы.
Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Создание детьми книжек – малышек, составленных по произведениям детских писателей.
Речевое развитие через восприятие художественной литературы происходит через, следующие формы:
-беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;
-пересказ сказки по ролям; -рассказы из личного опыта; - пересказ произведений художественной литературы по опорным схемам, от лица литературного героя; -составление сказок по аналогии; -придумывание продолжения незавершенных сказок, рассказов;
придумывание однокоренных слов;
-использование фразеологизмов в речи детей; -составление сказок по собственным рисункам с предложенным сюжетом; -выборочный пересказ фрагментов текста с изменением диалога персонажей.
3.Работа с родителями
Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей, с этой целью можно организовать следующую работу:
-выставка дидактических игр для речевого развития детей; -конкурс чтецов, где родители выступали в роли жюри; -семейные чтения с родителями, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства; -консультации; -папки – передвижки.
Рекомендуется еженедельно помещать в родительский уголок стихи для чтения или заучивания наизусть, загадки по данной лексической теме.
Таким образом, если книга займет первостепенное место в образовательном процессе детского сада, то ребенок научиться, не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями и поступками. В этом и состоит основная задача воспитания чтением, воспитания книгой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Речевое развитие дошкольников через приобщение их к чтению художественной литературы"
Презентация была представлена в ходе проведения педсовета....
Доклад на пед.совете ноябрь 2017 г. «Развитие речи младших дошкольников через восприятие художественной литературы и фольклора»
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...
Организация работы по речевому развитию старших дошкольников через чтение художественной литературы в рамках ФГОС в ДО.
Использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного...
Педагогический совет по теме "Речевое развитие дошкольников через приобщение к художественной литературе"
Это презентация педагогического совета, которая транслируется во время проведения педсовета. Начинается она с актуальности темы - это результаты анкетирования родителей и опроса детей. Зат...
"Влияние художественной литературы на речевое развитие дошкольников через культурные практики "
Разработка и внедрение системы работы по активизации речевых способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой....
Познавательное развитие дошкольников через чтение художественной литературы
Познавательное развитие дошкольников через чтение художественной литературыАвтор:Михайлова Алёна Николаевна Организация: ГБДОУ детский сад №22 комбинированного вида Красногвардейского...
Статья "Духовно-нравственное развитие дошкольников через чтение художественной литературы"
Статья "Духовно-нравственное развитие дошкольников через чтение художественной литературы"...