Консультация для педагогов "Преемственность в работе педагогов и родителей по речевому развитию"
консультация по развитию речи на тему

Коваленко Марина Михайловна

Консультация для педагогов ДОУ  "Преемственность в работе педагогов и родителей по речевому развитию (из собственного опыта)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_rechevomu_razvitiyu.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия «Учебно-воспитательный комплекс №1»

структурное подразделение детский сад

Консультация для педагогов

Преемственность в работе педагогов и родителей по речевому развитию

(из собственного опыта)

Воспитатель ВКК

Коваленко М.М.

         В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи. В Стандарте указывается, что он «является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья». Взаимодействие с родителями является важнейшим условием полноценного речевого развития воспитанников.

         Взаимодействие детского образовательного учреждения и семьи является ключевым условием его работы по любому направлению деятельности. Не будет исключением и работа по речевому развитию дошкольников, ведь результативности в данном направлении можно достичь, если педагоги и родители будут действовать согласованно.

         Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно  использовать различные формы работы. 

         Основными формами работы с родителями могут являться: консультации (индивидуальные и групповые); общие родительские собрания; семинары – практикумы; папки – передвижки; открытые показы занятий (индивидуальный, подгрупповых, групповых,  фронтальных); педагогические беседы; подбор методической литературы в помощь родителям.

         Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других.

        Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

         В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.  Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

        Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким. Это значит - вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада.  В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д.

         И так:   Мы стараемся  в нашей группе наиболее полно использовать все виды традиционных форм взаимодействия с семьей, но и ищем новые.               

         Пропаганду знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляем, прежде всего, в беседах и на консультациях. Например: «Игры – драматизации, как важнейший способ разностороннего развития речи», «Учите стихи, играючи», « Методы игрового речевого развития». Даём рекомендации родителям: «Как правильно читать книгу ребенку», «Как проводить беседу по прочитанному произведению».

         Эффективной формой работы считаю наглядную агитацию, например, организацию стендов, «уголков для родителей», где даются советы по словарной работе с детьми, игровые дыхательные упражнения, пальчиковые игры и списки необходимой литературы.

         Консультации строим так, чтобы они не были формальными, а, по возможности, привлекали родителей для решения проблем. Для этого консультации нужно строить  предельно чёткими. К консультациям мы организовываем выставки пособий и дидактических игр.

          Конечно, современные родители очень грамотны, информированы, но в тоже время и очень заняты, ограничены во времени. Занятость родителей - вот главная проблема взаимодействия педагога и родителя. Поэтому нужно искать новые формы работы с родителями, чтобы заинтересовать их, привлечь.

          На мой взгляд, одной из самых эффективных форм  являются семинары-практикумы. Они направлены на повышения уровня не только теоретического, но и практической подготовки родителей по развитию речи. Например, семинар – практикум « Развиваем речь ребенка», где родители были вовлечены в процесс формирования речи детей посредствам изготовления игр и пособий.

           Эффективной формой взаимодействия «педагог – родитель – ребенок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество ребенка и родителя, способствует развитию творчества в разных видах познавательно - речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработках и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно - образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем.

           Так при реализации проекта в младшей группе « Мой ласковый и нежный зверь», родители совместно с детьми читали и рассматривали художественную литературу, энциклопедии на тему домашние животные. Они проводили  дидактические, словесные, сюжетно-ролевые   игры с детьми, занимались инсценировками сказок и  этюдов. Родители выполняли творческие задания, оформляли совместно с детьми альбомы о животных. Совместно с родителями нами были прочитаны книги разных авторов о кошках: С.Маршак «Кошкин дом», «Усатый полосатый», С.Еремеев «Колыбельная для котика», «Мокрый нос, пушистый хвост», Е. Котова «Котята», Е. Пыльцына «Любопытный котёнок», В. Сутеев «Кот- рыболов», С. Коловоротный «Котовасия», «За  мурр - чательные кошки», А. Дмитриев «Про кошек и собак», сказки: Ш. Перро «Кот в сапогах», «Петушок - золотой гребешок», «Кот Котофеич», потешки «Кисонька - мурысонька», «Котик - коток», «Кот на печку пошёл» и др. Составлен альбом загадок, пословиц и поговорок о кошках.

            Таким образом, реализация подобных проектов способствует   сближению родителей, детей и педагогов. Ведь ничто   так не сближает, как совместное творчество и открытие чего-то нового, неизвестного.

            Еще одна форма работы с родителями – это праздники и досуги. Праздники – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности ребенка. Подготовка к ним является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи. Ведь дети разучивают стихи, песни, приобщая к этой деятельности не только педагогов, но и родителей. Дети учатся правильно и отчетливо воспринимать речь.

             Еще одна форма работы с родителями была проведена в нашей группе в прошлом году, при реализации проекта « Покормите птиц зимой», где родители второй группы совместно с детьми и педагогами изготавливали кормушки для птиц, а также провели работу по привлечению родительского состава всего детского сада, создав «Конкурс на лучшую кормушку». И, проходя по территории нашего сада, каждый родитель мог в личной беседе с ребенком выбрать лучшую кормушку. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между родителями и детьми, родителями и педагогами, а также детьми и педагогами.

             В конце хочется сказать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Таким образом, совместно с родителями, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста.

Цель данной стать выявить наиболее интересные формы взаимодействия педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста....

Особенности работы педагогов с детьми по речевому развитию в группах раннего возраста

В своевременном развитии речи детей главная роль принадлежит взрослому. Воспитатель определяет содержание и способы детской активности на занятиях, у детей формируется дидактическая направленная деяте...

«Особенности работы педагогов с детьми по речевому развитию в группах раннего возраста»

Какие показатели свидетельствуют о том, что речь детей 2-4 лет развивается полноценно?В 2 – 2,5 года дети могут выполнять простые словесные поручения, воспринимать несложные рассказы  без и...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ...