НОД
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Зудина Светлана Александровна

НОД по речевому развитию для подготовительной группы

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД по речевому развитию24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  

Возрастная группа : подготовительная группа

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): :  «Ты на свете лучше всех»

Воспитатель Зудина С.А.

Тема НОД: «Подготовка детей к обучению грамоте»

Направление образования и развития(образовательная область):

«Речевое развитие».

Цель: совершенствовать фонематическое восприятие детей.

Задачи:

Образовательные:.

-продолжать учить проводить звуковой анализ слова

-продолжать учить проводить звуковой анализ слова

-закреплять умение определять наличие заданного звука в слове.

-формировать умение читать слова, делить слова на слоги.

Развивающие:

-развивать фонематическое восприятие.

-развивать память и внимание.

-развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать уважение, взаимопонимание друг к другу.

Словарная работа (изучение новых слов)

 Виды деятельности:  словесные, наглядные, практические

Формы организации: групповые .

Формы реализации детских видов деятельности:  игровые

Оборудование и материалы:проектор, видео  презентация ( отрывок из телепередачи «АБВГДейка», слайды с картинками на выделение звука, картинки на определения  количества слогов), магнитная доска, карточки со словами из пословицы,  мяч.

Раздаточный материал: набор  предметных картинок, карточки с изображением круга, фломастеры.

Предварительная работа:

ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечание

Вводная часть (мотивация)

В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

И играем и поем,

Дружно в группе мы живем.  

Игра «Волшебные звуки»

Дети встают  в круг.

Основная часть

Ребята, а вы знаете, что пропевание  некоторых звуков помогает улучшить здоровье?

 Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет – сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В].

 Если у вас болит горло – превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З].

При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж].

Запомните эти упражнения и выполняйте,  и  волшебные звуки всегда придут к вам на помощь.

-Ребята, кто помнит артикуляционную сказку «У бабушки с дедушкой»?

Артикуляционная  гимнастика

Толстые внуки приехали в гости            

С ними худые – лишь кожа да гости      

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись      

Поцеловать они всех потянулись              

Утром проснулись – в улыбочку губы      

Чистили мы свои верхние зубы                  

Вправо и влево, внутри и снаружи      

С нижними зубками тоже мы дружим  

 Ребята, нам пришло  ВИДЕО ПИСЬМО.

 Хотите посмотреть? Рассаживаетесь  поудобнее

Внимание на экран.  (Сюрпризный момент)

Видео.  На экране отрывок из телепередачи «АБВГДейка».

 Герои получили задание от учительнице, составить пословицу о дружбе из слов.

 Они затрудняются. Просят помощи у ребят.

:Ребята, поможем клоунам?

-Мы с вами знаем, что прямой путь к успеху – ваши чуткие ушки, внимательные глазки и  конечно же правильные ответы. Итак, вы готовы справиться с заданиями?

Посмотрите, на доске спрятаны  слова, (на карточках нарисованы  восклицательный знак на другой стороне слово) вам интересно узнать какая пословица прячется? Открыть мы их сможем, если выполним определенные задания.

Согласны?


1 задание «Загадки»

 Для начала отгадаем загадки :

1.Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт…

-Какие звуки вы знаете?

 2.Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает

(А чем буква отличается от звука?)

3. Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый…

4. Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…

      5. Много слов я соберу
         Меж собой их подружу
         Понятным будет изложение
         То получу я

-Мы загадки отгадали, слово первое открываем.

 Педагог предлагает открыть и прочитать первое слово.

Педагог предлагает открыть и прочитать первое слово.

2 задание  « Найди звук »

На экране картинки:Робот, барабан,  ракета, помидор

 Ребята, скажите, что изображено на экране

 Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?

А теперь нам нужно  определить его место в слове.

На экране картинки:                    

 лампа, слон, кресло, пенал  Посмотрите, и скажите, что изображено на экране

Послушайте и назовите звук, который я выделяю, когда произношу эти слова?

Ответы детей.

-Как узнать, сколько слогов  слове?  

-Правильно, с помощью хлопков определите сколько слогов в слове «Кукла»

Сколько в слове «мяч» слогов сколько гласных звуков?

Сколько в слове «машина» ?

Сколько в слове «пирамида» слогов ? сколько гласных звуков?)

Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом?

Логопед: -Молодцы!

Сейчас всех в круг я приглашаю вмести с вами  поиграю.

Физкультминутка

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять! (руки к плечам, вращение плечами вперед и назад).

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.  (руки перед грудью, рывки руками в стороны).

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками.     (одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями  одна рука опускается, а другая одновременно- поднимается).

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте

 Игра «Закончи предложение».

Я начну предложение, а вы с помощью картинки, которая подходит по смыслу закончите его.

- В небе летит…..

- В парке растут…..

-В комнате стоит…..

-У Маши воздушный….

-Рыбаки поймали ……

-Бабушка связала….

Дети поднимают свои картинки и повторяют предложение целиком.

Хорошо, и с этим заданием мы справились

 Хорошо, и с этим заданием мы справились.  Повторите, что такое предложение).

- Замечательно,  мы можем открыть четвертое слово.

Предлагает открыть и прочитать  четвертое слово.

5 задание

«Преврати короткое слово в длинное» А для того, чтобы открыть следующее слово, я предлагаю встать в круг и поиграть.  Я буду бросать каждому из вас мяч и говорить короткое слово, а вы превращать это короткое слово в длинное.

Например: кот - котик,

 во втором слове звуков стало больше, поэтому оно стало длиннее.

-Задание понятно?

Игра начинается:

                 

-Молодцы дети. Вы правильно придумали длинные слова.

  Вы правильно превратили короткие слова в длинные. Поэтому мы можем открыть еще одно слово.

Открывают и читают  пятое слово.

6 задание «Нарисуй букву»

Ребята, обратите внимание у вас на столе еще карточки. На них  изображен круг. Какую букву он вам напоминает?

 Как вы думаете, в какие буквы можно превратить круг?

 Правильно, если мы по фантазируем дорисуем элементы, тогда получится другая буква. Сейчас я превращаю вас с волшебных художников! И вы тогда точно сможете обычный круг превратить в яркие, веселые, озорные букв.

 Раз, два, три, четыре пять начинаем рисовать….. Ребята, покажите, что у вас получилось.

У нас получились такие разные, яркие буквы. Мы можем открыть последнее слово, прочитать  всю пословицу.

 Предлагает открыть  последнее шестое слово, прочитать пословицу.

                     « Дерево держится корнями, а человек друзьями.»

На экране видео: клоуны благодарят детей, говорят, что они настоящие друзья. Прощаются.

посмотрите, клоуны очень рады и благодарны , что вы им помогли.

Дети выполняют упражнения стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено.

-дети надули щечки

-втянули щеки , не открывая рот

-широкая улыбка

-имитация поцелуя

-широкая улыбка

-язычок двигается  между

                                                                       верхней губой и зубами

 просмотр

Работа детей

Ответы детей

звук

 (буква). 

   (слог).

(слово). 

…(предложение). 

робот, барабан, ракета, помидор.

Ответы детей: звук «Р»

(лампа ,слон, кресло, пенал).  

Ответы детей:  звук «Л».

Ответы детей: (при помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов).

Ответы детей : 1

3 слога

4;

-4;

- игрушки

Выполнение упражнений детьми

 Птица, самолет.

Деревья….

Стол…..

Шар….

Рыбу….

Шарф….

Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой

 мяч-мячик, стол-столик, машина-машинка, кукла-куколка и т.д.  

-0

Ответы детей

дети дорисовывают элементы, что бы получилась буква. (звучит музыка, дети рисуют)

Заключительная часть (рефлексия)                                  

 А вам самим понравилось помогать клоунам? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение?

И мне понравилось с вами играть и задания выполнять.

- Ребята ,я для вас приготовила сюрприз (открывает красивую шкатулку) посмотрите - смайлики,  они разныерадостные, задумчивое, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

Теперь приглашаю всех в  круг

Собрались все вмести в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся .

До новых встреч!

Дети самостоятельно выбирают смайликов.

Выполнение движений