Консультация "Обучение рассказыванию"
консультация по развитию речи на тему
По ФГОС развитие речи выделена в отдельную образовательную область. Развитие связной речи входит как составная часть в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Чтобы сформировать связную речь ребенка нужно развивать у него умение рассказывать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_rasskazyvaniyu.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста.
По ФГОС развитие речи выделена в отдельную образовательную область. Развитие связной речи входит как составная часть в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Чтобы сформировать связную речь ребенка нужно развивать у него умение рассказывать. Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи: обогащение словаря, формирование грамматических навыков, воспитание звуковой культуры речи.
Обучение монологической речи начинают готовить со второй младшей группы. Большое внимание с детьми второй младшей группы должно быть уделено разговорной речи. Детей следует учить:
- понимать разные вопросы и отвечать на них;
- задавать вопросы самого разного характера;
- активно включаться в разговор;
- принимать участие в драматизациях;
- объяснять содержание несложной картины, правила поведения и т.д.
Обучение рассказыванию эффективно осуществляется на занятиях по рассматриванию сюжетных картин. Для второй младшей целесообразно использовать картины: « Едем в автобусе», «Помогаем товарищу», Дети играют в кубики» и т.д. Отчего же зависит эффективность таких занятий?
Умением воспитателя с самого начала заинтересовать детей. Ведущим приемом при рассматривание являются вопросы. Эти вопросы условно можно разделить так:
- вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода: «Почему остановили лошадку?» и т.д..
- вопросы, мобилизующие личный опыт ребенка: « Почему у Лены из снега получается такой красивый заборчик?»
- вопросы, требующие ответы-предположения, выходящие за пределы изображенного на картине.
Они позволяют сказать не только о настоящем, но и о прошлом.
Например: « Вова поит лошадку и что-то говорит ей?»
Если позволяет содержание картины, заканчивать рассказ следует так, чтобы последние фразы передавали отношение рассказчика к изображенным событиям. Например: «Катя слушала, слушала, да и надела правильно сразу несколько колец. Вот молодец-то!».
В средней группе детей продолжают обучать диалогической речи. Они отвечают на разнообразные вопросы воспитателя. Анализируя ответ, следует давать оценку его содержания и речевому оформлению. Если ответ верен по существу, а фраза построена неудачно, воспитатель хвалит ребенка за активность и сообразительность и тотчас же даёт образец правильного построения фразы. Затем предлагает повторить его. Осваивая причинно-следственные зависимости (зачем, когда, почему), дошкольники в ответах на вопросы воспитателя часто употребляют конструкции, начинающиеся союзом потому что. Если это оставлять без внимания, к старшему дошкольному возрасту данная ошибка станет типичной.
Со средней группы начинается целенаправленная работа по обучению монологической речи, предусматривающая специальные занятия по обучению рассказывания. У детей формируют умение сопоставлять описания игрушек, сюжетных картин, пересказывать художественные тексты.
- Составление рассказов об игрушках и предметах.
В начале года проводятся два, три подготовительных занятия. Цель их помочь ребенку осознать, что описание проводится по определенному плану. Эту задачу удобнее решать на занятиях типа: «Я начну, а вы продолжайте». Для описания выбираются два одинаковых по названию, но различных по внешнему виду предмета (куклы, медвежата и т.д.). Воспитатель рассказывает об одном предмете, а дети, следуя образцу описание другого объекта. На последующих занятиях у дошкольников формируют умение составлять описательные рассказы по одному объекту и по двум. Затем можно предложить дидактические игры на самостоятельное рассказывание по любому из предложенных четырех, пяти предметов типа: «Ушастик, угадай мою игрушку».
На данном занятие успех будет обуславливаться правильным подбором предметов. Игрушка должна привлекать своей необычностью, образностью. Игрушку следует показать за 5-7 минут до занятия. Тогда они получают возможность рассмотреть предмет, открыть для себя его особенности. Это существенный момент, т.к. ребенок, уже вызванный рассказывать, не должен брать игрушку (особенно в первой половине года). Она будет отвлекать малыша, мешать сосредоточиться.
Приемы обучения при составление описательных рассказов разнообразны, но все они направлены на то, чтобы обогащать и активизировать его словарь.
Например: перед тем как описывать игрушку, которую дети уже рассматривали самостоятельно, можно её спрятать.
«Дети, не видели вы куклу в красном платьице с белыми пуговицами? Давайте позовем её.». Дети хором и по одному зовут: «Кукла в красном платьице с белыми пуговицами, где ты?»
Концовка рассказа должна предусматривать эмоциональное общение ребенка с игрушкой (дать зайцу морковку, подвигать медвежонка и т. д. рассказ товарища.).
Так как на пятом году жизни ребенок ещё не может надолго удерживать в памяти мотив действия, их последовательность, воспитатель должен использовать различные формы подсказов и напоминаний. Можно предложить детям дополнить. Иногда следует предложить ребенку помощь (хочешь, мы тебе поможем?). Желательно, чтобы после дополнений ребенок повторил свой рассказ ещё раз. Нужно чтоб число подсказов-дополнений не превышало трех, иначе ребенок не запомнит их.
- Рассказывание по картине.
Для рассматривания и рассказывания следует использовать картины из серии «Наша Таня» (автор О. И.Соловьёва), «Мы играем» (автор Батурина), а также картины из серии «Домашние животные» (автор С. Веретенникова). Картины должны быть просты по содержанию. Количество предметов и персонажей невелико (один, три). Это позволяет выделить и охарактеризовать главное, установить связи между объектами, понять (при соответствующем объяснении взрослого) и мотивы действий персонажа, его отношения к окружающему. При обучении рассказыванию по картинке ведущим приемом является образец. Рассказ воспитателя должен состоять из 7-19 предложений (в конце года 10-13 предложений) и отражать конкретное содержание картины, быть интересным, эмоциональным, образным. Первые самостоятельные рассказы детей, как правило, содержат 2 – 3 предложения. В одних случаях это попытка, ориентируясь на образец, передать главное, в других, также ориентируясь на образец, воспроизвести то, что интересно самому ребенку. К концу года их рассказы могут состоять из 5-8 предложений.
- Пересказ.
При отборе художественных произведений для пересказа необходимо руководствоваться такими требованиями: небольшой объём, четко выраженная последовательность действий, доступный детям словарь, несложный синтаксис (короткие фразы, простые формы прямой речи и т.д.). Беседа по тексту должна включать не только вопросы по содержанию произведения, но и упражнения по выразительному пересказу диалогов. Отрабатывая у детей интонационную выразительность речи, педагог облегчает им запоминание текста. Рассказам детей свойственны длительные паузы. Это утомляет слушателей. Отвечая, дети волнуются, часто меняют позу (переступая с ноги на ногу, вздыхают и т.д.). Снять напряженность пауз позволяет прием отраженной речи воспитателя. Благодаря этому приему для ребенка паузы почти не ощущаются. Кроме того, многие дети говорят тихо. Отраженная речь воспитателя «срабатывает» как прием и здесь: фразу, тихо произнесенную ребенком, педагог повторяет более громко и выразительно. Если ребенок забывает текст, принято предлагать ему наводящий вопрос. Ответы бывают часто односложными. Поэтому в первой половине года, а иногда и позже, целесообразнее прибегать не к вопросам, а к подсказу всей фразы или её началу.
В старшей группе при составлении рассказов об игрушках развивают умение составлять описательные рассказы, руководствуясь готовым планом. Внимание должно быть уделено рассказыванию без повторов и длинных пауз.
Обучение рассказыванию о предметах и игрушках целесообразно осуществлять с помощью дидактических игр: «Мастерская игрушек», «Выставка автомобилей» и т. д. Эффективен прием составления писем. Виды работ необходимо чередовать.
В игре «Мастерская игрушек» ребенок, придя заказать игрушку, должен подробно описать мастеру, из какого материала сшить, где и какую использовать отделку, указать размер и другое. Заказчику выдается квитанция, его просят зайти в определенное время. Воспитатель следит, чтобы, войдя в мастерскую, ребенок был вежлив, держался естественно. В конце занятия дети получают заказы и идут играть. Игру один, два раза проводят как самостоятельное занятие, а в дальнейшем как часть занятия. по развитию речи. При приеме составления писем начало письма педагог составляет заранее.
- Рассказывание по картине.
В течение года дети составляют рассказы по 4-5 картинам. Можно показать картину заранее, но можно и не делать этого. В процессе рассматривания педагог развивает умение характеризовать место и время действия, поощряет стремлению увидеть картину по-своему и рассказать о ней, не копируя ответы товарищей. Подготовка к восприятию картины может происходить по-разному.
Предлагаются вопросы, побуждающие к размышлению (выслушав детей педагог говорит, что ответ на его вопрос может дать картина).
.Можно прочитать небольшой рассказ на аналогичную тему.
Чтобы дети лучше поняли содержание картины и она вызвала у них положительно-эмоциональное отношение, воспитатель должен предусмотреть разнообразные вопросы и задания. (Дети, вам нравится картина? Как вы думаете, о чем она?)
Работа над названием картины может включать два типа задания:
- придумать название картины, сопоставить его с авторским;
- выбрать название картины из нескольких, предложенных воспитателем.
Самую большую группу должны составлять вопросы, требующие ответов-размышлений, доказательств, заставляющие сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы. Вопросы должны быть сгруппированы так, чтобы отвечая на них ребенок мог составить законченный рассказ по одному из фрагментов картины. Чтобы не нарушать целостность восприятия картины, необходимо предусмотреть фразу-связку, нацеливающую на рассматривание очередного фрагмента. Заканчивать фразой содержащей оценку картины в целом.
Занятие по описанию картин следует чередовать с занятиями, посвященными рассказыванию по картинкам, открыткам, на которых изображены:
- единичные статические предметы на нейтральном фоне;
- объекты в действии;
- цепочка сюжетно-развивающих действий.
Предметные картинки группируют по темам: «Транспорт», «Одежда» и т. д.
В этом случае занятие заканчивают на группировку и классификацию предметов.
При составлении описательных рассказов воспитатель предлагает образец или план описания.
Более сложный вариант занятия - объединение описательных рассказов по картинкам, представляющие сюжет в развитии. Работа организуется таким образом. Воспитатель предлагает разложить по порядку 3-4 картинки. По каждой картинке составляется 2-3 рассказа. После этого заслушиваются рассказы2-3 детей по всем картинкам сразу.
- Рассказывание на темы из личного опыта.
В старшей группе предлагаются темы из коллективного и индивидуального опыта. Рассказывание на темы из опыта относятся к группе рассказов, сочиняемых по памяти. Поэтому, рекомендуется проводить игры и упражнения, совершенствующие у ребенка умения припоминать события.
- Составление рассказов творческого характера.
- Воспитатель предлагает две, три картинки (с развивающим сюжетом) и нужно сочинить концовку.
- Придумать самостоятельно рассказ на тему, предложенную воспитателем.
- Пересказ.
На занятиях по пересказу формируют умение свободно, последовательно, выразительно передавать содержание небольших сказок и рассказов без помощи вопросов воспитателя. Трудный и ответственный этап занятия-беседы по содержанию произведения. При минимуме вопросов (5-6) нужно создать у детей эмоционально-положительный настрой на произведение, обеспечить понимание и запоминание.
Приемы:
- чтение отрывков по заявкам детей;
- выяснение, что нового и интересного дети узнали;
- придумывание названия;
- придумывание сравнений на заданную тему;
- вопросы, побуждающие ребенка припомнить отдельные факты, сопоставить их.
Воспитателю следует выбирать небольшие по объёму тексты, которые ребенок пересказывает целиком, близко к оригиналу. Начинают обучать детей пересказыванию произведения по частям. Вызывается два ребенка. С помощью воспитателя или самостоятельно договариваются, кто будет начинать рассказ. Первый ребенок решает сам, в каком месте остановиться. Или вызывается ребенок и он сам выбирает себе партнера. Можно использовать и другой вариант: ребенок пересказывает текст, а затем передает «эстафету» (любой предмет). Активизации внимания детей способствует инсценирование и драматизация текста. Заканчивать целесообразно полным пересказом произведения одним ребенком.
Подготовительная группа.
- Составление рассказов об игрушках и предметах.
У детей в этом возрасте закрепляют умение подробно и последовательно описывать по восприятию единичные предметы. Воспитатель предлагает план описание. Обучение рассказыванию об игрушках и предметах осуществляется с помощью дидактических игр: «Выставка», «Демонстрация моделей одежды» и т. д. Игры предлагают соблюдение определенных правил.
- Рассказывание по картине.
При рассказывание по картине отрабатываются следующие умения:
- умение придумывать своё название картины, мотивировать его:
- точно характеризовать время и место действия (летний день, полдень, закат, недалеко, вблизи, около, перед и т. д.);
- выявлять причинно-следственные зависимости, рассказывать о них по своему;
- передавать содержание картины в определенной последовательности, переходя от характеристики одной темы сюжета к другой.
Например при рассказывание по картине «Белки», ребенок должен охарактеризовать время года и время суток, затем описание окружающей природы и далее о бельчатах и их занятиях. Рассматривание картины занимает 8-10 минут. Заслушивают 5-6 рассказов. В данной возрастной группе целесообразны вопросы типа: «Кто расскажет интересней?», «Кто расскажет подробнее?».
- Составление рассказов по картинкам (сюжет в развитии).
На одном занятии можно использовать два набора картинок (один новый, а другой уже известен детям). Надо рассказать детям, что не следует делать такие выступления, как «на первой картинке изображено..», на второй картинке и т. д. Лучше начать так рассказ: «Однажды утром…» или «Это событие произошло…».
- Рассказывание на темы из коллективного и индивидуального опыта.
Данному рассказыванию продолжают обучать по готовому плану, а при необходимости и с помощью образца рассказа воспитателя.
- Составление рассказов творческого характера.
Составление рассказов творческого характера предполагает:
- составление рассказа по сюжетной картинке, замыслив что предшествовало изображенным предметам;
- придумывание рассказов по набору игрушек;
- составление рассказа по предложенному плану;
- придумывание сказок по опорным словам;
- придумывание небылицы и нелепицы;
- предложение продолжить рассказ.
- Пересказ.
Дети пересказывают рассказы и сказки в объёме ½ - ¾ печатной страницы.
При пересказе используют следующие приемы:
- вопросы по названию произведения (соответствует ли название содержанию, и как можно было бы по-другому озаглавить текст;
- самостоятельная оценка детьми того или иного события, сравнение её с той, что дана автором;
- вопросы, требующие от детей анализа отдельных фактов;
- пересказ детьми отрывков, интересных в языковом отношении.
В этой группе дети пересказывают текст целиком, по частям, по ролям, участвуют в драматизации его.
Чтобы избежать переутомления, целесообразно перед каждым выступлением прибегать к хоровому проговариванию детьми «речевой заставки».
Это может быть звукоподражание, создающее фон, на котором разворачивается события. Например, перед тем как ребенок начинает пересказывать отрывок о мышонке, храбро бросившемся в море, дети хором изображают волны, которые с шумом обрушиваются на берег: «Шшш – ууу, шшш – ууу».
Отрывок из текста, в котором выражена мораль произведения.
Присказкой, настраивающей детей на восприятие сказки.
Сказка, сказка прибаутка.
Рассказать её не шутка,
Чтобы сказочка сначала,
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От неё не задремал.
Овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства от воспитателя.
Формирование умений рассказывать и пересказывать требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр и т д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Абахтимова Ольга Николаевна «Методы и обучение дошкольников рассказыванию. Виды рассказывания в соответствии с ФГОС ДОУ»
laquo;Методы и обучение дошкольников рассказыванию. Виды рассказывания в соответствии с ФГОС ДОУ»...
Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие (обучение рассказыванию)» в средней группе детского сада Тема: «Рассказывание об игрушках»
Конспекторганизованной образовательной деятельностив образовательной области «Речевое развитие(обучение рассказыванию)»в средней группе детского садаТема: «Рассказывание об игрушках...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Обучение рассказыванию». Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке «Айога»
Конспект открытого занятия по развитию речив старшей группе (5-6 лет)Тема: «Обучение рассказыванию».Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Рассказывание по картине. Виды рассказывания по картине (требования к подбору картин).
Рассказывание по картине.Виды рассказывания по картине (требования к подбору картин)....
Мастер-класс "Методика организации рассказывания по картине. Практикум по организации занятия по рассказыванию по картине"
Документы, подтверждающие проведение мастер-класса "Методика организации рассказывания по картине. Практикум по организации занятия по рассказыванию по картине"...
Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию из опыта. Рассказывание на тему из личного опыта «Как мы играем зимой на участке». Старшая группа.
Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию из опыта.Рассказывание на тему из личного опыта«Как мы играем зимой на участке»....