Упражнения на развитие мимики, пантомимики. Ритмопластика. Старший дошкольный возраст.
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_na_razvitie_mimiki_pantomimiki._ritmoplastika.docx | 37.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие мимики, пантомимики. Ритмопластика.
1. Упражнения на развитие мимики Цель: развлечение, развитие мимики лица, экспрессии, воображения. Научить детей управлять выражениям лица, с помощью мимики выражать чувства, персонажей сказки. |
Прослушав эпизод сказки, дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состояниям персонажей сказки, и сами воспроизводят их.
Педагог предлагает детям изобразить:
И лизнул его в бочок. А лизнув его бочок, Уколол свой язычок. А колючий ёж смеётся: - В рот не суй что попадётся!
Ребятам предлагается мимикой и звуками изобразить:
Каждый ребёнок по очереди изображает или больного, или сердитого, или весёлого человека. При этом нужно произносить с определённой интонацией коротенькие слова: Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Ах! Ах! Ах! Ох! Ох! Ох! Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.
Дети слушают музыку, в соответствии с характером музыки (веселая, грустная) показывают эмоции.
Педагог. Дети. Щенок проснулся, потянулся, Сидят на корточках, широко открывают глаза, тянутся, бегут по залу.
Посидел и побежал. Набегался, устал, остановился, Тяжело задышал. Останавливаются, тяжело и часто дышат, высунув язык. Увидел сметану, съел ее, Облизывается. Облизывает губы.
Педагог: Ты будешь толстяком помидором, а Ты – худышкой петрушкой и т.д. (Худышки втягивают щеки, толстяки их надувают.) Справа от меня овощи – худышки, Слева – овощи-толстяки. Встретились толстяки и худышки. (Смотрят друг на друга.) Удивились худышки: Ах, какие вы толстые! (Смотрят подняв брови и широко раскрыв глаза.) Рассердились толстяки: Не такие уж мы и толстые! (Хмурят брови, морщат губу и смотрят сердито.) Еще больше удивились худышки: О, да вы еще сердитые! (Округляют губы, как при произношении звука «о», поднимают брови.) Еще больше рассердились толстяки: У-у-у! мы действительно сердитые! (Вытягивают губы трубочкой, сводят брови.) Сморщили нос худышки: Ф-фу! Не хотим с вами в одном городе расти! (Морщат нос и произносят шепотом: «фу».) Скривили губы толстяки: Пф! Ну и не надо! (Изображают на лице возмущение, кривя уголки рта, произнося шепотом «пф».)
Педагог читает рассказ, а дети имитируют названые в нем движения. «Прилетела пчелка в берлогу. Решила она сесть кому-нибудь из медвежат на язычок, но медвежата стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали двигать ими вправо и влево. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова раскрыли рты, языки отдыхают. Пришла мама-медведица и зажгла свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее по лбу, двигая бровями вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат и улетела спать». |
2. Пантомимика |
1.Расцвели, как цветы. 2.Завяли как травка. 3.Крадется волк за зайцем. 4.Лисичка подслушивает. 5.Тяжелая сумка. 6.Вкусная конфета. 7.Представь, что ты артист. Ты выступаешь (можешь спеть, рассказать стихотворение, станцевать). Ты с улыбкой принимаешь цветы, раскланиваешься. 8.Ты цыпленок. Покажи, как живешь внутри яйца, а теперь ты разбиваешь скорлупу и вылупляешься. Помаши маленькими крылышками, расправь их. А теперь ты впервые увидел мир и очень удивился. Вот летит огромная птица, и ты испугался. А теперь цыпленок голоден и клюет зернышки.
Одни дети, по желанию, пантомимически, иногда помогая голосом, изображают героев сказки, а другие отгадывают их. В ходе игры педагог каждый раз спрашивает зрителей, по каким признакам они угадывали героев, тем самым ещё раз закрепляя представление о характерных особенностях персонажей сказки: волка, быка, барана, кота, петуха и свиньи. Например: «Гордый петушок» - идёт, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и т.д. «Злой волк» - с широко открытыми глазами, оскалившись, зло рычит и т.д.
• сладко спит; • просыпается, лапой умывается; • грозно фыркает; • пытается утащить сосиску; • боится собаки; • охотится.
Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник и т.д. Для превращения можно брать как мелкие, так и крупные предметы.
Дети распределяются на две-три группы, каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников отгадывают, во что именно превращена комната. Например: магазин, театр, берег моря, больница и т.д.
По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, птиц, животных, насекомых.
Педагог: «Ребята, представьте себе, что мы неожиданно попали в сказочный лес. Изобразите, как вы удивлены». И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны – вниз, пальцы разжаты: 1) поднять плечи, повернуть голову направо; 2) вернуться в исходное положение; 3) поднять плечи, голову повернуть налево; 4) вернуться в и.п. («поморгать глазками – удивились, куда же мы попали»).
Педагог: «Ребята, давайте теперь изобразим листопад в нашем сказочном лесу». И.п. – ноги вместе на «пружинке», руки внизу, голова опущена на грудь: 1-3) сделать вдох, медленно встать на носки, руки через стороны поднять вверх («дерево растёт, набирается сил, тянется к солнцу»); 4) сделать выдох, вернуться в и.п., руки уронить вниз, расслабляя, поочерёдно сгибая кисть в локтях («дует ветер и обрывает ветви и листья»).
Определить по походке прохожего (балерина, солдат, задавака, старый человек, манекенщица)
|
3. Ритмопластика | а) Образные упражнения под музыку:
Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю» (М. Глинка «Вальс-фантазия»).
Страшно и неприглядно в дремучем лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивая путников в самую чащу (М. Мусоргский «Гном», «Картинки с выставки»).
б) Упражнения на развитие двигательных способностей детей Цели: развивать двигательные способности детей - ловкость, подвижность, гибкость, выносливость; пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации), внимание; регулирование поведения; обучение приемам саморасслабления.
Бык прогоняет волка. Выразительные движения: кисти рук расположены над головой, указательными пальцами вперёд.
Детям предлагаются игрушки – персонажи сказки. Дети должны показать, как они любят свою игрушку – петушка, котика и т.д.
Дети встают в круг (на расстоянии вытянутых друг от друга рук), воспитатель предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх (как у волка из сказки). Дети иллюстрируют это, разводя широко руки в стороны. Далее просит показать, какие бывают глаза у того, кто боится (дети изображают большие, круглые глаза). Затем педагог говорит, что страх уменьшается, и вместе с детьми делает руками соответствующие движения. В конце игры предлагает посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого нет страха, так как он исчез.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один щепу дерёт, другой глину месит, третий печь кладёт, кто-то стены конопатит и т. п. Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.
Один ребенок (водящий) ходит по залу, делая произвольные движения (имитирует движения персонажей сказки). Группа детей (3-5 чел.), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Систематизация математических игр и упражнений для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлени...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6-7 Л)
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» («МУЗЫКА») «В ГОСТЯХ У БЕЛОСНЕЖКИ И ГНОМОВ» с элементами упражнений по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста
Задачи:1. Закрепление вокально-певческих навыков.Ø Звуко-высотногослуха;Ø Правильного дыхания;Ø Дикции, артикуляции;Ø...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...
Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...