Консультация для родителей второй младшей группы
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Давыдова Ольга Сергеевна

После двух лет дети очень любят задавать вопросы. Не ленитесь отвечать на детские вопросы, только отвечайте просто, внятно, не перегружая ответ непонятными словами. Старайтесь сами давать определения предметам по их родовой принадлежности с учетом видового своеобразия, например: хлебни-ца - это посуда для хлеба. Называя слова-обобщения: "посуда", "одежда", "мебель", "обувь", - взрослые сформируют понимание таких слов, а затем незаметно научат и правильно пользоваться ими. Поводом для применения слов-понятий могут быть любые просьбы взрослого: "Доченька, сложи свою одежду аккуратно", "Как ты разбросал игрушки, сынок. Ну-ка, собери". "Сначала надо помыть фрукты, потом можно есть".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vtoroy_mladshey_gruppy.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию речи на третьем году жизни

С ребенком третьего года жизни можно заниматься развитием речи, выделяя определенное время для таких занятий. Малыши могут работать сосредоточенно в течение 7-10 минут, и за это время можно поиграть с ними в лото, почитать книгу, рассмотреть картинки. Но это не значит, что в остальное свобод-ное время малыш будет играть один: полноценная речевая среда должна оставаться главным средством развития речи ребенка.

Обогащение словарного запаса

Предметный словарь.

После двух лет дети очень любят задавать вопросы. Не ленитесь отвечать на детские вопросы, только отвечайте просто, внятно, не перегружая ответ непонятными словами. Старайтесь сами давать определения предметам по их родовой принадлежности с учетом видового своеобразия, например: хлебни-ца - это посуда для хлеба. Называя слова-обобщения: "посуда", "одежда", "мебель", "обувь", - взрослые сформируют понимание таких слов, а затем незаметно научат и правильно пользоваться ими. Поводом для применения слов-понятий могут быть любые просьбы взрослого: "Доченька, сложи свою одежду аккуратно", "Как ты разбросал игрушки, сынок. Ну-ка, собери". "Сначала надо помыть фрукты, потом можно есть".

На прогулках обращайте внимание детей на растения, называйте детям цветы, деревья, птиц, насекомых. Пусть малыш откроет для себя мир природы во всем его многообразии. Не оставьте его без таких слов как:

* названия деревьев: береза, сосна,, рябина;

* названия цветов: ромашка, роза, одуванчик, тюльпан;

* названия птиц: голубь, воробей, синица, сорока;

* названия зверей: заяц, лиса, волк, медведь, еж, лось.

Имена прилагательные.

Восприятие цвета доступно детям раннего возраста. Ввести слова-названия основных цветов можно уже на третьем году жизни, если не забывать называть цвета одежды: "Сейчас наденем красные штанишки", "А где наша белая кофточка?" За столом можно спрашивать, в какую чашку налить чаю: в синюю или белую; какое яблоко хочет: зеленое или красное и т. д. Рассматривая картинки в книжке, обратить внимание, какого цвета небо, деревья, цветы. Так, не проводя специальных игр, обеспечивают понимание названий цветов. Закрепления в речи прилагательных, обозначающих цвета, можно поиграть с малышом в игру "Парные картинки". Для игры заготавливают картинки, обозначающие одинаковые предметы, но раскрашенные разным цветом: синий и желтый чайники, белая и черная собачки, красная и синяя бабочки и т. д. Один набор картинок у взрослого, второй - у ребенка. Начинает игру взрослый, он выкладывает любую свою картинку и просит ребенка найти и положить такую же. Затем взрослый говорит название цвета своей картинки и выясняет, какого цвета картинка малыша. С этим же набором можно играть, подбирая картинки по цвету: сначала все красные, потом все желтые и так далее, пока не соберутся все группы по цветам. В такой игре ликвидируется затруднение у тех детей, которые не умели различать цвета. Собрав все картинки одного цвета, нужно еще раз их назвать, выделяя голосом окончания прилагательных. Таким образом, вместе с закреплением названий цветов будет идти различение родовых окончаний прилагательных. ( н-р: Красные, синие - шар, ведро, коляска, туфли;  Зеленые, желтые - домик, кастрюля, платье, дерево;  Белые, черные - птичка, кораблик, пальто, сапоги;  Коричневые, серые - собачка, конь, гнездо, тапочки

Кроме прилагательных, обозначающих цвета, трехлетние дети должны знать слова-названия, обозначающие форму предметов: круглый, квадратный, овальный. Естественно, сначала нужно позаботиться о том, чтобы дети знали слова "круг", "квадрат", "овал" и понимали, что эти слова обозначают. Не забывайте упоминать, что такие предметы, как часы, солнце, луна, - круглые, а кубики, коробка, табурет - квадратные; огурец, лимон, слива - овальные. Позже дети по вашей просьбе попробуют назвать, какой формы яблоко, книжка, окно и т. д. Можно сделать подборку картинок, объединив их в группы по форме. Рассматривая с ребенком картинки, предложите выбрать все круглые предметы или все квадратные и т. д. С данным набором можно заниматься в течение длительного времени. Не огорчайтесь, если сначала ваш малыш будет просто называть картинки. Перво-начальная задача - ввести слова в пассивный словарь и только затем постепенно учить пользоваться данными прилагательными.

В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, холодная вода, холодный квас; горячий чай, горячая каша, горячее какао; теплый свитер, теплые носки, теплое пальто; сухое белье, сухие носки, сухая тряпка; мокрый пол, мокрая кисточка, мокрое полотенце; чистая посуда, чистые руки, чистое белье. Не забывайте чаще употреблять эти слова в своей речи, и тогда дети быстро усвоят их и начнут ими пользоваться.

Глагольный словарь.

С освоением различных видов деятельности, с формированием двигательных навыков растет и количество слов, обозначающих эти разнообразные действия. Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов-действий.  Называть действие, выполняемое ребенком, нужно точно, с использованием приставок. Например, воду из чашки в стакан перелили, в чайник воды налили, потом еще подлили, из ведра воду вылили. При рассматривании картинок-иллюстраций к сказкам спросите у малыша, что делает тот или иной герой сказки

Развитие грамматического строя речи.

Развитие грамматического строя речи осуществляется одновременно с развитием активного и пассивного словарного запаса ребенка и формированием правильного звукопроизношения, но, так как третий год жизни - это время активного становления фразовой речи, можно утверждать, что работа над грамматически правильным оформлением фразы должна стать ведущей в данном возрасте.

Чтобы помочь ребенку быстрее овладеть необходимыми и доступными ему грамматическими навыками, нужно использовать разнообразные приемы. Один из ведущих приемов - беседа по сюжетной картине. Взрослый задает ребенку вопросы, отвечая на которые ребенок должен употребить ту или иную грамматическую форму. Прекрасный дидактический материал в виде сюжетных картинок - это, прежде всего, иллюстрации к сказкам. Малыши в этом возрасте очень любят рассматривать картинки в любимых книжках, Если не предоставлять малыша самому себе в данном занятии, а сесть с ним вместе и не-навязчиво спрашивать, кого и что он там видит, к кому или к чему пришел главный герой, с кем или с чем он изображен рядом, то время рассматривания картинки пройдет с большой пользой для малыша.

По картинкам к сказке "Репка" удобно обратить внимание на формы винительного падежа без предлога. Для этого задают вопросы: Что посадил дед? Кого позвал дед? Кого позвала бабка? Кого позвала внучка? Кого позвала жучка? Кого позвала кошка?

Картинки к сказке "Колобок" - отличный материал для уточ-нения родительного падежа с предлогом с, дательного падежа с предлогом по, творительного падежа с предлогом с: Откуда скатился колобок? По чему покатился колобок? С кем сначала встретился колобок? А ещё с кем встречался колобок?

Рассматривая картинки из сказки "Маша и медведь", обязательно надо спросить: Куда залезла Маша? Где спряталась Маша? Откуда вынули Машу дедушка с бабушкой?

Развитие связной речи

По отношению к трехлетнему возрасту можно говорить лишь о подготовке детей к рассказыванию. Дети учатся слушать взрослого, высказываться в присутствии других людей.

Описать предмет, игрушку ребенок сможет, только опираясь на вопросы взрослого. При совместном рассматривании игрушки взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки: мишка большой, плюшевый, у него есть голова, туловище, лапы. На голове ушки, нос, глаза, рот. Затем спрашивает: "Какой мишка? Что есть у мишки? Покажи, где у мишки лапы". Во время рассматривания игрушка находится в руках у ребенка. Он двигает лапами мишки, трогает уши, глаза, ощущает, какой мишка мягкий, ворсистый, большой. Можно показать, как мишка неуклюже передвигается. Все действия с игрушкой помогают в усвоении рассказа о мишке, так как у детей трехлетнего возраста преобладает наглядно-действенное мышление.

Развитие артикуляции

Первое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыш наверняка любит корчить рожицы перед зеркалом, вот и воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Для того упражнения достаточно 2 – 3 минуты. Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка.

«Улыбка» Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносит «Ы».

«Пузыри мыльные» - их можно не только выдувать, но еще ловить, бегая за ними и хлопая в ладоши.

«Кто дольше» -  кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный, тянуть можно и некоторые согласные звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей второй младшей группы "Закаливание детей дошкольного возраста"

Закаливание - это образ жизниГиппократПод закаливанием следует понимать повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (повышенная или пониженная ...

Консультация для родителей. Вторая младшая группа. "Как играть с ребенком 3-4 лет".

«Игры с ребенком 3-4 лет  в домашних условиях»Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его...

Подборка консультаций для родителей Вторая младшая группа

Консультации для родителей второй младшей группы...

Консультация для родителей второй младшей группы «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей»

Консультация для родителей второй младшей группы «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей»...

Консультация для родителей второй младшей группы.

Консультация для родителей.Театр на кухонном столе            Кухня одно из любимых мест в каждом доме. Здесь тепло и уютно, даже когда в других ...

Консультация для родителей второй младшей группы "Игры - экспериментирования в воспитании младшего дошкольника"

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериме...

Консультация для родителей второй младшей группы «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям: во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми ...