Методика использования и значение рассказов об объектах и явлениях природы, природоведческих книг в разных возрастных группах
статья по окружающему миру на тему

Кушнарева Алена Николаевна

цель рассказа как метода создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте или явлении природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_ispolzovaniya_rasskazov.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методика использования и значение рассказов об объектах и явлениях природы, природоведческих книг в разных возрастных группах

Рассказ — вид творческой художественной деятельности воспитателя, требующий от него определенных знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы, размышлять над ними.

Цели:

1.Для расширения знаний об уже знакомых объектах и явлениях природы.

2. Для ознакомления с новыми объектами и явлениями природы.

Но основная цель рассказа как метода создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте или явлении природы.

Требования:

1.Рассказ применяется в том случае, если материал неизвестен. Это может быть описание объектов, принцип работы и устройство приборов, характеристика взаимосвязей и развития природы. В процессе рассказа о сезонных изменениях в природе воспитатель показывает, как они связаны с трудом человека, при этом демонстрирует картины «Труд человека в различные времена года». Рассказ можно использовать при подготовке к наблюдениям, при постановке опытов, во время проведения экскурсии и т. д. Дошкольный рассказ имеет общие черты с художественным произведением. Его образные характеристики и последовательность построения во многом совпадают. В учебном рассказе также есть завязка, кульминационный момент и развязка. При применении рассказа воспитатель путем ясного и доступного изложения добивается, чтобы дети понимали главное, могли из него выделить ряд частных вопросов, деталей, составляющих сюжет рассказа.

2.Рассказ должен быть научно выдержан, доступен для понимания детей определенного возраста. Тема рассказа выбирается воспитателем с учетом содержания знаний, определенного программой детского сада и адресуется конкретной возрастной группе.

3.Рассказ воспитателя требует внимания, сосредоточения мыслей детей; поэтому одним из важнейших требований, предъявляемых к рассказу, является тщательная подготовка со стороны воспитателя. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются. Речь воспитателя должна быть четкая, яркая, эмоциональная.

4.Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности.Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов.

Т.е. воспитатель должен учитывать – знания, интересы, возраст.

Много сведений для рассказов детям воспитатель может почерпнуть из биологических журналов («Юный натуралист», «Приусадебное хозяйство»), периодических изданий, специальных книг. Для рассказов можно использовать короткие отрывки из природоведческих детских книг. Рассказы можно создавать и самим, используя опыт собственных наблюдений за явлениями природы. Однако следует помнить, что к собственному рассказу необходимо предъявлять высокие требования, взыскательность.

Рассказывать детям надо увлеченно, образно, красочно. А для этого необходимо уметь подбирать точные, яркие, образные слова, характеризующие события. Составляя рассказ, воспитатель должен позаботиться о включении в него не только известных детям слов, но и новых, обогащающих их речь.

Использовать рассказ как метод экологического воспитания можно уже в младших группах. Для малышей рассказ должен быть предельно кратким и тесно связанным с их жизненным опытом. Постепенно рассказы увеличиваются по объему и усложняются по содержанию. В старшем дошкольном возрасте используются не только рассказы, повествующие о каком-либо событии, но и такие, которые ставят перед детьми вопросы, заставляют их размышлять, делать выводы. Например, воспитатель для рассказа может использовать произведение Ю. Дмитриева «Маленькая тайна». Не закончив рассказа, можно попросить детей догадаться, отчего произошли события, о которых повествуется в рассказе.

Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом — фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10—15 мин.

В зависимости от цели занятия и характера изучаемого материала, применяют рассказы различных типов. Наиболее часто используется рассказ-описание. Этот тип рассказа применяют, когда надо дать представление об объекте или явлении природы, как бы нарисовать его словами, чтобы дети представляли себе описываемое, как будто были непосредственными очевидцами происходящего. Это может быть описание животного, растения, особенностей различных природных областей и т. п.

Рассказ-описание может быть построен на основе непосредственных наблюдений воспитателя; в данном случае необходимо продумать содержание рассказа, внести в него удачные сравнения, остановиться на наиболее ярких и интересных моментах, постараться эмоционально окрасить его — все это будет способствовать лучшему запоминанию материала, сделает его доступным для всех учащихся. Описание может быть построено на основе использования художественной и научно-популярной литературы, дневников путешественников. Много описаний сезонных явлений природы можно найти в произведениях Г. Скребицкого, Д. Зуева, Н. Сладкова, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, В. Бианки, К. Паустовского и др.

Вот как описывает раннюю весну И. Соколов-Микитов: «На огороде распустилась верба: белые пуховки.

Жарче и жарче светит солнце. Днем с крыш капают капели, тают на солнце длинные сосульки. Потемнели, раструхли дороги. Лед на реке посинел.

На крышах снег растаял. На пригорках и около деревьев и стен оголилась земля.

Весело скачут на дворе воробьи, проводили зиму, радешеньки-рады:

— Жив! Жив! Жив!

Прилетели белоносые грачи. Важные, черные, ходят они по дорогам»

Задача воспитателя — найти такой материал и суметь донести его до сознания детей,

Рассказ-описание может быть проведен по картинам, на которых изображены необходимые объекты и явления природы.

Рассказ-объяснение позволяет раскрыть детям наиболее сложные вопросы, вскрывает существенные признаки явлений природы, устанавливает причинно-следственные связи и взаимозависимости, подводя дошкольников к необходимым выводам и обобщениям. Так, рассказ-объяснение воспитатель может использовать при изучении материалов о добыче полезных ископаемых, причинах смены дня и ночи, времен года и т. д.

В практике преподавания рассказ чаще всего сочетается с беседой. Обращаясь в ходе занятия к тем или иным наглядным пособиям, воспитатель часто проводит небольшую беседу, направляя рассматривание детьми пособия по определенному плану, вызывая у них необходимые суждения, обращая внимание на существенные моменты, помогающие более глубоко осмыслить рассказ.

Сочетание рассказа с беседой позволяет шире использовать разнообразные приемы, заставляет детей глубже задуматься над сообщенными фактами и сознательно их усваивать.

 

7. Методика проведения бесед с детьми дошкольного возраста о природе, Виды бесед, их содержание и значение

Беседа — это метод обучения, представляющий собой диалог воспитателя и ребенка, проводимый с конкретными учебно-воспитательными задачами по тщательно продуманному плану.

Беседа в обучении дошкольников применяется очень широко. Руководящая и направляющая роль в беседе принадлежит воспитателю. Используя разнообразные приемы активизации познавательной деятельности и мышления дошкольников, воспитатель реализует поставленные задачи. Например, постановка соответствующего вопроса перед детьми заставляет их задуматься, осмыслить материал, мысленно отобрать нужное и подготовить ответ; если при этом демонстрируются наглядные пособия, то их необходимо рассмотреть, проанализировать и в них найти ответ на поставленный вопрос.

Беседа — наиболее трудный среди словесных методов, поэтому воспитателю необходимо к ней тщательно готовиться. Главным условием для проведения беседы является наличие определенных знаний у дошкольников. Знания могут быть отрывочными и поверхностными; чаще всего это знания за предыдущий год, из предыдущей темы или знания, полученные из других источников: книг, кино, экскурсий, рассказа родителей и т. д. Эту неоформленную, еще не осмысленную информацию необходимо привести в систему, выделить из нее главное для формирования природоведческих понятий.

Особенность беседы как метода заключается в том, что изучаемая информация дается по частям и внимание детей периодически переключается. В процессе такого живого активного общения воспитателя с детьми он может сразу же получать обратную информацию.

Беседу следует строить в соответствии с определенными педагогическими требованиями.Основным требованием к беседе является тщательная подготовка вопросов. Их следует ставить так, чтобы они будили мысль ребенка, заставляли задуматься как ответить на поставленный вопрос. Беседа должна быть насыщена материалом, который вызовет у дошкольников интерес. Вопросы для дошкольников должны быть конкретными, четкими, ясными, краткими и вместе с тем приучать детей сравнивать, объяснять и раскрывать практическое значение изучаемого материала.

Одним из важнейших педагогических требований, предъявляемых к беседе, являетсясоблюдение правил постановки вопросов. Беседа даст необходимый педагогический эффект, если воспитатель, проводя ее, будет задавать дошкольникам четкие, ясные, построенные в строгой логической последовательности вопросы. Правильная постановка вопросов вызывает наибольшие трудности. Поэтому надо помнить, что нельзя задавать вопросы в неопределенной форме, например: что растет в поле? Что вы можете сказать о погоде? Вопросы не должны подсказывать или требовать односложного ответа «да» или «нет», например: песец встречается в тундре или нет? (Надо: каких животных тундры вы знаете?) Лиственные деревья встречаются в нашей местности? (Надо: какие лиственные деревья встречаются в нашей местности?) Не следует задавать вопросы, на которые учащиеся должны дать двойные или тройные ответы, например: какие животные и растения встречаются в пустыне? Назовите домашних животных нашей местности, расскажите, как их использует человек.

Вопрос задастся всей группе, затем воспитатель делает паузу, сосредоточивает внимание дошкольников на поставленном вопросе, а для ответа вызывает одного ребенка. Разумеется, далеко не всегда воспитатель получает полный ответ, поэтому для дополнения он вызывает других детей. Если же возникают трудности, то следует переформулировать вопрос или разделить его на более частные.

По дидактическим целям беседы бывают вводные (при изучении новых знаний), эвристические (при объяснении нового материала) и обобщающие(при закреплении).

 

Методика обучения пересказыванию в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.

В младших группах детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед что?» – «Репку». – «Выросла репка какая?»). Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель, побуждая подключаться к совместному ответу и ребенка. Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые дети отвечают сами целым предложением («Жили-были. Кто жили-были? Дед да баба?» – «Жили-были дед да баба»).

Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»), тоже с помощью воспитателя. Педагог учит детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по тексту и таким образом постепенно подводит к его воспроизведению. Запоминанию литературных произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе).

Как и в предыдущей группе, на первых порах преобладает совместное рассказывание воспитателя и ребенка. При повторном рассказывании воспитателем сказки дети могут произносить отдельные слова и предложения. Наряду с подсказывающими вопросами используются и прямые вопросы, требующие ответа целой фразой («Что сказал заяц Колобку? Кто встретился Колобку дальше?»). Постепенно дети начинают пересказывать отдельные фрагменты текста, а затем и весь текст, опираясь на помощь взрослого.

Эта работа во второй младшей группе осуществляется в процессе ознакомления детей с художественной литературой. Большое значение имеют индивидуальные занятия, в процессе которых создаются условия для активного участия каждого ребенка в пересказе.

Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию. Наиболее целесообразной формой организации детей при пересказывании является занятие со всей группой.

Рассмотрим сначала методические положения, которые касаются структуры и методики проведения занятий в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Успех обучения зависит прежде всего от подготовительной работы, проведенной перед занятием. Подготовка воспитателя состоит: а) в выборе произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения; б) в анализе произведения и работе над выразительностью исполнения; в) в отборе в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения. Подготовка детей к пересказам предполагает: а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста); б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения; в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом – это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация уголка книги в разных возрастных группах для развития речи детей

Организация уголка книги в разных возрастных группах для развития речи детей...

Организация уголков книги в разных возрастных группах

В данной работе раскрыта значимость уголков книги в разных возрастных группах детского сада....

Презентация "Использование нетрадиционных приемов и техник в развитии детского художественного творчества у детей разных возрастных групп с ЗПР"

Презентция к вопросу педагогического совета "Использование нетрадиционных приемов и техник в развитии детского художественного творчетва у детей разных возрастных групп с ЗПР"...

Доклад на тему "Использование нетрадиционных приемов и техник в развитии детского художественного творчества у детей разных возрастных групп с ЗПР"

Доклад к вопросу педагогического совета на тему  "Использование нетрадиционных приемов и техник в развитии детского художественного творчества у детей разных возрастных групп с ЗПР"...

Создание уголка книги в разных возрастных группах.

В презентации представлены методические основы организации книжного уголка в разных возрастных группах. ...

«Ребенок и книга» Л. М. Гурович, Л. Б. Береговой, В.И.Логиновой (М., 1999) особенности восприятия художественной литературы и задачи ознакомления с книгой в разных возрастных группах.

laquo;Ребенок и книга» Л. М. Гурович, Л. Б. Береговой, В.И.Логиновой (М., 1999) особенности восприятия художественной литературы и задачи ознакомления с книгой в разных возрастных группах.В сов...

ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА КНИГ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ

ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА КНИГ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ...