Значение театрализованной деятельности в развитии речи
статья по развитию речи на тему
Значение театрализованной деятельности в развитии речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Значение театрализованной деятельности в развитии речи | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение театрализованной деятельности в развитии речи
Для развития выразительной речи просто необходимо создать условия, в которых каждый ребенок был бы способен передать все свои эмоции и чувства, желания и взгляды, как при обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей, просто необходимо для развития речи. Неоценимую помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые проводятся ежедневно: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Воспитательных возможностей театрализованной деятельности не счесть, ведь ее тематика не ограничена, может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. В процессе игры, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки музыки, а при умелой постановке вопросов педагогом побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщаться. Во время работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Роль, которую исполняет ребенок, особенно диалоги с другими персонажами, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться.
Таким образом, можно смело утверждать, что именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, которые касаются не только формирования выразительности речи ребенка, но и интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Я считаю, что театрализованную деятельность можно по праву считать неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, замечательным способ для приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое отношение к добру и злу, познавая радость, связанную с преодолением трудностей общения и неуверенности в себе. В современном обществе, насыщенном информацией и стрессами; душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства.
Театрализация, в первую очередь является импровизацией, оживлением предметов и звуков. Ведь она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т. д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.
Одним из этапов развития речи в театрализованной деятельности является работа над ее выразительностью. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей до интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Создание условий, при которых ребенок мог бы проявить свои эмоции и чувства, желания и взгляды, не только в обычном разговоре, но и на публике, необходимы для развития выразительной стороны речи.
Помимо всего прочего, при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, концентрирующие в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляющие ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. В моменты разыгрывания сказок появляется замечательная возможность научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Именно поэтому работу в этом направлении необходимо проводить с младшего дошкольного возраста.
Педагоги побуждают детей к общению с помощью игр, сказок-потешек, учат детей находить выразительные средства в интонации, дошкольники получают возможность эмоционально проигрывать фразы, начинают четко произносить звуки. Так, например, во время прогулки с детьми, педагог предлагает послушать звук ветра, шелест листьев на деревьях, их шорох под ногами.
Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных, например, предлагается детям имитировать голос отгаданного животного, игра «Ворон и воронята» (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают), логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша ша-наша каша хороша и т. д.).
Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок. В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекаются к режиссерской работе, развивая навыки
без конфликтного общения. Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
- единство социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;
- насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
- постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- совместное участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. Поступки и взаимоотношения построены таким образом, что ребенку становиться легко определить их характер и эмоциональное состояние: Лиса – хитрая, Волк – злой и т. д.
Сказки служат для детей первым уроком нравственности морали, по которым живут люди. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера и зыки общественного поведения. Работа над театрализацией сказки способствует развитию коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, витию просодической стороны речи,
ее выразительности. Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию. При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится центрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх.
В семье необходимо сделать следующее:
- поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности;
- по мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях;
- обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля полученный результат;
- отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования;
- предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.;
- рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях;
- рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т. п.
Родители не должны находиться в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они также привлекаются к работе над театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно совместно с детьми они посещают театры и музеи, читают произведения
и просматривают видеофильмы, рекомендованные по теме. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
Таким образом, можно утверждать, что работа над театрализацией сказок способствует не только пополнению знаний и умений, но и является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка и его адекватного поведения в различных ситуациях. Инсценировка сказок очень увлекает детей, играющие быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих
с их смысловым содержанием. Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учась размышлять
и анализировать свое поведение и поведение других людей, дети становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретая наиболее творческий характер и эмоциональную насыщенность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"
"Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка" Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде...
Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка
Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка....
Рекомендация для родителей "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"
Нарушение речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками...
Значение театрализованной деятельности в развитии речи ребенка
Консультация для родителей по театрализованной деятельности и развитию речи детей...
Значение театрализованной деятельности в развитии речи ребенка
Консультация для родителей по театрализованной деятельности и развитию речи...
Консультация "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"
Театрализованная деятельность способствует развитию речи. Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голо...
Консультация для воспитателей «Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»
Роль театра в жизни ребенка - дошкольника несоизмеримо велика, т. к. здесь можно решать множество задач, связанных с его воспитанием и развитием....