Звуковая культура речи. Консультация для воспитателей.
консультация по развитию речи на тему

Козина Ольга Викторовна

Представлена консультация для педагогов ДОУ по формированию звуковой культуры речи у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi._konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Речь — важный элемент человеческой деятельности, с помощью которого человек познаёт окружающий мир, передаёт свои знания и опыт другим людям.

Другим словами, речь – это умение людей обмениваться устными или письменными сообщениями с помощью определённого набора слов.

Культура речи –  очень многозначное, широкое понятие, которое включает в себя правильность речи и речевое мастерство.

Под правильностью речи понимается владение установленными нормами устного и письменного литературного языка. Свои высказывания мы строим, опираясь на звукопроизносительные, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы.

Речевое мастерство – это, во-первых, умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный, уместный  в смысловом отношении вариант, а, во-вторых, умение правильно использовать средства выразительности речи.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления речи в целом: звукопроизношение, дикцию, элементы звуковой выразительности (интонация, сила, высота голоса и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности речи (мимика, жесты, поза и т.д.), а также громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Обязательно надо упомянуть речевой слух – он является предпосылкой и необходимым условием для возникновения звучащей речи.

Одной из составляющих образовательного  процесса в ДОУ является работа по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников. Каковы же направления этой работы? Напомню, что речь – это то, что мы слышим и понимаем, а также то, что мы можем произнести. Отсюда вытекают два основных направления работы по воспитанию звуковой культуры речи:

  1. Развитие восприятия речи.
  2. Формирование произносительной стороны речи.

У каждого из направлений работы есть свои задачи.

Задачи по развитию восприятия речи:

- развитие слухового внимания;

- формирование и развитие всех фонематических процессов.

Задачи по формированию произносительной стороны речи:

- формирование у детей правильного звукопроизношения за счёт развития речедвигательного, голосового аппаратов и обучения правильному речевому дыханию;

- формирование навыка чёткого и ясного произнесения слов;

- выработка умеренного темпа речи;

- выработка навыков умелого использования интонационных средств выразительности.

Учитывая физиологические и психологические возможности детей, задачи воспитания звуковой культуры речи в разных возрастных группах усложняются, распределяясь неравномерно.

 Так в младшем дошкольном возрасте работа больше направлена на формирование навыков правильного произношения звуков, развитие речевого слуха; в старшем возрасте больше внимание обращается на выработку чёткой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.

Формы работы по воспитанию ЗКР.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи проводится в различных формах:

- на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по развитию речи;

- отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);

- дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий – на прогулках, в режимных моментах, в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности и т.д.

Методы работы по воспитанию ЗКР:

  • дидактические игры - подвижные или хороводные игры с текстом, сюжетно-ролевые, словесные игры («Чей домик?», «У медведя во бору», «Каравай» и др );
  • дидактические рассказы с включением учебных заданий (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.);
  • метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.).

Приёмы работы по воспитанию ЗКР:

  • образец правильного произношения выполнения задания, которое даёт педагог;
  • краткое или развёрнутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;
  • утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);
  • образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, ш-ш-ш – песенка змейки);
  • хоровые и индивидуальные повторения;
  • совместная речь ребёнка и воспитателя, а также отражённая  речь;
  • оценка ответа или действия и исправления;
  • показ артикуляционных движений;
  • демонстрация игрушек, картинок.

Используемые средства.

Речевой материал – слова-звукоподражания, потешки, поговорки, пословицы, чистоговорки, скороговорки, стихи, сказки, рассказы.

Наглядный материал – предметные и сюжетные картинки, игрушки  (в т.ч.  звучащие),  музыкальные инструменты, пиктограммы, фотографии, настольный театр, теневой театр и др.

Условия для успешного воспитания ЗКР.

Что необходимо для успешного воспитания звуковой культуры речи у дошкольников:

- высокий уровень профессионального мастерства педагогов и их заинтересованность в проведении работы по воспитанию ЗКР;

- соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических;

- создание богатой развивающей среды;

- взаимодействие с семьёй по вопросам формирования звуковой культуры речи;

- здоровье ребёнка, нормальная работа ЦНС, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения;

- разнообразие деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Культура поведения ребёнка и звуковая культура речи.

Формирование у ребенка культуру деятельности, культуру общения, звуковую культуруречи....

Звуковая культура речи. Семинар для воспитателей

Дети среднего возраста особо чувствительны к звуковой, смысловой и грамматической стороне слова. В этот период происходит становление монологической речи и если сравнивать реч...

Работа по звуковой культуре речи. Консультация для воспитателей.

В каждой возрастной группе решаются определенные задачи по воспитанию звуковой культуры речи....

«Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи». (консультация для родителей

Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, помогают эффективно решить поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме....

МАСТЕР-КЛАСС: «Звуковая культура речи в работе воспитателя ДОУ с учетом ФГОС»

Понятие звуковой культуры речи.Задачи развития звуковой культуры речи.Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи.Работа над  развитием  звуковой культуры речи с учетом ФГОС.Построение...

Консультация «Звуковая культура речи в работе воспитателя ДОУ с учетом ФГОС».

Звуковая культура речи— понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию....