Звуковая культура речи. Консультация для воспитателей.
консультация по развитию речи на тему
Представлена консультация для педагогов ДОУ по формированию звуковой культуры речи у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovaya_kultura_rechi._konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Речь — важный элемент человеческой деятельности, с помощью которого человек познаёт окружающий мир, передаёт свои знания и опыт другим людям.
Другим словами, речь – это умение людей обмениваться устными или письменными сообщениями с помощью определённого набора слов.
Культура речи – очень многозначное, широкое понятие, которое включает в себя правильность речи и речевое мастерство.
Под правильностью речи понимается владение установленными нормами устного и письменного литературного языка. Свои высказывания мы строим, опираясь на звукопроизносительные, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы.
Речевое мастерство – это, во-первых, умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный, уместный в смысловом отношении вариант, а, во-вторых, умение правильно использовать средства выразительности речи.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления речи в целом: звукопроизношение, дикцию, элементы звуковой выразительности (интонация, сила, высота голоса и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности речи (мимика, жесты, поза и т.д.), а также громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Обязательно надо упомянуть речевой слух – он является предпосылкой и необходимым условием для возникновения звучащей речи.
Одной из составляющих образовательного процесса в ДОУ является работа по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников. Каковы же направления этой работы? Напомню, что речь – это то, что мы слышим и понимаем, а также то, что мы можем произнести. Отсюда вытекают два основных направления работы по воспитанию звуковой культуры речи:
- Развитие восприятия речи.
- Формирование произносительной стороны речи.
У каждого из направлений работы есть свои задачи.
Задачи по развитию восприятия речи:
- развитие слухового внимания;
- формирование и развитие всех фонематических процессов.
Задачи по формированию произносительной стороны речи:
- формирование у детей правильного звукопроизношения за счёт развития речедвигательного, голосового аппаратов и обучения правильному речевому дыханию;
- формирование навыка чёткого и ясного произнесения слов;
- выработка умеренного темпа речи;
- выработка навыков умелого использования интонационных средств выразительности.
Учитывая физиологические и психологические возможности детей, задачи воспитания звуковой культуры речи в разных возрастных группах усложняются, распределяясь неравномерно.
Так в младшем дошкольном возрасте работа больше направлена на формирование навыков правильного произношения звуков, развитие речевого слуха; в старшем возрасте больше внимание обращается на выработку чёткой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.
Формы работы по воспитанию ЗКР.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи проводится в различных формах:
- на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по развитию речи;
- отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
- дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий – на прогулках, в режимных моментах, в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности и т.д.
Методы работы по воспитанию ЗКР:
- дидактические игры - подвижные или хороводные игры с текстом, сюжетно-ролевые, словесные игры («Чей домик?», «У медведя во бору», «Каравай» и др );
- дидактические рассказы с включением учебных заданий (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.);
- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.).
Приёмы работы по воспитанию ЗКР:
- образец правильного произношения выполнения задания, которое даёт педагог;
- краткое или развёрнутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;
- утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);
- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, ш-ш-ш – песенка змейки);
- хоровые и индивидуальные повторения;
- совместная речь ребёнка и воспитателя, а также отражённая речь;
- оценка ответа или действия и исправления;
- показ артикуляционных движений;
- демонстрация игрушек, картинок.
Используемые средства.
Речевой материал – слова-звукоподражания, потешки, поговорки, пословицы, чистоговорки, скороговорки, стихи, сказки, рассказы.
Наглядный материал – предметные и сюжетные картинки, игрушки (в т.ч. звучащие), музыкальные инструменты, пиктограммы, фотографии, настольный театр, теневой театр и др.
Условия для успешного воспитания ЗКР.
Что необходимо для успешного воспитания звуковой культуры речи у дошкольников:
- высокий уровень профессионального мастерства педагогов и их заинтересованность в проведении работы по воспитанию ЗКР;
- соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических;
- создание богатой развивающей среды;
- взаимодействие с семьёй по вопросам формирования звуковой культуры речи;
- здоровье ребёнка, нормальная работа ЦНС, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения;
- разнообразие деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Культура поведения ребёнка и звуковая культура речи.
Формирование у ребенка культуру деятельности, культуру общения, звуковую культуруречи....
Звуковая культура речи. Семинар для воспитателей
Дети среднего возраста особо чувствительны к звуковой, смысловой и грамматической стороне слова. В этот период происходит становление монологической речи и если сравнивать реч...
Работа по звуковой культуре речи. Консультация для воспитателей.
В каждой возрастной группе решаются определенные задачи по воспитанию звуковой культуры речи....
«Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи». (консультация для родителей
Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, помогают эффективно решить поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме....
МАСТЕР-КЛАСС: «Звуковая культура речи в работе воспитателя ДОУ с учетом ФГОС»
Понятие звуковой культуры речи.Задачи развития звуковой культуры речи.Методы и приемы воспитания звуковой культуры речи.Работа над развитием звуковой культуры речи с учетом ФГОС.Построение...
Консультация «Звуковая культура речи в работе воспитателя ДОУ с учетом ФГОС».
Звуковая культура речи— понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию....
Консультация для воспитателей «Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте: звуковая культура речи, грамматический строй, связная речь».
Консультация для воспитателей об особенностях развития речи в разных возрастных группах....