Обучаем и воспитываем ребенка с учетом его гендерных особенностей
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Формирование в ребенке будущего мужчины, будущей женщины – одна из самых главных задач воспитания, поскольку оно создает не просто человека, гражданина, члена общества, а будущих жен, мужей, матерей, отцов. Мы стараемся учить детей правильным социальным ролям, т.е. быть Мужчинами и Женщинами. Обучение идеальных мам и пап начинаем прямо с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед Юнакова Татьяна Геннадьевна
подготовительной группы компенсирующей направленности № 10
МБДОУ д/с № 67г. Белгород,
Обучаем и воспитываем ребенка с учетом его гендерных особенностей
Аннотация: Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Формирование в ребенке будущего мужчины, будущей женщины – одна из самых главных задач воспитания, поскольку оно создает не просто человека, гражданина, члена общества, а будущих жен, мужей, матерей, отцов. Мы стараемся учить детей правильным социальным ролям, т.е. быть Мужчинами и Женщинами. Обучение идеальных мам и пап начинаем прямо с дошкольного возраста.
Ключевые слова: пол и гендер, гендерное равенство, маскулинизация девочек и феминизация мальчиков, гендерная культура, гендерное измерение, гендерная компетентность.
Миллиарды людей живут на планете. Несмотря на то, что они принадлежат к разным народам и расам, их можно разделить на две большие группы: мужчины и женщины. [7, с.73]
Мужчина и женщина – как день и ночь, как небо и земля, как огонь и лёд. Такие разные и несхожие в своих суждениях, поведении и чувствах. Они по-разному ведут себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимают окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что они не понимают друг друга. А непонимание – источник конфликта.
Поэтому современная наука чётко разграничивает мужское и женское начала, связывая их с понятием пола и гендера.
Для начала попробуем разобраться в том, что же это такое - гендер и гендерное равенство.
Начиная с 1970 года, ведутся споры о том, что определяет поведение и образ жизни человека: биология и среда. Может ли воспитание (культура) взять верх над биологией (генами) и определить пол человека?
Пол в переводе с латинского означает «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетикой (каким человек родился).
Гендер называют социальным полом, то есть, с каких позиций (мужчины или женщины) воспитывают человека.
Например, женщина может стать «мужчиной», если ведёт себя по - мужски: курит, пьёт, сквернословит. В такие моменты её гендер - мужской. Или, если мальчик красит губы, ногти, жеманится, то, не смотря на биологическое начало, его социальный пол – женский. [8, с.43]
Гендерная принадлежность характеризуется «мужественностью» - формами поведения типичными для мужчин, или «женственностью» - формами поведения типичными для женщин
Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где – слабый).
Причинами являются:
-большой процент разводов в обществе;
-преобладание неполных семей;
-главенствующая роль матери в семье;
-пассивное участие мужчин в воспитании детей;
-отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек.
-программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект;
-низкий процент мужчин-педагогов;
-преобладание в предметно-развивающей среде «девчоночьих» материалов и пособий;
-построение педагогического процесса без учета гендерных особенностей.
Гендерная культура предполагает:
-формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера;
-раскрытие психических, физиологических и этических особенностей мальчиков и девочек;
-формирование представлений о мужском и женском достоинстве.
Критерии сформированности гендерной культуры (в целом) это-
-становление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки;
-стремление к взаимопониманию;
-наличие качеств, характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство в деле, рыцарство, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности и др.;
-наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям;
-наличие честности, искренности, доверия, верности, милосердия, взаимопомощи.
Современная педагогика, встав на путь гумманизации воспитания и образования, борется за возвращение в нашу жизнь идеалов добра, терпимости, ненасилия, вместе с этими идеалами важно возвращение истинного понимания мужественности и женственности, ценности личного счастья, семейной жизни. Формирование в ребенке будущего мужчины, будущей женщины – одна из самых главных задач воспитания, поскольку оно создает не просто человека, гражданина, члена общества, а будущих жен, мужей, матерей, отцов. Вместе с тем ученые, писатели, публицисты указывают на бесполость нашего воспитания, которое часто в погоне за равенством полов попросту игнорирует их специфику. Большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, — опять женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. [3, с.54] Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т. п. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское» («тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек поло-ролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков. Результаты «бесполой» педагогики и психологии не заставили себя ждать: мальчики оказываются недостаточно эмоционально устойчивыми, решительными, сильными, а у девочек обнаруживается нехватка нежности, скромности, мягкости, терпимости. Это является одним из факторов кризиса современной семьи, ведет к возрастанию психосоматических заболеваний и общей невротизации.
Гендерный подход необходим:
1. Когда речь идет об индивидуализации образования. В данном случае, это попытка содействовать развитию понимания и восприимчивости по отношению к себе, что в целом может содействовать решению проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией.
2. В обучении, так как все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию
Гендерный подход в воспитании предполагает принимать в расчет и применять знания о гендерных особенностях:
- в определении содержания и методов обучения;
- в решении проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией.
Гендерный подход в образовании и воспитании сегодня – это учет многовариативного влияния фактора пола в синергизме биологического и социального. Значимым сегодня оказывается принципиально новый подход к образованию и воспитанию мальчиков и девочек – «гендерное измерение», в процессе которого формируются более адекватная жизненная позиция, имеющая в своей основе социополовую ориентацию, в том числе личностное самоопределение, выбор идеалов и жизненных целей, будущий профессиональный выбор, определение своего статуса в коллективе сверстников и др. Гендерное воспитание и образование вопреки представлению о том, что оно может ущемить правовые ценности равноправия личности и привести к дискриминации ее в зависимости от пола, напротив, в своей основе направлено на формирование идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее. [5, с.184] Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных. Под гендерной компетентностью понимается информированность относительно того, что понятие гендер охватывает круг психосоциальных и социокультурных характеристик, ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определённой культуры. Гендерная компетентность педагога предполагает овладение им различными аспектами руководства детской деятельностью с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребенка с акцентом на гендерную идентичность (психологическое ощущение ребенком себя будущим мужчиной или будущей женщиной).
Для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. [2, с.35] Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи, присутствие в его жизни полноценных папы и мамы.
Большая роль в гендерном образовании, отводится педагогу, перед которым ставится непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола. [4, с.431] С этой целью в дошкольном учреждении должны быть созданы все возможные условия для повышения информированности педагога по вопросам гендерного обучения и сохранения здоровья воспитанников в образовательном процессе, по результатам мониторинга для внесения своевременных коррективов в работу. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребенку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость. Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины или женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в своих личностных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемою волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими и чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким и т.п. Девочки, как будущие женщины, помимо традиционных женских качеств, должны быть активными, инициативными, уметь отстаивать свои интересы и т.п. При обучении важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, основанных прежде всего на слуховом восприятии. Для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, базирующиеся на зрительном восприятии. Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-то конкретном. [6, с.28] Каждый приобретенный навык позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Ни в коем случае нельзя противопоставлять детей: хорошие девочки и плохие мальчики и наоборот!
Итак, мальчик и девочка – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших детей и воспитать в них настоящих мужчин и женщин, соответствующих своей сути и содержанию. Везде хороша «золотая середина» - смешанное обучение и воспитание с элементами разделения, то есть дифференцированный подход с учетом половых признаков. Постараемся учить детей правильным социальным ролям, т.е. быть Мужчинами и Женщинами [1, с.6].
Список литературы:
- Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии» № 5, 1987. – 6с.
- Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998. – 35с.
- Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991. – 54с.
- Бендас ТВ. Гендерная психология: учебное пособие/ СПб.: Питер, 2008. - 431 с.
- Еремеева В Д. Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира. Нейропсихологии - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам/; М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 184 с.
- Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 28с.
- Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 73с.
- Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис – Пресс, 2003. – 43с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему детей желательно воспитывать с учетом их гендерных особенностей
консультация для воспитателей...
Почему детей желательно воспитывать с учетом их гендерных особенностей
Консультация для педагогв ДОУ...
Почему детей желательно воспитывать с учетом их гендерных особенностей
консультация для педагов...
Почему детей желательно воспитывать с учетом их гендерных особенностей
В данной статье затрагивается актуальная проблема - особенности гендерного воспитания дошкольников. Почему воспитание мальчиков и девочек должно строиться с учетом их половой принадлежности....
Консультация для молодых воспитателей «Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?»
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, пр...
Консультация "Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?"
Консультация "Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?"...
Статья на тему: «Общение с ребенком с учетом его гендерных особенностей. Девочки и мальчики»
Общение со сверстниками играет значительную роль в формировании личности ребенка –это средство познания и самовыражени...