мастер класс
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

мастер - класс для педагогов начальных классов и педагогов дополнительного образования. Цель - актуализировать среди педагогов проблемы нравственно-патриотического воспитания через использование «дидактического синквейна» в работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_po_sinkveynam.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Страна большая, а Кубань одна»(слайд 1)

Цель: (слайд 2)

Актуализировать среди педагогов проблемы нравственно-патриотического воспитания через использование «дидактического синквейна» в работе с дошкольниками.

Задачи:   

1.        Обогатить педагогические умения педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию через инновационную технологию «дидактический синквейн».

2.        Способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.

3.        Активизировать интерес к Кубани, её достопримечательностям.

4.         Развивать гражданственность и национальное самосознание.

Оборудование:

Проектор, экран, ноутбук, «Волшебная книга», слайды, видеозаписи «Великолепный Краснодарский край», «Краснодар», памятка «Правила написания синквейна», памятка для педагога.

Вступительное слово педагога:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников… Просто это или сложно? Перед нами стоит задача эффективно и увлекательно проводить работу по данному, я бы сказала, сложному направлению. В основе этого лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук, важно чтобы у ребенка-дошкольника возник ёмкий образ Родины.

Для воспитания юных патриотов в своей работе я использую разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Но, шагая в ногу со временем, учитывая современные требования и тенденции педагогической практики, внедряю инновационные приёмы, которые позволили добиться положительных  результатов. Сегодня я познакомлю вас с такой технологией, как «дидактический синквейн».

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

Составление синквейна – один из эффективных интересных приемов, который способствует совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников.

Синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».(слайд 3)

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является эффективным приёмом развития речи. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Синквейн – пятистрочная стихотворная форма.

Синквейн – это средство творческого самовыражения.

Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.

Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Синквейны можно сочинять на разные темы.

Синквейн для педагога – это:

- инструмент для синтеза и обобщения информации,

- средство творческого самовыражения ребёнка,

- способ обогащения словарного запаса,

- подготовка к краткому пересказу,

- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Синквейн как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации (слайд 4)

Одна из целей при составлении синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

Синквейн состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».(слайд 5)

1-я строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2-я строка – два слова (прилагательных), описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами;

3-я строка – три слова (глаголы), действия предмета, относящиеся к теме;

4-я строка – четыре слова – предложение, фраза, которая показывает отношение автора синквейна к теме (афоризм, крылатое выражение, цитата, пословица);

5-я строка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, обобщение, выражает личное отношение автора синквейна к теме в первой строчке, обычно существительное.

Для дошкольников строгое и чёткое соблюдение правил составления синквейна необязательно. В четвёртой строке синквейна предложение может состоять из трёх или пяти слов (можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему). А в пятой строке может быть два или три слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Этапы работы по обучению дошкольников составлению синквейна: (слайд 6)

I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь).

Цель первого этапа: уточнение, расширение и совершенствование детского словаря; знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Знакомим детей с понятием «слово», обозначающее предмет (живой, неживой) и «слово», обозначающее действие предмета, готовим платформу для последующей работы над нераспространенным предложением и его схемой. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

Знакомим детей со словом, обозначающим признак предмета, мы учим дошкольников составлять распространенное предложение. Завершается работа умения строить нераспространенные и распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д.

Знакомим детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом).

Работа на подготовительном этапе завершается знакомством детей с символами-обозначениями: «слов-предметов», «слов-определений», «слов-действий», «слов-ассоциаций», схемой предложения.

Формы организации образовательной деятельности дошкольников, через которые проводится обогащение и активизация словаря:

1. Образовательная деятельность (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная).

2. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие).

3. Дидактические игры («Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.).

4.Просмотр мультимедийных презентаций.

II этап – основной (январь – май).

Цель второго этапа: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн символами (с помощью педагога).

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

слова-предметы (существительные);

слова-признаки (прилагательные);

слова-действия (глаголы);

слова-предметы (существительные).

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по алгоритму создают свои нерифмованные стихотворения.

 Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

III этап – практический (до конца второго года обучения).

Цель этапа: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна на разные темы: о природе, о картине и литературном герое, о маме и папе, о настроении и многое другое.

Чтобы правильно составлять синквейн, важно:

- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

- владеть: анализом, обобщением; понятиями (слово-предмет, слово-действие, слово-признак);

- уметь подбирать синонимы;

- научиться правильно, понимать и задавать вопросы;

- согласовывать слова в предложении;

- правильно оформлять свою мысль в виде предложения.(слайд 7)

Ход мастер-класса:

- А теперь, уважаемые педагоги, мне хотелось бы показать поэтапную подготовку к составлению синквейна на занятии по обучению грамоте.

- Уважаемые коллеги, а сейчас вы превращаетесь в маленьких дошкольников,  и мы с вами на занятии по обучению грамоте.

- Ребята, посмотрите, у меня в руках «Волшебная книга»,   какая она необычная, удивительно красивая. (Открывает, звучит мелодия). Послушайте, какая нежная и ласковая мелодия, как будто приглашает нас в путешествие. Внимательно посмотрите на экран и скажите, куда же мы с вами отправляемся, знакомы ли вам эти места? (просмотр видеозаписи «Великолепный Краснодарский край) 

- А путешествие у нас сегодня по просторам нашего края, нашей страны. Вы уже знаете, что на земле существует много разных стран, больших и маленьких. Как называется наша страна?

Дети: Россия.

Уч-ль: Мы должны с вами гордиться тем, что живем в такой большой и прекрасной стране. А кто из вас, ребята, скажет, как называется наш край, в котором вы родились и растете?

Дети: Краснодарский.(слайд 8)

Уч-ль: Верно. У нас очень большой и богатый край, в нем живут трудолюбивые и гостеприимные люди.

- На краю Руси обширной

Вдоль кубанских берегов

Проживает тихо, мирно,

Войско кровных казаков.

Много лет войску кубанскому,

Много лет и казакам,

Атаману войсковому

И станицам, городам.

Это стихотворение о земле, казаках. Ребята, а как называется земля, где мы живем.

Дети: Кубань.

Уч-ль: Верно, Кубань. А давайте сейчас придумаем слова – ассоциации на каждую букву слова КУБАНЬ (слайд 9) (красивая, удивительная, богатая, аккуратная, народная). Молодцы!  

Уч-ль: Какая река есть у нас на Кубани, самая большая?

Дети: река Кубань.

Уч-ль: На Кубани много рек и два моря? Какие?

Дети: Азовское море и Черное (слайд 10).

Уч-ль: Кубанскую землю называют жемчужиной России. А как называется столица Краснодарского края?

Дети: Краснодар. (слайд 11)

Уч-ль: Правильно, Краснодар. Совсем, давно город Краснодар так не назывался. Раньше был город Екатеринодар. Назвали его в честь царицы Екатерины. (слайд 12)

 Уч-ль: Когда-то на месте, где сейчас стоит город Краснодар, а раньше  Екатеринодар  ничего не было. Там был лес. На высоком берегу реки Кубань переселенцы заложили крепость, с нее и начинался город. Войско жило в крепости, а мирные люди стали строить вокруг крепости себе дома.(слайд 13) Так стали появляться станицы. И постепенно появлялся город. Нужно было ему дать название. Переселенцы с Украины, донские казаки, запорожские казаки решили назвать город Екатеринодаром, в честь Екатерины, в благодарность того, что она подарила им эти земли. Казаки строили себе жилища, хаты.

Уч-ль: Ребята, а какие еще города нашего края вам известны, давайте поиграем в интересную игру «Города ты назови, со звуками соотнеси»

Вспомните города, названия которых начинаются на: 

- твёрдый согласный звук (Кореновск, Сочи, Краснодар и т.д.);

- мягкий согласный звук (Тихорецк, Геленджик и т.д.);

- гласный (Анапа, Ейск и т.д.).

- Ребята, нашу Кубань называют еще и житницей. (слайд 14) Только у нас в Краснодарском крае выращивают рекордные урожаи, только у нас самый вкусный хлеб. На Руси издавна встречают гостей самым дорогим: хлебом и солью. После трудового дня с наступлением вечера собирались хлопцы и девчата у плетня, отдохнуть. А какой отдых без задорных песен, плясок, забавных игр.

Пора детям поиграть, Свои кости поразмять.

Физминутка. «Кубань родная»

Могучие горы, степные просторы,

Руки над головой, пальцы обеих рук касаются друг друга. Разводят руки в стороны.

Приморского берега грань.

Наклон вперед, руки вперед, затем в стороны

Леса и поляны, сады и лиманы –

Правая рука вверх, затем вниз. Тоже самое левой рукой.

Все это родная Кубань.

 Хлопают в ладоши.

Уч-ль:  Дорогие, ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки, связанные с Кубанью, казачеством или Родиной? Могу вам подсказать, поиграем в игру «Доскажи словечко».(слайд 15) (На экране появляется начало пословицы) (слайд

Пословицы

«Труд казака кормит, а лень портит».

«Труд – дело чести, будь в труде на первом месте».

«За всякое дело берись умело».

«Казак без коня, что солдат без ружья».

«Сам погибай, а коня выручай».

«Встречай хлебом – солью, проживай добрым словом».

«Береги землю родимую, как мать любимую».

«На чужой каравай рот не разевай».

Уч-ль: Хорошо, ребята, а сейчас давайте по кругу, передавая мяч назовем слова, отвечающие на вопросы: Какая? Какой? Какое? (слайд 16)

Кубанская земля - (богатая, плодородная, щедрая, необъятная, дорогая, красивая, желанная, родная, раздольная, многоводная, цветущая).

Кубанский народ - (трудолюбивый, сильный, дружный, храбрый, умелый, честный)

Кубанское небо - (высокое, чистое, бездонное, бескрайнее, голубое, красивое).

Уч-ль: Молодцы, ребята. А теперь поиграем

Игра «Скажи наоборот»

Богатый край -

Мелкое море -

Темная улица -

Широкая аллея -

Дождливая погода -

Светлое небо -

Яркая зелень -

Холодный дождь -

Чистый мост -

Прохладный фонтан -

Шумный город -

Многоэтажный дом -

Новый сквер –

Уч-ль: «Отгадай синквейн – загадку» (слайд 17)

1.?

2. Бездонное, синее.

3. Бушует, плещется, волнуется.

4. Ложкой моря не вычерпаешь.

5. Вода. (Море)

Уч-ль: Хорошо постарались, ребята, а сейчас снова что-то хочет показать нам «Волшебная книга». Смотрите, внимательно на экран и запоминайте. Видеоролик «Краснодар».

Уч-ль: А теперь, можно сделать вывод нашей темы «Страна большая, а Кубань одна» в виде синквейна. Главные слова из всего нашего занятия и видеороликов превратим в синквейн под названием «Кубань». Посмотрите на примеры синквейнов (слайды 18 - 21). Разделимся на 2 группы и посмотрим, у кого лучше получится? (слайд 22)

Заключение. Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного мини-творчества, полёт мысли, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, обобщать, вычленять, объединять, делать выводы и заключения, и кратко излагать своё мнение.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Уважаемые педагоги, составьте, пожалуйста свой синквейн о синквейне (после составления открывается (слайд 23)) и синквейн к нашему семинару (после составления открывается (слайд 24)).

Рефлексия

Приём обратной связи «Анкетирование», методом незаконченного предложения.

- На мастер - классе я узнал(а)…

- Самым интересным для меня сегодня было…

- Я пожелал(а) бы ведущим мастер-класс…

Желаю творческих успехов! (слайд 25)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...