Консультация для родителей "Развиваем речь, играя"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Уважаемые родители! Обратите внимание на то, как говорит ваш малыш. Вы знаете, что от того, насколько чётко и красиво он говорит, умеет ли выразить свои мысли, зависит успешность вашего ребенка в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности.
Развитая речь в понимании многих родителей - это умение читать (и писать - хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не являются показателем его развития. Чтение и письмо - только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо - сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе речевого. Известно, что качественно владеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. овладение грамотой - не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую работу по речевому и языковому развитию детей.
Но очень часто современным родителям не хватает времени! И поэтому предлагаю вашему вниманию очень простые игры на развитие и активизацию речи вашего ребёнка, которые можно проводить не отрываясь от ежедневных домашних дел. На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.
Конечно, дорогие наши мамы и папы, это лишь малая часть тех игр, которые вы можете предложить ребенку. Но хочется, чтобы они помогли вам стать ближе с вашим малышом и дали возможность получать удовольствие от общения с ним. Успехов Вам в ваших совместных диалогах, рассказах и играх!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка»
Уважаемые родители! Обратите внимание на то, как говорит ваш малыш. Вы знаете, что от того, насколько чётко и красиво он говорит, умеет ли выразить свои мысли, зависит успешность вашего ребенка в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности. Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:
- Не забывайте, что дети усваивают речь по подражанию, и образцом для них служит именно ваша речь, поэтому важно не подражать «детской» речи, а говорить чётко, выразительно, эмоционально. Но как всегда нам, родителям, не хватает времени! И поэтому предлагаю вашему вниманию очень простые игры на развитие и активизацию речи вашего ребёнка, которые можно проводить не отрываясь от ежедневных домашних дел. На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.
- Следует реально оценивать состояние здоровья ребенка.
- Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.
- Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.
Развитая речь в понимании многих родителей - это умение читать (и писать - хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не являются показателем его развития. Чтение и письмо - только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо - сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе речевого. Известно, что качественно владеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. овладение грамотой - не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую работу по речевому и языковому развитию детей.
- Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит углублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему? Практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречия друг с другом.
Но очень часто современным родителям не хватает времени! И поэтому предлагаю вашему вниманию очень простые игры на развитие и активизацию речи вашего ребёнка, которые можно проводить не отрываясь от ежедневных домашних дел. На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.
- «Давай искать на кухне слова: «Какие слова можно вынуть из супа?, Шкафа?, Холодильника?»»
- «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим «друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку что-то вкусное, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», слова.
- «Приготовим сок». «Сок из яблок называется … (яблочный); из груш... (грушевый); из слив... (сливовый); из вишни...(вишневый); Так же можно играть и наоборот: вишневый сок из... (вишни) и т.д.
Игры по дороге из детского сада:
- «По дороге из детского сада (в детский сад). «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем - какие они. Вот машина - она серая. Я заметил воробья - он маленький». Можно называть увиденные объекты по очереди.
- «Отгадай, на что я смотрю? »
Ребёнок (или родитель) по дороге в детский сад находит предмет для описания и, не называя его, описывает его признаки, его предназначение, а родитель (или ребёнок) отгадывает предмет.
- «К чему относится? »
Взрослый называет какой-либо предмет, а ребенок называет обобщающее понятие, к которому этот предмет относится. Например: лук – овощ; яблоко – фрукт; брюки – одежда; тарелка – посуда; ботинок – обувь; поезд –транспорт; телевизор - бытовой прибор и т. д.
- «Потому и почему»
Взрослый задает ребенку вопросы. Например: «Почему осенью много луж?» «Почему врач надевает маску? и т. д. Ребенок отвечает на вопросы, используя словосочетание «…потому что», а затем пробует задавать взрослому свои вопросы со словом: «Почему...?»
- «Назови лишний предмет»
Вы называете ребенку серию обобщающих слов, среди которых находится одно, не подходящее данному понятию. Ребенок называет лишнее слово, например: ложка, чашка, кастрюля, скатерть…; стол, стул, кресло, пенек, диван…и т.д.
- «Бывает – не бывает»
Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает – не бывает», например: летом падает снег; кошка умеет летать; воробей – не птица и т.д
- «Удивительные истории».
Вы сочиняете рассказ о том, что увидите с ребенком по дороге домой. Лучше, если вы начнете этот рассказ сами, а ребенок его продолжит. Не ограничивайте фантазию малыша, но следите, чтобы слова ребенок произносил правильно.
- «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор.»
- «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например, ворона каркает, а воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц... (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади... (жеребенок) и т.д.
Очень важно развитие мелкой моторики рук, чем развитие пальчики, тем лучше речь детей. Ниже представлены упражнения, которые помогут развивать мелкую моторику Вашего ребенка в домашних условиях:
- «Золушка». Можно высыпать на стол горох и фасоль, и предложить ребенку разложить их по местам.
- «Волшебные палочки» (спички без головок). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры.
- Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может перебирать пуговицы, выкладывать из них, ярких ниточек красивые узоры.
Конечно, дорогие наши мамы и папы, это лишь малая часть тех игр, которые вы можете предложить ребенку. Но хочется, чтобы они помогли вам стать ближе с вашим малышом и дали возможность получать удовольствие от общения с ним. Успехов Вам в ваших совместных диалогах, рассказах и играх!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи».
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №951 ГОРОДА МОСКВЫ, СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №2 «Солнышко» Консультация для воспитателей:«Речевые и...
Консультация для родителей «В игры играем — речь развиваем»
Консультация...
Консультация для родителей "Речи игры для дошколят"
Развитие речи у дошкольного возраста идет ускоренными темпами. В этом возрасте дети не только учатся произносить звуки, но и делать это правильно, параллельно пополняя собственный словарный запас....
Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."
"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...
Консультация для родителей «Мы играем, мы играем-красивую речь развиваем!»
Консультация для родителей дошкольников по развитию речи...
Консультация для родителей "В игры играем - речь развиваем"
консультация...