Проектная деятельность "Формирование связной речи детей дошкольного возраста через фольклор"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Олейникова Елена Анатольевна

Файл содержит сборник занятий по развитию речи детей через знакомство с народным творчеством - фольклором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_k_proektu.docx48.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Русь, Россия, Родина моя».

   Ребята, посмотрите на карту разных стран. Вот страна, вот еще, еще. А эта большая, большущая страна – наша страна Россия! В древности – т.е давным-давно - её называли Русь. Знаменитые поэты, писатели, композиторы написали много песен и стихов о нашей замечательной Родине, родной стороне, нашей земле. И мы, живущие на этой земле, – русские. Какие замечательные русские сказки, сложенные русским народом мы знаем? «Репка», «Колобок», «Теремок», мы их любим и знаем. А что такое Родина? Это родная сторона – где мы с вами родились, наш город, наш дом, наша семья, наши родители. Послушайте стихи о нашей Родине:

                 Как велика моя земля,

                 Как широки просторы!

                 Озера, реки и поля

                 Леса и степь, и горы.

                 Раскинулась моя страна

                 От Севера до Юга,

                 Храни её и величай,

                 Люби сильней, чем друга!

Наш народ очень любил водить хороводы. Послушайте красивую русскую народную песню: «Во поле берёзка стояла» - пойдём вместе хороводом и повторяйте со мной движения, и подпевайте со мной, кто хочет. Ребята, посмотрите, какой у нас флаг. Какие цвета в нашем флаге? Вот какой у нас герб. Красивый? На нём изображён двуглавый орёл. Орёл – большая птица, она - символ солнца и небесной силы. Послушайте пословицы о нашей Родине.

  1. В каком народе живешь, того обычая и держись.
  2. Родная сторона, что родная матушка.
  3. Если щи хороши – другой пищи не ищи.
  4. Человек без Родины, что соловей без песни.
  5. Эх, дудочка моя, развеселая была.

Я на дудочке играл – весь народ мне подпевал

Стал я русского играть – весь народ пошел плясать.

Ребята, а вы знаете, какие деньги в нашей стране? Рубли. А в каком городе мы с вами живем? В Калининграде.

А сейчас поиграем в игру «Передай матрёшку». Под весёлую музыку передаём матрёшку по кругу, на ком матрёшка остановится, тот выходит и танцует. Послушайте стихи, о чём я сейчас прочитаю.

                Берегите Россию – без нее нам не жить!

                Берегите её, чтобы вечно ей быть!

                Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой

                Берегите Россию – нет России другой!

Присаживайтесь, пожалуйста, за стол. Посмотрите на лежащий перед вами, расчерченный на три полоски листок. Что это нам напоминает? Конечно, наш флаг. Давайте разукрасим наши флаги, а придя домой – повесим на видное место. Каким цветом будем разукрашивать? Верхнюю полосочку оставим белой, среднюю полосочку раскрасим синей краской, а нижнюю полоску – красной. Приступайте к работе. В конце занятия полюбоваться работами детей.

Тема: «Русская матрешка»

      Ребята, какие вы у меня красивые и румяные, как вот эти матрёшки! А кто такие матрёшки? Матрёшка, это русская игрушка. От русского имени Матрёна. Давным-давно у русских людей были умельцы – мастера, которые сами делали своим детям и детям соседским простых кукол из дерева. Затем этих кукол раскрашивали так, что они были похожи на русских красивых девушек, ярко накрашены, в ярких платочках, в ярких сарафанах, с яркими передничками (фартучками).

  1. Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к нам пришли матрёшки

Ложки деревянные

Матрёшечки румяные.

      Дети, а вы знаете какой у матрёшки есть секрет? Она открывается. А в ней матрёшка поменьше. А в следующей тоже, ещё поменьше. И так до самой малюсенькой. Вот их сколько. И все разные, разноцветные, щёчки румяные.

  1. Матрёшка на окошке

Под ярким сарафаном

И вся семья в матрёшке

Как в доме деревянном.

     Дети рассмотрите матрёшечек, потрогайте их, какие они красивые, яркие. Дерево материал приятный, тёплый. А давайте выучим про матрёшечек песенку:

                    Мы веселые матрёшки

  1. Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке

А которая осталась

Больше всех перепугалась.

Выучили песенку.

  Ребята, а давайте своим мамам сделаем подарки –

Нарисуем им матрёшечек, каждый нарисует свою. Яркую, красивую. Все разными цветами.

  Приступаем к рисованию.

Потом рассматриваем, какие у нас получились разные матрёшки. В конце предлагаю потанцевать с матрёшечками под русскую народную музыку.      

Тема:      Русская народная сказка «Теремок» + нетрадиционный способ лепки избы.

           Ребята, какие вы у меня красивые и весёлые! Давайте пойдем погуляем в лесок!

                 Мы в лесок пошли

                 Мы в лесу нашли

                 Малинку красную

                 Малинку разную.

Дети, а кто любит малину в лесу? Мишка. Кто хочет быть мишкой. Одеть шапку ребенку. А я про мишку вспомнила стишок «Мишка косолапый».

Проговорили. Включить музыку «Я бурый медвежонок». Потанцевали. Мишка, а ты где живёшь? В лесу. А у тебя там есть домик? Как он называется? «Берлога», я буду ложиться в неё спать и просплю в ней до весны». Давайте послушаем сказку о том, как звери искали себе домик.

Рассказываю сказку «Теремок», используя фигурки настольного театра.

Дети мне помогают.

После окончания – предлагаю детям помочь зверятам сделать новые домики. Давайте слепим им домики из пластилина. Как мы будем это делать?

Тема: «Русская изба».+ Игра «Чудесный сундучок».

     Русские люди всегда были работящими людьми. Они старались жить общинами, т.е. жить вместе по многу семей. А где семья должна жить? В доме. В каких домах жили раньше русские люди? Показать. Такие домики назывались изба – русская изба. Это был небольшой деревянный дом, с красивой крышей, окошками, дверью, крылечком. Кто мог красиво украшал окна и лестницы крыльца. Из чего все это строилось? Из дерева. Чтобы дом стоял, как можно дольше , дерево должно быть самым лучшим, сильным, молодым, упругим. Это сосна или ель. Люди выбирали под строительство избы место повыше – чтобы в доме не было сырости, чтобы недалеко была вода – озеро, чтобы рядом был лес. С леса люди кормились. Чтобы около избы были луга с сочной травой, чтобы ею кормился скот – козы, коровы, овечки, те домашние животные, которые тоже кормили людей. Вот как выглядела русская изба. Брёвнышко к брёвнышку строился дом, он был теплый, уютный, просторный. Рядом селились родственники, друзья, как говорили в старину.

  1. Одному страшно, а ораве все нипочём.
  2. Семья в куче – не страшна туча.
  3. Чем больше рук, тем легче труд.
  4. Живи просто, проживешь лет до ста.
  5. Кто долго жуёт, тот долго живет.

     Рядом с домом – избой люди, русские люди, распахивали, раскапывали огород. А что росло на том огороде? А это мы узнаем, если откроем «Чудесный сундучок». Что там у нас? А там живут загадки. Отгадаем, узнаем.

  1. Красна девица, сидит в темнице

А коса на улице  (Морковь)

  1. Без окон, без дверей

Полна горница людей   (Огурец)

  1. Сидит дед, во сто шуб одет

Кто его раздевает

Тот слёзы проливает   (Лук)

  1. Сто одёжек

И все без застёжек  (Капуста)

  1. Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки  (Яблоко)

Тема: «  «Снегурочка»

       Здравствуйте, ребята! Я рада, что мы опять будем играть. Рассадив детей вокруг круглого стола – показываю детям испачканную куклу и спрашиваю, нравится ли им такая кукла? А наши дети бывают такими же грязными? Что нужно тогда делать? Умыться. Умывая куклу, приговариваю потешку:

              «Водичка – водичка

              Умой моё личико

              Чтобы глазки блестели

               Чтобы щёчки краснели

                Чтоб смеялся роток

               Чтоб кусался зубок».  Ребята, а эта куколка непростая – она Снегурочка.

     Предлагаю детям повторить потешку, имитируем движения. Куколка умылась, чистая, а теперь хочет попить чая. Ребята, скажите, из чего куколка будет пить чай? Из какой посуды? Как она называется? Чайный сервиз. Что в него входит? Давайте назовём его предметы. Чайник, сахарница, чашки, блюдца, ложечки для сахара. Чем угощается куколка? Печеньем, пирожными, круассанами. Угощаем куклу чаем с печеньем.

Выходим, становимся в круг, поём

  1. Солнышко покажись

Красное нарядись

Выйди поскорее

Будь к нам подобрее

  1. Твои детки плачут

По лужочку скачут

Соломку жгут

Тебя в гости ждут.

  Остановились и передаем Снегурочку со словами первого куплета, на ком слова остановились, надевает шапочку солнца и танцует (включать музыку на компьютере).  Предлагаю послушать сказку «Снегурочка».  Беседуем о прочитанном. Ребята, а теперь возьмите музыкальные инструменты – будем играть на них под музыку – диск «Вересок».  Оркестр со всеми детьми.

  Поиграли несколько раз. Ребята, а давайте порадуем нашу Снегурочку и нарисуем ей  разных красивых подружек.   Можно рисовать любые сюжеты из сказки. Приступаем к работе.

 

Тема: «Загадки Деда Мороза»

     Ребята, какое сейчас время года. Зима. А какой месяц? Декабрь. А какой скоро будет праздник? Новый год. Как мы празднуем Новый год? Веселимся. Играем, поем песни, водим хороводы вокруг ёлочки. Восхваляем ёлку. Кого мы ждем на празднике. Деда Мороза, Снегурочку. И знаете, Дед Мороз оставил нам подарок, «волшебный сундучок» , а в нем живут загадки.

           Отгадайте их:

  1). Покрывало бело, всю землю одело (снег)

   2).Без досок, без топоров

        Через речку мост готов. ( лёд )

   3). Какой это мастер

         На стекло нанес

         И листья, и травы

         И заросли роз  ( Мороз )

    4). Дали братьям теплый дом

          Чтобы жили впятером

          Брат большой не согласился

          И отдельно поселился ( Варежки)

    5). Посмотрите вниз немножко

          Их оденут наши ножки

          В них мы бегаем зимой:

          Утром – в садик, а

          Вечером – домой.  (сапожки зимние )

Молодцы. А теперь выучим потешку:

          «Уж ты, зимушка – зима

           Закружила, замела

           Все дорожки, все пути –

           Негде деточкам пройти».      Ребята, а вы знаете откуда пошла традиция  наряжать ёлку. В дальние времена парни и девушки под Новый год шли гулять в лес, наряжали ёлку разноцветными лентами, бумажными игрушками, орехами, яблоками. Они водили вокруг ёлочки хороводы, пели песни, плясали, играли. Но со временем появилась традиция рубить ёлки, приносить их домой, и наряжать их уже дома. Радуя этим детей и всех домочадцев.

 А теперь поиграем. Игра «Весёлая шляпа».

Выбираем водящего. Потом я показываю на ребенка, даю ему шляпу и под музыку передаём её по кругу. Поставить ёлочку в середину. Давайте поводим вокруг ёлки хоровод. Спели. Готовы к празднику? Готовы. Тогда я предлагаю вам сделать красивые открытки к празднику. Вы можете нарисовать на своей открытке кого хотите и что хотите: Деда Мороза, Снегурочку, ёлочку нарядную, под ёлочкой зайчиков, белочек, мишек, гномиков. И подарите свои открытки родителям.

Тема « ты красавица зимушка – зима»

Дети, какое сейчас время года. Зима. А месяц? – декабрь или январь. Послушайте пословицы и поговорку про декабрь – и про зиму.

  1. Декабрь год кончает, а зиму начинает.
  2. Зима не лето, в шубу одето.
  3. Зима лодыря морозит.
  4. Зима в декабре хранительница полей.
  5. Как зима ни злится, а весне покорится.

Разучиваем закличку:

Ты Мороз, Мороз, Мороз

Не показывай свой нос!

Уходи-ка ты домой

Стужу уноси с собой.   Предлагаю потанцевать под диск «Кижи» 20 номер – «Русского».

 Опять Мороз передал нам загадки о зиме:

1). Рыбам зиму жить тепло

      Крыша – толстое стекло  ( лед )

2). Зимой и летом одним цветом ( ёлка )

3). Запорошила дорожки,

      Разукрасила окошки

      Радость детям подарила

      И на санках прокатила  ( зима )

4). Бел. Как мел, с неба прилетел

      Землю, как мелом, белым

      Покрывалом одело.  ( снег )

5). Невидимкой осторожно

      Он является ко мне

      И рисует, как художник

      Он узоры на окне.  ( мороз )

Сегодня мы разучим новую песенку. « Уж ты зимушка - зима «. Послушайте.

  1. Уж ты зимушка - зима      закружила замела         показываем, как            падает снег.

Припев. Эх, зимушка – зима

                Зима снежная была

  1. Закружила замела – все дороги занесла             - показываем, как едем

                     на лошадке

Припев.

  1. Все дороги занесла , холод лютый принесла                      - показываем, как греем руки.

Припев.

  1. Холод лютый принесла – всем подарки припасла

              - подбегаем, сажаем,

                                                                Показываем движения.

Вместе в праздник – в Новый год лихо празднует народ!    - все танцуем.

Припев.

В конце занятия лепим разных праздничных Снеговиков.

Тема: «Два Мороза»

     Ребята, скажите, какое сейчас время года? Оно холодное или теплое? А как мы одеваемся? Почему? А в доме что мы делаем, чтоб не замерзнуть? Топим, закрываем окна, двери. А как живут зимой звери? Домашние? В теплом хлеву – сарае, на теплой подстилке и человек их кормит сеном, хлебом, зерном, едой для (зверей) животных. А в лесу кто помогает зверятам? Никто, они сами готовятся к зиме. Белка заготавливает еду в дупло. Зайка меняет шубку, обгрызает кору молодых деревьев. Медведь ложится спать в берлогу до весны. Лиса прячет лисят в норке – ищет мышек, мелких грызунов, корешки. А вот как однажды зимовали звери – послушайте сказку. Читаю русскую народную сказку «Два Мороза». После прочтения – обсуждаем прочитанное.

      Затем повторяем песню «Что за дерево такое».   Танцуем и поём праздничную песню. Игра «Какие фрукты мы положим на праздничный стол». Предлагаю детям поиграть – накрыть праздничный стол – чем лучше  угощать гостей в праздник. Красиво «накрываем» стол – выбираем вкусные фрукты и различные  угощения.  В конце занятия предлагаю детям сделать открытки – нарисовать новогоднюю ёлку разными материалами – карандашами, красками, фломастерами. По выбору. Приступаем к работе.

 

Тема: «Пришла Коляда – отворяй ворота» + Знакомство детей с Рождеством.

       Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать о самом светлом, радостном, главном празднике русских людей и православных – празднике Рождества Христова.

       Что такое Рождество? Это рождение. Кого? Кого так прославляют русские люди ? Кто родился? И кого уважают и почитают русские люди? Великого Бога – Иисуса Христа. А как он появился на свет? Я вам сейчас расскажу. Далеко – далеко, давно – предавно жила обычная семья: отца звали Иосиф, маму – Мария, они были бедные и у них даже не было дома. Они брели долго по дорогам, городам и сёлам и однажды они остановились переночевать в одной пещере, там прятались от холода домашние животные: овечки, бычки, ослики. Они хотели отдохнуть и поспать на соломе, как вдруг у Марии родился младенец – мальчик. Мария запеленала его и положила на соломку рядом с животными. Иосиф очень обрадовался рождению мальчика, решил назвать его Иисус. И в этот момент на небе загорелась Вифлиемская яркая звезда. С неба прилетел Ангел и рассказал всему свету:

            «В этот день мы отмечаем

             День рождения Христа!

              Нет счастливей торжества

              В ночь рождения Христа

              И сердца желают славить

              Не смолкая ни на миг

              Прославляйте Бога с нами

              Не молчите. Он велик»

     Так родился наш великий Бог Иисус Христос, и наши сердца и души согревает вера в него. Мы верим в него и хотим, чтобы наш мир стал краше и лучше. У него мы просим защиты, спокойствия, мира, добра и хлеба насущного. Как мы говорим? «Помоги Господи! Спаси Господи или Спаси Бог». Так произошло слово спасибо. Так мы говорим, когда кого-то благодарим. И вот уже 2000 лет люди благодаря Иисусу Христу верят в лучшее, а у кого вера в душе, тому и живётся легче. А он завещал: «Надо жить честно, делиться с ближними, не брать чужого, быть добрыми». Улыбнитесь друг другу. Обнимите своих друзей, правда, стало лучше? А люди накануне Рождества придумали игру, которую назвали Коляда. Перед Рождеством девушки, парни наряжались и ходили по домам – пели песни, восхваляли Бога. И просили хозяев подать им за это угощение: блин, да пирог. А за это – за щедрость хозяевам обещали хороший урожай, достаток в доме.А нам опять прислали в нашем волшебном сундучке загадки. Отгадаем? А ещё играли в разные игры, давайте и мы с вами поиграем в игру «Бабка Ёжка».

Загадки:

  1. Он летает белой стаей и сияет на лету

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.  (снег)

  1. Что за звездочка такая

На пальто и на платке

Вся сквозная, вырезная

А возьмешь – вода в руке. (снег)

  1. Зацепилась за карниз

Головой свисает вниз

Акробатка – крохотулька

Зимний леденец – (сосулька)

  1. Все его боятся, больно может он кусаться

Прячьте уши, прячьте нос

Ведь на улице  (мороз)

А тем, кто хорошо слушал, да загадки отгадывал маленькие подарки – наклейки.

В конце занятия повторяем песню «Как на тоненький ледок»

Тема : «Наша-то хозяюшка».

    Ребята, давайте вспомним,  что у нас всех был за праздник? Что мы пели? Рассмотрите картинку. А теперь этот слайд. Что люди делают? Молодежь, смешно наряженная пела: «Коляда, коляда накануне Рождества. Тётенька добренька, пирожка дай пшеничного. Не режь, не ломай, а по целому давай. Печка – то топится, пирожка-то хочется».

       Или вот ещё.

«Коляда, коляда – подавай пирога. Блин да лепешку в заднее окошко»

И люди должны были угощать молодых девушек и парней, чтобы их не считали жадными. Чтобы Бог все видел и дал им в Новом году хороший урожай, радость, спокойствие в доме и здоровье.

Давайте вместе потанцуем и споем «Как на тоненький ледок».

А теперь посмотрите, дети, как я нарядилась, кто я, по-вашему?

Послушайте потешку про хозяюшку.

«Наша – то хозяюшка умною была

Всем в избе работушку к празднику дала

Чашечку собачка моет языком

Мышка собирает крошки под окном

По столу котейка лапою скребет

Половичку курочка веничком метет».

   Я хорошая хозяйка, люблю гостей и хорошо их принимаю. Перед приходом гостей уберусь в доме. (Также и в группе). Если знаю, что придут гости – наготовлю вкусной еды, испеку пироги или печенье, заварю вкусный чай, как встречают гостей? Ответы детей. Моя подружка кукла Маша тоже встречала гостей – своих кукол. Но мне кажется, она что-то перепутала. Чашки и блюдца в сервизе должны быть одного цвета. А у нас? Надо это исправить. Кто мне поможет? Эта чашка с каким должна стоять блюдцем? Верно. А где должны лежать пироги и пирожные? Дети помогают исправить все на столе. Исправили неправильно стоящую посуду на столе.  

     А еще Маша перепутала фрукты и овощи. Сложила все в одну кучу, давайте их разберем. Где овощи? Какие овощи пригодятся для щей? Где фрукты? Какие фрукты подойдут для компота?

Игра «Подбери ложку к чайной паре».

Дети переложили овощи в корзину, а фрукты на поднос.

А когда гости придут – поставлю на красиво накрытый стол красивый сервиз. Что такое сервиз? А у вас дома, есть красивая посуда?

Посмотрите на этот слайд? Такая? Видите, какая красивая бывает посуда и какая разная.

Предложить детям спеть песни из мультфильма «Маша и медведь» - «Если утром дети умываются …».

Приготовить два стола для игры «Накроем стол» - предложить девочкам красиво накрыть стол для гостей. Не забыть скатерть, Салфетки, чайный сервиз, лимон, «печенья», «пирожные». Затем пригласить мальчиков – «гостей». Учить правильно принимать гостей, вежливо разговаривать, приглашать, сажать за стол, угощать. После этого на другом столе среди разных предметов посуды предложить различить кухонную посуду и мелкие кухонные принадлежности. В конце закрепляем овощи и фрукты. Что нужно для борща, а что для компота? В конце предлагаю детям  рисование «Украсим блюдце».

Тема: «Русская народная сказка «Маша и медведь» + пение песен из мультфильма + дидактическая игра «Накроем стол».

     В начале занятия читаю детям русскую народную сказку «Маша и медведь» с показом ярких картинок из сказки. После прочтения задаю вопросы о прочитанном. «Что случилось с девочкой?», «С кем она жила?», «Как повела себя, когда узнала, к кому попала?», «Что придумала, чтобы убежать домой?», «Как домой попала?».

Предложить детям спеть песни из мультфильма «Маша и медведь» - «Если утром дети умываются …».

Приготовить два стола для игры «Накроем стол» - предложить девочкам красиво накрыть стол для гостей. Не забыть скатерть, Салфетки, чайный сервиз, лимон, «печенья», «пирожные». Затем пригласить мальчиков – «гостей». Учить правильно принимать гостей, вежливо разговаривать, приглашать, сажать за стол, угощать. После этого на другом столе среди разных предметов посуды предложить различить кухонную посуду и мелкие кухонные принадлежности. В конце закрепляем овощи и фрукты. Что нужно для борща, а что для компота?

Тема: «Деревянные игрушки»

     Ребята, вы помните, что я вам рассказывала о наших матрёшках? Русская матрёшка появилась на Руси давным-давно, и названа была так по имени девушки Матрёны (Тогда это имя было очень распространено). Русские люди в старину заботились о своих детях и думали о том, с чем же их детки будут играть. Вот и придумали матрёшек. Рассмотрите их, какие они красивые, нарядные, яркие. Ребята, а из чего сделаны Матрёшки? Из какого материала? Из дерева. Потрогайте, пожалуйста, их и расскажите мне какой это материал? Твёрдый, гладкий, не тонет в воде. Проделать эксперимент?

      Ребята, покажите мне предметы из дерева, которые стоят на столе. Выбрали деревянные предметы. Провели эксперимент с водой. Какие ещё игрушки из дерева есть у нас в группе? Настольный театр, строитель, кубики, домино, кукольная мебель, игрушки на полочке красоты. А вы знаете что многие предметы, которыми вы пользуетесь каждый день в детском саду тоже из дерева? Что это? Карандаши, кисточки, линейки, музыкальные инструменты.

     Игровое задание «Накормим матрёшек».

Наши матрёшки проголодались и хотят есть. Но они хотят проверить, как вы хорошо знаете продукты питания.

  1. Я буду называть продукты вперемежку с другими предметами, А вы будете хлопать только тогда, когда услышите продукты – т.е.что можно есть. А если я назову что-то  - не хлопать. Поняли? Будьте внимательны. Капуста, рыбка, карандаш, сахар, конфета, мячик, булочка, тортик, паровоз, апельсин, яблоко, машина, банан, сосиска, макароны, кубики, суп, кашка, скатерть, салфетки, хлеб, кастрюля, стул.

Молодцы, хорошо отгадывали.

  1. Засиделись? Давайте потанцуем. Разучим новую песенку «Заинька – попляши».

А) заинька попляши

Б) заинька повернись

В) заинька приседай

Г) заинька отними

Д) заинька попляши.

2) А теперь снова поиграем с Матрёшкой. Под музыку передаём Матрёшку, на ком остановится музыка, тот  идёт в круг танцевать.

Тема: «Материал – дерево. Деревянная мебель»

       Ребята, давайте вспомним, о каких игрушках мы говорили в прошлый раз? Какие игрушки делали в старину? Перечислить. Из чего они делались? Как их делали мастера? Нравятся они вам? А чем они вам нравятся? А какие еще игрушки есть у нас из дерева? Давайте поищем. Игра «Найди игрушку». Я называю игрушку из дерева, а ребенок приносит мне на стол эту игрушку. Дети говорят, правильно ли принес ребенок, что я просила. Ребята, а какие еще деревянные предметы окружают нас дома или, например, в группе. На чём мы сидим? Из чего стульчики, табуретки? Зачем мы едим, рисуем? За столом. Где лежат ваши вещи? В шкафчиках. Из чего они сделаны? А полочки с игрушками, из чего они? Дети, а в чём спит наша куколка? В кроватке, из чего же сделана кроватка? Из дерева. Вот сколько деревянных предметов нас окружает. Человек давно придумал использовать дерево для удобства своей жизни. А сейчас давайте повторим песню «Заинька попляши»  

              Игра: «Деревянные предметы»

     Ребята, посмотрите, какие у меня есть большие, красивые картинки. Я буду их вам показывать, а вы будете говорить «Дерево», если я покажу предмет из дерева. Если на картинке предмет не из дерева – просто называем его. Поиграли.

     Ребята, наши матрёшечки хотят, чтобы вы для них сделали подарки. Вот они ждут вас на столах. Давайте сделаем для них аппликацию «Деревянная мебель».

Кровать, стол, стул.

Приступаем к работе.

Тема: «Что летом родится – зимой пригодится».

 Ребята, какое сейчас время года? Осень. Давайте вспомним названия осенних месяцев. Сентябрь, октябрь, ноябрь. Чем они примечательны? Беседа о сезонных явлениях каждого месяца. О погоде, о растениях, о поведении животных. Дети угадайте загадку:      Пришла без красок и без кисти – а перекрасила все листья.  – Осень. 

А что говорят русские пословицы об осени.  1. В сентябре и лист на дереве не держится.  2. Холоден батюшка октябрь – да кормить горазд.  3.Быстро тает ноябрьский день – не привяжешь за плетень. 4. Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой. Ребята, давайте споем песню « Урожайная» - споем её с движениями. Спели. Наша матрёшка спрашивает – ребята отгадайте: Закопали в землю в мае, и сто дней не вынимали, а копать под осень стали – не одну нашли, а десять. Как её названье дети?  -Да, это картошка.  Поиграем в игру : «Назови овощи» - выбираем из корзинки овощ и рассказываем о нём.   А сейчас ребята, я прочту вам сказку – «Медведь и мужик» или ( Вершки и корешки). Может кто-то знает её – я буду читать, а вы продолжайте. Прослушаем сказку, и побеседуем по содержанию сказки.  В конце занятия предлагаю детям нарисовать сюжет из сказки. Любой момент – какой детям понравился.  После рисования рассматриваем рисунки.

Тема: «Друг за дружку держись».  

Провожу с детьми беседу о взаимовыручке и поддержке. Ребята, почему говорит пословица: «Друг за дружку держаться – ничего не бояться». Познакомить детей со сказкой «Крылатый, мохнатый и масляный». Читаю сказку. После прочтения рассмотреть иллюстрации к сказке. Дети, что изображено на картинках. Читаю сказку повторно и предлагаю детям помогать мне с пересказом по частям и по ролям. После пересказа поговорить о том, почему используются пословицы и поговорки : 1.Все за одного и один за всех. 2. Где дружба да совет, там всегда свет. 3. Друзья – больше, чем родные братья. 4. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Предлагаю детям поиграть в игру «Узнай и назови сказку по картине». Рассматриваем картинки с сюжетами русских народных сказок и отгадываем их название. После игры заводим хоровод «Во поле берёза стояла» - повторяем его несколько раз с движениями – закрепляя. После хоровода провожу ещё одну игру «Что как называется?» - рассматриваем различную посуду – отвечаем – из чего она сделана, как выглядит, как окрашена. В конце занятия предлагаю детям нарисовать пластилином на открытке сюжет из сказки – блинчик, мышку или воробья. Вместе рассматриваем открытки.

Тема: «Милая мамочка».

Начинаю с беседы о празднике Дня Матери. Когда и кто его учредил? В 1998 году. Спросить детей за, что они любят своих мам. Провожу игру «Назови маму ласково». После игры предлагаю детям прослушать сказку В. А. Сухомлинского «Седьмая дочь».   После прослушивания задаю вопросы: 1. Куда уезжала мать? 2. Что говорили дочки  своей матери по приезду? 3. Что сделала седьмая дочь? 4. Почему так называется сказка?  Закончив беседу, знакомлю детей с новым хороводом «Во поле берёза стояла». Разучиваем слова с движениями. Спрашиваю детей – с кем сравнивали в старину белую березку?  В конце занятия предлагаю детям сделать подарки мамам «Букет хризантем» методом аппликации. Полюбоваться своими работами.  

Тема: «У страха глаза велики».  

Предлагаю детям побеседовать о страхе. Почему говорят: «У страха глаза велики». «Страх силу отнимает». «Страх обуяет – растеряешься». «У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки». После беседы подвожу детей к прочтению сказки с таким же названием. Читаю сказку и потом провожу беседу по её содержанию. Все вместе дети рассматривают иллюстрации к сказке. Я вызываю нескольких детей – Артёма К., Дашу П., Катю В., Влада Е., Арину К. – пересказать сказку своими словами. А других детей ответить на вопросы: 1.Как кот попал в лес? 2. Кто придумал обхитрить волка и медведя? 3. Чем кот напугал волка?.4. Чем закончилась сказка?

Повторяем хоровод «Во поле береза стояла». Закрепляем слова песни с движениями.

После пения предлагаю детям нарисовать сюжет сказки или слепить зверей по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог посредством игры.

Исходя из своей работы, я пришла к выводу: у детей дошкольного возраста возникают затруднения в игре, потому что нарушена основная коммуникативная функция речи - быть средством общения. Появилась проб...

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог»

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самосто...

Доклад на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через использование наглядного метода - мнемотехники»

В докладе описан опыт работы по использованию мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста....

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Инновационный педагогический опыт работы по теме: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» ...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через теорию решения изобретательских задач»

Формирование языковой культуры детей дошкольного возраста на уровне речевого развития...

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста через наглядное моделирование методом мнемотехники"

В методической разработке рассматривается понятие мнемотехники, раскрывается сущность методов мнемотаблиц и метода наглядного моделирования в процессе обучения детей дошкольного возраста связной речи,...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»

Знание педагогом  требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....