Творческое рассказывание
консультация по развитию речи на тему
Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц. от детей требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ. Об этом мы и поговорим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_tvorcheskoe_rasskazyvanie_.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МОЛЗИНСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД № 48»
ДОКЛАД
«ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЬІВАНИЕ»
Выполнила:
Вечеринская А.Н.
2016 г.
Творческое рассказывание - что это такое.
Творческое рассказывание детей рассматривается как вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным.
Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. От детей требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ.
Термин «творческие рассказы» й условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т.к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.
Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу. Так же в старшем дошкольном возрасте оказываются, в основном, сформированными, фонетическая и грамматическая стороны языка и речи.
Приёмы обучения творческому рассказыванию
Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа. Важнейшим средством, подготавливающим детей к творческому рассказыванию, являются упражнения, в которых используются пословицы, поговорки, метафоры, фразеологические обороты, загадки, скороговорки, частушки.
Традиционные приемы
В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. Тема речевого развития должна быть интересна детям, расширять круг знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Предлагаемый для творческого рассказа сюжет должен соответствовать имеющемуся у детей опыту, затрагивать нравственные и эстетические чувства, углублять интерес к речевой деятельности, учитывать уровень речевого развития. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми. Например, по теме «Что случилось с девочкой» детям были предложены такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано указание «придумать» рассказ. Если дети затруднялись, педагог подсказывал («Может быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице города»).
С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, придумывание детьми продолжения авторского текста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л. Толстого «Сел дед пить чай» педагог предлагает продолжить его. Показывает, как можно придумать окончание, давая свой образец.
В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.
Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Е. И. Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях.
Вспомогательные вопросы, по мнению Л. А. Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность ивы разительность речи.
План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно
использовать 3 - 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.
В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику как закончить рассказ.
Более сложный прием - рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро 23 февраля. Все дети будут поздравлять своих пап, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Маша и Коля готовили подарок папе к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок папе». Лучшие рассказы мы запишем››. Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал её, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для пап.
Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему н самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутри текстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайке и волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко - о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все»).
Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребёнка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
В кратком изложении последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:
- ребёнку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определённом месте, модель рассказа (сказки) задаётся воспитателем;
- предлагаются конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребёнок придумывает самостоятельно;
- конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребёнку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
- ребёнку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределённые заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры. Воспитателем задаётся тема рассказа: например, «Весенняя сказка»;
- и, наконец, ребёнок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.