Способы постановки звуков
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме
Данный материал предназначен для логопедов и родителей. Он освещает основные способы постановки звуков у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_postanovki_zvukov_dlya_raboty.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные способы постановки звуков.
1.По подражанию.1-ый вариант – логопед отчётливо произносит звук ребёнку, привлекая его внимание к положению и движению артикуляторных органов, а ребёнок по подражанию пытается произвести те же движения.
2 ой вариант - ребёнок по подражанию овладевает артикуляционными упражнениями, в результате выполнения которых формируется правильный артикуляторный речевой уклад звука.
3-ий вариант – механическая постановка звука, которая предполагает использование вспомогательных средств, в качестве которых используются чистые руки логопеда, шпатель, спички без серных головок, пузырьки аптечные, логопедические зонды (использовать, не причиняя неприятных ощущений).
Смешанный способ – (чаще используется).
Как только удалось получить звук в изолированном виде, постановка звука является законченной.
Способы постановки свистящих звуков.
Постановка звука ( С ) .
- открой рот;
- сделай язык «мостиком»;
- подуй на кончик языка.
При постановке звука, звук не называется, а соотносится с вырабатываемыми речевыми ассоциациями. Звук автоматизируется по всем этапам, если заменялся, то дифференцируется.
Вспомогательные звуки для звука ( С ).
- Звук ( С ) можно получить от звука ( Т ), только нижнего варианта нормы: произносится звук ( Т ) и в момент произнесения предлагается сильно и длительно подуть на кончик языка.
- Звук ( С ) можно получить от гласного звука ( И ): произносится звук( И ) шёпотом и в момент произнесения предлагается сильно и длительно подуть на кончик языка.
- Звук ( С ) можно получить от звука ( Ф ): произносится звук ( Ф ) с упором кончика языка в нижние резцы и в момент произнесения нижняя губа указательным пальцем опускается вниз.
- Звук ( С ) можно получить от межзубного звука ( С ): при боковом его произнесении.
- Мягкий звук ( С' ) ставится после твёрдого ( С ), либо по подражанию, либо с помощью специальных приёмов (смотри дефекты смягчения).
Вспомогательные звуки для звука ( З ).
- Звук ( З ) можно получить от звука ( С ) по подражанию, либо путём включения в работу голосовых складок, либо с помощью специальных приёмов (смотри дефекты звонкости).
- Звук ( З' ) можно получить от звука ( З ) по подражанию, либо от ( С' ) путём включения в работу голосовых складок, либо с помощью специальных приёмов.
( Ц )
-Звук ( Ц ) можно получить по подражанию, после усвоения арт-го положения после артикуляционной гимнастики, либо от обратного слога (АТС ) при ускоренном темпе его усвоения.
Способы постановки шипящих звуков.
Постановка звука ( Ш ).
- открой рот;
- сделай чашечку за верхними резцами;
- подуй на кончик языка.
Вспомогательные звуки для звука (Ш)
- Звук ( Ш ) можно получить от звука ( Т ) только верхнего варианта нормы. В момент произнесения сильно выдохнуть воздушную струю.
- Звук ( Ш ) можно получить от звука ( С ) только нижнего варианта нормы. В момент произнесения (С) чуть отодвигается кончик языка назад.
- Звук ( Ш ) можно получить от звука ( С ) только верхнего варианта нормы. Для детей с хорошим развитием артикуляционной моторики. В момент произнесения (С) поднимается кончик языка вверх.
- Звук ( Ш ) можно получить от звука ( Р ), если есть. Шёпотом произносится (Р) и в момент произнесения шпателем коснуться с боку вибрирующего языка.
. - Звук ( Ш ) можно получить от гласных звуков ( А, Э, Ы ). Для детей с хорошим развитием артикуляционной моторики. Шёпотом произносится гласный и в момент произнесения ребёнку предлагается поднять кончик языка наверх и подуть на него
- Звук ( Ж ) можно получить от звука ( Ш ) путём включения в работу голосовых складок, либо по подражанию, либо с помощью специальных приёмов (смотри дефекты звонкости).
- Звук ( Щ ) можно получить путём усвоения артикуляционной гимнастики и вырабатывания дополнительного подъёма средней части спинки языка, либо с помощью специальных приёмов.
- Нижний вариант ( Щ ) получается от обратного слога ( АС ) при произнесении которого кончик языка отодвигается назад.
- Звук ( Ч ) можно получить по подражанию путём усвоения артикуляционной гимнастики.
- Звук ( Ч ) можно получить от обратного слога ( АТ'Щ ) при убыстрении темпа его произнесения.
- Нижний вариант ( Ч ) получается от обратного слога ( АТ'), где ( Т' ) нижний вариант нормы, путём сдвига кончика языка от нижних резцов.
Затем идёт автоматизация и дифференциация звуков.
Способы постановки звука Р.
1.Звук ( Р ) можно получить по подражанию.
2. Звук ( Р ) можно получить с помощью механической постановки ( «балалаечка»).
3. От звуков ( Д ), ( Ж ), ( З ) – произносятся с поднятым кончиком языка - «пулемётик», в момент произнесения шпатылем проводятся быстрые горизонтальные движения по кончику языка. Часто дети привыкают к этому – делать вибрацию по губе или под ней.
Постановка звука ( Р' ).
1.Звук ( Р' ) можно получить по подражанию от звука ( Р ), путём выраженного подъёма средней части спинки языка, либо с помощью специальных приёмов.
Упражнения для растягивания подъязычной связки.
Они должны быть систематическими, ежедневными и долговременными, только тогда будет эффективность. Сначала не в полном объёме, затем постепенное увеличение.
1. «Слизывание» - с верхней губы внутрь ротовой полости (можно губы намазать чем-нибудь сладким).
2.Открыть рот и потянуть язык к носу (держать подбородок).
3.Универсальное «лакание» (в замедленном темпе).
4.«Слизывание» с плоской, мелкой тарелки, смазанной чем-нибудь вкусным (ребёнок берёт её в руки и пытается слизать, вытягивая как можно больше язык; руки и голова ребёнка должны быть неподвижны).
5. «Грибочек».
Способы постановки звука Л.
1. По подражанию, после усвоения артикуляционной гимнастики.
2. От вспомогательных звуков, чаще от гласных ( А ) и ( Ы ).
От ( А ):
- постановка артикуляции зазубного ( Л ) – длительно, на одном выдохе произносится ( А ), в момент произнесения кончик языка поднимается к верхним резцам, а затем опускается вниз;
- постановка артикуляции межзубного ( Л ) – длительно, на плавном вдохе произносится ( А ), кончик языка продвигается вперёд и прикусывается зубами, затем рот снова широко открывается.
От ( Ы ):
- постановка артикуляции межзубного ( Л ) – кончик языка просовывается между зубами, прикусывается посередине, произносится ( Ы ), затем рот широко открывается; главное – следить за тем, чтобы подача воздушной струи не прекращалась.
Мягкий звук ( Л' ):
- путём либо по подражанию, либо с помощью специальных приёмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Способы постановки звука [ Р].
Материал полезен молодым учителям-логопедам, студентам. Описаны разные способы постановки указанного звука. Многие упражнения проводятся в игровой форме....
Способы постановки звуков- карточки
Карточки- способы постановки звуков...
14 способов постановки звука Р.
Материал полезен учителям-логопедам. Описаны разные способы подготовки языка к постановке вибрантов....
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
14 способов постановки звука [Р]
постанновка звука...
Традиционные и нетрадиционные способы постановки звука Р.
Для многих людей умение правильно произносить звук Р является одним из главных, и часто обращаясь за помощью к логопеду, родители говорят именно о нём, о неумении реб...