Картотека дидактических игр на развитие словотворчества у детей дошкольного возраста
картотека по развитию речи на тему

Овсянникова Ольга Викторовна

Картотека дидактических игр на развитие словотворчества

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр на развитие словотворчества                                   у детей дошкольного возраста

Доскажи словечко

Цель: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое восприятие

Ход игры: Взрослый произносит фразу, но не договаривает ее до конца. Дети должны закончить это предложение

Ра-ра-ра-ра - начинается (игра)

Ры – ры –ры –ры – у меня в руках (шары)

Ша-ша-ша-ша – шли мы с Сашей (не спеша)

Волшебные очки

Цель: развивать творческие умения детей, творческое воображение.

Ход игры: Ведущий надевает «волшебные очки», которые могут предсказывать будущее и рассказывает, что когда наступит (зима, весна, лето, осень) то произойдет …..

Волшебный бинокль

Задачи: развивать словарный запас детей, воображение, познавательный интерес, освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей

Ход игры: ведущий показывает волшебный бинокль, и говорит, что если посмотреть в него, то он может изменить характер героя на противоположный. Ребенок смотрит в бинокль на сказочного героя через бинокль и рассказывает о его поступках, об изменениях в характере.

Чудо - дерево

Задачи: расширять оббьем словарного запаса детей, развивать творческие умения, умения отгадывать загадки.

Ход игры: перед игрой необходимо прочитать сказку К.И.Чуковского «Чудо дерево», и объяснить, что на нашем чудо – дереве будут расти не только сапожки, но и другие волшебные предметы. Необходимо разложить картинки, и ведущий загадывает загадки. Если ребенок правильно отгадал, то вешает картинку на чудо- дерево. И рассказывает, каким волшебным свойством может обладать данный предмет.

Складки – загадки

Задачи: учить внимательно, слушать текст, подбирать слова близкие по звучанию и по смыслу

Ход игры: Педагог читает отрывки из стихотворений, дети подбирают концовку (ходит по лесу хорек, хитрый маленький….)

Бывает – не бывает

Задачи: формирование семантических полей, расширить словарь антонимов, развивать творческие способности детей

Ход игры: взрослый произносит предложения, в которых есть ошибки. Необходимо определить какое слово в предложении звучит и используется неправильно, и заменить его словом с противоположным значением

Слово заблудилось

Задачи: формировать умение подбирать точные по смыслу слова

Ход игры: Взрослый читает стихи – небылицы, задача ребенка должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужное слово

 

Новые загадки

Задачи: развивать творческое мышление, умение составлять описательные рассказы.

Ход игры: каждый игрок берет себе по 4 предметные картинки, с изображением животных. Взрослый задает вопросы, помогающие описать загаданное животное. Выигрывает тот игрок, который первый отгадает загаданное животное

 

 

Шкатулка со сказками

Задачи: развивать связную речь ребенка, творческое мышление

Ход игры: ведущий из «волшебной шкатулки» достает произвольные фигурки. Игроки придумывают, кем или чем будут эти фигурки в сказке. После того, как первый игрок сказал 2-3 предложения, следующий ребенок достает другой предмет и продолжает сказку. Важно, что бы дети каждый раз заканчивали свою историю

Чьи хвосты?

Задачи: закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные

Ход игры: Воспитатель рассказывает историю о том, что однажды животные в лесу проснулись увидели, что куда то исчезли их хвосты, нужно им помочь. Но для этого необходимо правильно назвать и отвечать на вопрос «Чей хвост»

Подбери словечко

Задачи: учить отчетливо, произносить многосложные слова, развивать память, внимание

Ход игры: Воспитатель произносить слово, задача детей подобрать слова, схожие по звучанию (кошка, ножка, ложка…)

Слова – ассоциации

Задачи: развивать ассоциативное мышление, расширять словарный состав

Ход игры: Ведущий называет какое - нибудь слово, задача игроков назвать слово, которое он представляет, когда его слышит (мед – пела –цветок)

 

Чистоговорки

Задачи: учить детей подбирать рифму к звукосочетанию

Ход игры: Ведущий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним (ра-ра-ра-ра –начинается игра)

Рифма

Задачи: развивать логическое мышление, словарный запас детей дошкольного возраста

Ход игры: Ребенок берет одну предметную картинку, и ищет к нему картинку, которая бы рифмовалась с данным словом.

Четвертый лишний

Задачи: развивать речевой слух, слуховую память

Ход игры: Взрослый называет четыре слова, ребенок должен выбрать то, которое не рифмуется с тремя остальными (мимоза, заноза, лужа, береза)

Аплодисменты

Задачи: развивать слуховой слух детей

Ход игры: Взрослый называет пару слов, если есть рифма, ребенок должен хлопнуть, если рифмы нет, то ребенок должен поднять ручки вверх.

Поймай рифму

Задачи: расширять словарный запас детей, умение подбирать рифму к заданному слову

Ход игры: взрослый бросает ребенку мячик, и произносит слово, ребенок должен вернуть мяч, подобрав рифму к заданному слову.

Стихи- загадки

Задачи: развивать наблюдательность и логическое мышление, способствовать развитию речи, обогащать словарный запас детей

Ход игры: Ведущий называет, какое либо слово, дети должны придумать загадку, ответом на которую было бы это слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста

Уважаемые родители и воспитатели! Предлагаю вашему вниманию картотеку дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста. Все эти игры Вы можете изготовить своими руками. За ...

Картотека дидактических игр на развитие словотворчества у детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр для детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр на развитие словотворчества у детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр на развитие словотворчества у детей дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей дошкольного возраста (4 – 5 лет)

Картотека  дидактических игр по развитию речи для                   детей  дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста (подготовительная группа)

Картотека дидактических игрдля развития экологических представленийдетей дошкольного возраста(подготовительная группа)...

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста

Дидактические игры, используются   для  развития экологических представлений детьми об окружающем мире....