Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников
статья по развитию речи на тему
Овладение родным языком начинается с раннего детства. Это одно из самых важных приобретений ребенка.
К сожалению, практика показывает, что на сегодняшний день у дошкольников существуют множество проблем в речевом развитии. Односложная речь, бедная диалогическая речь, недостаточный словарный запас и пр. Следовательно, очень актуальной и значимой, для дошкольного образовательного учреждения является задача развития речи детей. Для развития речи существует много методик, одной из которых является сказкотерапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников
Овладение родным языком начинается с раннего детства. Это одно из самых важных приобретений ребенка.
Под фразой «обучение родному языку» обычно понимается: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; развитие звуковой и интонационной культуры; формирование звуковой аналитической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие речевого творчества.
К сожалению, практика показывает, что на сегодняшний день у дошкольников существуют множество проблем в речевом развитии. Односложная речь, бедная диалогическая речь, недостаточный словарный запас и т.д. Следовательно, очень актуальной и значимой, для дошкольного образовательного учреждения является задача развития речи детей.
Возможность обновить и качественно улучшить речевое развитие детей даёт поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей. Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с детьми — использование сказки.
В методике развития речи детей дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказкотерапии в развитии речи детей: Е.Н. Водовозовой, Н.В. Гавриш, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Мирошкиной и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования сказкотерапии для развития речи детей.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. С помощью сказкотерапии происходит воспитание и лечение сказкой, которая не только учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает детей к речевому общению.
Очень важно отметить тот факт, что сказкотерапия — это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Работа по развитию речи с применением приема сказкотерапии ведется в различных видах деятельности.
В самостоятельной деятельности, в процессе игры используются различные виды театров: настольный, пальчиковый, теневой, магнитный, перчаточный театр на ложках, шапочки-маски, ширмы для кукольного театра, аудиотека набор для прослушивания сказок. Дети учатся самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры, воссоздавая в действительности сказочные сюжеты, Разыгрывать сюжеты сказок в театральных, режиссерских играх и в играх-драматизациях. Участвуют в показе кукольного театра. Также дети рисуют любимых героев или отдельные сюжеты из сказок, в лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений
Работа с дошкольниками в непосредственно образовательной деятельности по сказкотерапии очень разнообразна и включает в себя: чтение или рассказ сказки, затем ее обсуждение, пересказ сказок; рассказывание сказок от третьего лица; групповое рассказывание сказок; рассказывание сказок по кругу, сочинения сказок; драматизация, проигрывание сказки в ролях и т.д. Детям предоставляется возможность: приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с предметами, с которыми дети затем встречаются в сказке; освоения содержания сказочного произведения; овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами; самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок.
Важную роль играет заинтересованность родителей в данном вопросе, поэтому в педагогической работе особую роль следует отводить просвещению родителей: рассказывать о роли сказки в развитии речи, консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения, привлекать родителей для изготовления дидактического материала.
В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в развитии речи у ребёнка формируется активный речевой запас, умение налаживать контакты с взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....
Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников.
Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников«У кого в детстве не бывает сказки,тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,и ук...
«Сказкотерапия- как средство развития речи дошкольников»
Лечение сказкой – это творческая деятельность с элементами музыкотерапии,арттерапии, куклотерапии, все это и составляет элементы сказкотерапии. А что же т...
Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников
"Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"У кого в детстве не бывает сказки,тот вырастает сухим, колючим человеком,и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,и укалываются к...
Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников
Сказки помогут помочь воспитать ум,дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,могут помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение....
Презентация "Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников"
Сказкотерапия, как средство развития речи дошкольников...
Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное в...