Как дети учат разговаривать?
статья по развитию речи на тему
Может ли ребенок, сам только что научившийся говорить, научить говорить другого ребенка? Наблюдения за детьми позволяют говорить о том, что может. Речь ребенка, обращенная к сверстнику, более развернутая, внятная, понятная и лексически богатая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_uchat_razgovarivat.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Как дети учат друг друга разговаривать
Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом понимающий окружающих, способствовать речевому развитию своего сверстника? Оказывается, может. Наблюдения за общением детей со взрослыми и друг с другом показали, что речь ребенка, обращенная к сверстнику, является более связной, понятной, развернутой и лексически богатой.
Именно общаясь со сверстником, ребенок расширяет свой словарный запас, пополняя его наречиями образа действия ("здорово", "плохо", "сильно", "смело" и т. д.), прилагательными, передающими эмоциональное отношение ("красивый", "добрый", "вредный"), личными местоимениями ("они", "мы", "ты"). Именно общаясь со сверстником, дошкольник чаще использует разнообразные глагольные формы (повелительное и сослагательное наклонения, модальные глаголы, причастия). В разговорах со сверстником также впервые начинают появляться сложные предложения.
Но почему, общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно используют разнообразные речевые средства, нежели беседуя со взрослыми?
Дело в том, что ребенок является менее понятливым и чутким партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Общаясь со взрослым, малыш овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако все эти усвоенные слова, выражения и правила могут остаться "в пассиве" и не использоваться ребенком в его повседневной жизни. Дошкольник может знать много слов, но не употреблять их, потому что в этом нет необходимости. Чтобы пассивные, потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность в них. Эта потребность возникает у ребенка, когда он общается со сверстником.
Разговаривая со взрослым, ребенок не прикладывает особенных усилий для того, чтобы его поняли. Взрослый поймет его всегда, даже в том случае, если речь малыша не слишком понятна. Достаточно взглянуть на лицо ребенка, присмотреться к его выражению, прислушаться к интонации, вспомнить, чего он хотел вчера, - и все становится ясным.
Другое дело - сверстник. Он не будет пытаться угадать желания и настроения своего приятеля. Ему надо все четко и ясно сказать - чего ты хочешь, чем недоволен, что собираешься делать, во что любишь играть. А поскольку детям очень хочется общаться, они стараются более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным, получить ответ делает речь дошкольников более связной, полной и понятной.
Связность произносимых слов и полнота грамматической формы высказывания - важное условие успешного общения детей. Дошкольники, плохо говорящие и не понимающие друг друга, не могут наладить интересную игру, содержательно общаться. Им становится скучно друг с другом, они вынуждены играть врозь, потому что говорить им не о чем. Исследования американских психологов показали, что опыт общения со сверстниками существенно отражается на речевом развитии детей. Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывали значительные трудности в общении с другими детьми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Дети, привыкшие к обществу сверстников, были значительно разговорчивее и свободно беседовали с ними. Вот и получается, что, для того чтобы играть и общаться с другими детьми, нужно уметь разговаривать с ними, стараться, чтобы они поняли тебя. Дошкольники стремятся к общению, потребность быть понятыми заставляет их высказываться яснее и правильнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дети учатся жить у жизни"- заповеди для родителей.
Родителям очень трудно воспитывать детей.И эти короткие ,но ёмкие по содержанию заповеди помогутим в трудную минуту....
Развлечение для детей младшей группы «Дети учат зайчика правилам дорожного движения»
Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения. Дать понятие о назначении и сигналах светофора. Воспитывать у детей осознанное безопасное поведение на улице и дороге. Приобщать дет...
Сценарий развлечения для детей 2 младшей группы «Дети учат зайчика правилам дорожного движения»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация».Цел...
Развлечение для детей младшей группы "Дети учат зайчика правилам дорожного движения".
Цель. Знакомить детей с правилами поведения на улице и дороге....
Конспект досуга по правилам дорожного движения для детей с ОВЗ «Дети учат зайчика правилам дорожного движения»
Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города....
Развлечение по ПДД для детей младшей группы на тему: «Дети учат зайчика правилам дорожного движения»
Развлечение по ПДД для детей младшей группы на тему: «Дети учат зайчика правилам дорожного движения»...
Сценарий развлечения для детей 1 младшей группы «Дети учат зайчика правилам дорожного движения»
Сценарий развлечения для детей 1 младшей группы «Дети учат зайчика правилам дорожного движения»...