Консультация для педагогов «Развитие сязной речи дошкольника»
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Володькина Евгения Викторовна

Качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению, от уровня развития связной речи зависит успеваемость в школе: школьнику предстоит отвечать у доски, писать изложения, сочинения и т.д. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_volodkina_rekomendatsii.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Развитие сязной речи дошкольника»

Володькина Е.В., учитель-логопед, ГБОУ «Школа № 842»

Развитие связной речи дошкольника очень одна из главных задач дошкольной педагогики.

Качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению, от уровня развития связной речи зависит успеваемость в школе: школьнику предстоит отвечать у доски, писать изложения, сочинения и т.д. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложным содержанием и доводится до высших форм самостоятельного творческого высказывания.

Существует:

Рассказывание по картине;

 Рассказывание по игрушке;

Рассказывание из опыта;

Творческие рассказы (придумывание продолжения, завершения рассказа, а далее придумывание рассказа или сказки по плану.)

Исследования показали, дети с нарушением речи (но и нередко и с нормой) при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах, которые облегчают и направляют процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов является наглядность, по поводу которой происходит речевой акт.

В качестве второго вспомогательного средства выделяют моделирование плана высказывания, на это указывал известный психолог Л. С. Выгодский.

 Виды рассказывания (с учетом этих двух факторов) можно расположить в порядке постепенного убывания наглядности, и «свертыванию» смоделированного плана.

Выделяют:

- пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;

 - пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;

- пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;

 - составление рассказа по серии сюжетных картинок; - пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;

- составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Представленная система создавалась, апробировалась и уточнялась автором этой методики Т. А. Ткаченко — заслуженным логопедом России в течение 30 лет.

Особенности системы в том, что, последовательно применяя перечисленные этапы обучения, можно сформировать связную речь даже у тех детей, которые изначально не владеют развернутыми смысловыми высказываниями, подменяя их перечислением предметов, действий либо набором непоследовательных фраз.

Пособие Т. А. Ткаченко «Формирование связной речи у дошкольника 4-6 лет» рекомендовано Министерством образования Р.Ф.

Этими видами рассказывания предлагают ограничить работу над связной речью на 1-ом этапе. В дальнейшем используем описание предметов, рассказывание детей из опыта, творческие рассказы (придумывание продолжения, завершения рассказа; придумывание рассказа или сказки по плану).

Пересказ — является сравнительно простым видом речевой деятельности и представляет собой связное воспроизведение прослушанного текста. Подчеркну, что пересказ — это не механическое воспроизведение текста. Пересказ обязательно включает в себя некий творческий элемент. Пересказывая, ребенок может пользоваться готовой формой и излагать готовое содержание но, осмысливая текст, он передает его свободно.

Важно правильно подобрать тексты для пересказа — можно использовать рассказы Ушинского, Толстого, отрывки Бианки, адаптированные сказки.

Педагоги должны хорошо знать какую структуру имеет занятие по пересказу:

- вводная часть;

 - первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе;

- беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения. Беседа должна проходить живо, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанного текста.

Главным методическим приемом в беседе выступают вопросы педагога.

- вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ (в этом случае произведение воспринимается детьми уже с учетом предстоящей речевой деятельности);

-пересказ несколькими детьми (можно перед заслушиванием очередного пересказа дать установку – быть готовым помочь товарищу в случае затруднения, суметь дополнить пересказ и т.д.);

- оценка работы детей (педагог должен отметить положительные моменты и недостатки, но необходимо поощрять старания ребенка и внимание других детей).

 На занятиях рекомендуется использовать различные способы пересказа. Например, короткий текст ребенок может изложить от начала до конца.

Более длинное произведение можно пересказывать коллективно, по частям: один начинает, другие продолжают и заканчивают. Здесь дети могут получить первоначальный опыт пересказа в лицах: от первого лица, от лица героя.

Таким образом, пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы — на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Поэтому следует чаще использовать влияние пересказа на формирование связной речи детей.

Использованная литература:

 1. Гербова Г.Г. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.,1987.

2. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. – М.,2007.

3. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.,1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА

Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА...

Консультация для педагогов"Развитие связной речи дошкольников"

В условиях реализации ФГОС произошли изменения в традиционных подходах к организации педагогического процесса. Коснулось это и раздела работы по развитию речи.Работая над развитием связной речи в рамк...

Консультация для педагогов «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»

laquo;Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»...

Консультация для педагогов «Развитие литературной речи и художественного восприятия дошкольников»

В последнее время чрезвычайное увлечение обучению грамоте – чтению и письму привело к тому, что взрослые  мало внимания уделяют развитию речи детей. В результате речь старших дошкольн...

Консультация для педагогов "Развитие связной речи у старших дошкольников с зпр"

Информация для педагогов о развитии связной речи у детей с зпр...

Консультация для педагогов Развитие связной речи у дошкольников c использованием развивающих игр В.В.Воскобовича

Консультация  для  педагогов Развитие связной речи у дошкольников c использованием развивающих игр В.В.Воскобовича...

Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

Подготовила: воспитатель Завьялова Наталья Сергеевна МКДОУ дет/сад №29 Еманжелинского муниципального района  Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ...