Консультация для педагогов «Развитие сязной речи дошкольника»
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению, от уровня развития связной речи зависит успеваемость в школе: школьнику предстоит отвечать у доски, писать изложения, сочинения и т.д. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_volodkina_rekomendatsii.docx | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Развитие сязной речи дошкольника»
Володькина Е.В., учитель-логопед, ГБОУ «Школа № 842»
Развитие связной речи дошкольника очень одна из главных задач дошкольной педагогики.
Качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению, от уровня развития связной речи зависит успеваемость в школе: школьнику предстоит отвечать у доски, писать изложения, сочинения и т.д. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложным содержанием и доводится до высших форм самостоятельного творческого высказывания.
Существует:
Рассказывание по картине;
Рассказывание по игрушке;
Рассказывание из опыта;
Творческие рассказы (придумывание продолжения, завершения рассказа, а далее придумывание рассказа или сказки по плану.)
Исследования показали, дети с нарушением речи (но и нередко и с нормой) при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах, которые облегчают и направляют процесс становления связной речи.
Одним из таких факторов является наглядность, по поводу которой происходит речевой акт.
В качестве второго вспомогательного средства выделяют моделирование плана высказывания, на это указывал известный психолог Л. С. Выгодский.
Виды рассказывания (с учетом этих двух факторов) можно расположить в порядке постепенного убывания наглядности, и «свертыванию» смоделированного плана.
Выделяют:
- пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
- пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
- пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;
- составление рассказа по серии сюжетных картинок; - пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;
- составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Представленная система создавалась, апробировалась и уточнялась автором этой методики Т. А. Ткаченко — заслуженным логопедом России в течение 30 лет.
Особенности системы в том, что, последовательно применяя перечисленные этапы обучения, можно сформировать связную речь даже у тех детей, которые изначально не владеют развернутыми смысловыми высказываниями, подменяя их перечислением предметов, действий либо набором непоследовательных фраз.
Пособие Т. А. Ткаченко «Формирование связной речи у дошкольника 4-6 лет» рекомендовано Министерством образования Р.Ф.
Этими видами рассказывания предлагают ограничить работу над связной речью на 1-ом этапе. В дальнейшем используем описание предметов, рассказывание детей из опыта, творческие рассказы (придумывание продолжения, завершения рассказа; придумывание рассказа или сказки по плану).
Пересказ — является сравнительно простым видом речевой деятельности и представляет собой связное воспроизведение прослушанного текста. Подчеркну, что пересказ — это не механическое воспроизведение текста. Пересказ обязательно включает в себя некий творческий элемент. Пересказывая, ребенок может пользоваться готовой формой и излагать готовое содержание но, осмысливая текст, он передает его свободно.
Важно правильно подобрать тексты для пересказа — можно использовать рассказы Ушинского, Толстого, отрывки Бианки, адаптированные сказки.
Педагоги должны хорошо знать какую структуру имеет занятие по пересказу:
- вводная часть;
- первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе;
- беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения. Беседа должна проходить живо, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанного текста.
Главным методическим приемом в беседе выступают вопросы педагога.
- вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ (в этом случае произведение воспринимается детьми уже с учетом предстоящей речевой деятельности);
-пересказ несколькими детьми (можно перед заслушиванием очередного пересказа дать установку – быть готовым помочь товарищу в случае затруднения, суметь дополнить пересказ и т.д.);
- оценка работы детей (педагог должен отметить положительные моменты и недостатки, но необходимо поощрять старания ребенка и внимание других детей).
На занятиях рекомендуется использовать различные способы пересказа. Например, короткий текст ребенок может изложить от начала до конца.
Более длинное произведение можно пересказывать коллективно, по частям: один начинает, другие продолжают и заканчивают. Здесь дети могут получить первоначальный опыт пересказа в лицах: от первого лица, от лица героя.
Таким образом, пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы — на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Поэтому следует чаще использовать влияние пересказа на формирование связной речи детей.
Использованная литература:
1. Гербова Г.Г. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.,1987.
2. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. – М.,2007.
3. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.,1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА...
Консультация для педагогов"Развитие связной речи дошкольников"
В условиях реализации ФГОС произошли изменения в традиционных подходах к организации педагогического процесса. Коснулось это и раздела работы по развитию речи.Работая над развитием связной речи в рамк...
Консультация для педагогов «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»
laquo;Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»...
Консультация для педагогов «Развитие литературной речи и художественного восприятия дошкольников»
В последнее время чрезвычайное увлечение обучению грамоте – чтению и письму привело к тому, что взрослые мало внимания уделяют развитию речи детей. В результате речь старших дошкольн...
Консультация для педагогов "Развитие связной речи у старших дошкольников с зпр"
Информация для педагогов о развитии связной речи у детей с зпр...
Консультация для педагогов Развитие связной речи у дошкольников c использованием развивающих игр В.В.Воскобовича
Консультация для педагогов Развитие связной речи у дошкольников c использованием развивающих игр В.В.Воскобовича...
Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»
Подготовила: воспитатель Завьялова Наталья Сергеевна МКДОУ дет/сад №29 Еманжелинского муниципального района Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ...