Опыт работы «Развитие речи через театрализованную игру»
опыты и эксперименты по развитию речи (старшая группа) на тему

Андреева Елена Ивановна

Основная цель современного педагога - разносторонне развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Организация театрализованной деятельности в детском саду помогает не только раскрыть творческие способности детей, но и развить их, способствуя развитию речи в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 г.Пугачева Саратовской области»

Опыт работы «Развитие речи через театрализованную игру»

Выполнила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Андреева Е.И.

Пугачев 2018

Развитие связной речи через театрализованную игру

Из всех…знаний и умений самым  

                                                             важным, самым необходимым                                            

                                                            для жизненной деятельности является,

                                                 конечно, умение ясно, понятно,

                                                   красиво говорить на своём языке.

В.И. Чернышёв

Сегодня содержание воспитательно-образовательной работы в детском саду строится на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основная цель современного педагога - разносторонне развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Организация театрализованной деятельности в детском саду помогает не только раскрыть творческие способности детей, но и развить их, способствуя развитию речи в целом.

     Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

        Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

        Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей - к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

           Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа.

        Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их  сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

        В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. 

Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не, только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Поэтому работу в этом направлении воспитатели проводят начиная с младших групп. Она заключается в следующем: и др.),
воспитатели побуждают детей к общению (игра “Кто мы такие?”, “Назови мне свое имя”, сказка-потешка “Кисонька-Мурысонька”, “Лошадка” А. Барто, “Прогулка по лесу”). Учат детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных). Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (“Прогулка в лесу”, где давали понятия о том как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами).
Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра “Ворон и воронята” (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают). Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.).

В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем – продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение “Сеня в лесу встретил лесу”, “Веселый оркестр” Закрепляются умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, игровое упражнение “Представьте себе”, ролевой театр “Под грибом”, “Дом и ворота” и др). Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение “Художница-осень”, мини-сценка “Еж-чистюля”, “Аист длинноногий”, “Лиса и журавль”, инсценировка стихотворения А. Тараскиной “Воробей”). Закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу (игра “Угадай чей голосок”, “Веселые превращения”). Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка “Хозяйка и кот”, “Собака и кошка”).
          В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка “Вежливые слова”, мини – сценка “Брусничка”, театрализованные игры “Листопад”, “Кто колечко найдет”). Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля “Мыльная сказка”, инсценировка “На базаре”, “В гостях у Мойдодыра”, спектакль по сказке К. И. Чуковского “Муха-цокотуха”, “Двенадцать месяцев”, в кукольном театре “Петушок – голосистое горлышко”).

В  своей группе часто использую:

1.Чтение и совместный анализ сказок. Сначала я провожу беседу, направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделяю героев с различными чертами характера и предлагаю идентифицировать себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети смотрятся в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

    3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

      4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

      5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

      6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

       7.Разучивание загадок, считалок, скороговорок.

В процессе работы над ролью использую следующие приемы:

     -составление словесного портрета героя;

    - фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

     -сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных  инсценировкой;

     -анализ придуманных поступков;

     -работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации.

Таким образом, работа над театрализацией сказок способствует не только пополнению знаний и умений, но является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях. Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.
Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы " Развитие речи детей через театрализованную деятельность" (теоретическая часть)

Педагогический опыт работы " Развитие речи детей через театрализованную деятельность" (теоретическая часть)...

Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество "

Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество"...

Педагогический опыт работы «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи р...

Педагогический опыт работы "Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Мой опыт работы по развитию речи детей в группе раннего возраста через театрализованную деятельность. Где расписаны все аспекты моего педагогического труда за 2016 - 2017 учебный год....

Опыт работы. Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность.

Речь является необходимым условием формирования личности ребенка....

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры». Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружа...