Интегрированное занятие по развитию речи "Блины на Масленицу"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Новикова Наталья Сергеевна

Интегрированное занятие. "Блины на Масленицу"  Старшая группа. Закреплять навыки образования относительных прилагательных, родственных слов, имён существительных в родительном и творительном падежах; звукового и слогового анализа. Учить согласовывать имена существительные с числительными.  Упражнять в составлении описательного рассказа с опорой на пиктограмму. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 27 «Садко»

Интегрированное занятие

«Блины на Масленицу»

(Старшая группа)

Воспитатель: Новикова Н.С.

Смоленск 2018

Цель. Закреплять навыки образования относительных прилагательных, родственных слов, имён существительных в родительном и творительном падежах; звукового и слогового анализа. Учить согласовывать имена существительные с числительными. Активизировать слова по теме «Продукты». Упражнять в составлении описательного рассказа с опорой на пиктограмму. Развивать мелкую моторику рук.

Материал и оборудование. Проэктор. Изображение картинок: бублик, колбаса, блин, пирожок; яйцо, молоко, мука, соль, сахар; рожь, пшеница, овёс, кукуруза, горох, гречка, рис; подсолнух, оливки, кокос, миндаль, кедр. Таблица с пиктограммами «Блины». Мешочки с различными крупами. Блюдца с разными видами варенья. Тарелки с блинами.

Предварительная работа. Беседа о Масленице. Рассматривание иллюстраций с изображением празднования Масленицы. Знакомство со сказками, загадками, пословицами, поговорками по теме.

Слайд - 1

Звучит русская народная мелодия. Дети входят в групповую комнату.

Слайд - 2

Воспитатель (показывае первый слайд с предметными картинками: бублик, колбаса, блин, пирожок). Рассмотрите картинки и выберите ту, на которой изображён кулинарный продукт (изделие) не мясной, не овальный, не имеющий отверстия (дырки). Что вы выбрали?

Дети. Это блин.

Воспитатель. Символом какого праздника является блин?

Дети. Блины пекут, когда приходит праздник Масленица.

Воспитатель. Что вы знаете о масленице?

Дети рассказывают о празднике.

        Воспитатель. Почему блины являются символом Масленицы?

Дети. Блин круглый, жёлтый, горячий, как солнце. Люди с нетерпением ждут солнца к концу зимы.

Воспитатель. Может кто-то знает стихи о масленицк?

Ребенок рассказывает стихотворение.

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины.

Воспитатель. Все вы наверное любите блины. И поэтому, я хочу вам предложить научиться делать блины. Но чтобы их правильно приготовить, нужно знать какие продукты для этого потребуются. Я вам сейчас загадаю загадки, а вы слушайте внимательно и постарайтесь ответить.

Слайд - 3

                   Яйцо

  • Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь, в птицу

Может превратиться.

  • Курочка сидит на нем,

Греет его день за днём.

Потом расколется оно,

Цыпленок выйдет из него.

  • Оно очень полезное.

И хрупкое оно.

По цвету оно белое

Куриное (яйцо)

                  Молоко

  • Нам даёт его корова,

Чтобы были мы здоровы.

Пьём его, с ним варим кашу

И готовим простоквашу.

                Мука

  • Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны.

  • Белая беляна,

По полю гуляла,

Домой пришла,

По рукам пошла.

  • Рожь, ячмень, овёс, пшеница,

Для помола всё сгодится,

Будет хлеб у мужика,

А пока в мешках (МУКА).

                       Соль

  • Меня одну не едят,

А без меня мало едят.

  • Отдельно - я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна.

                              Сахар

  • Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас  чаёчек.

Воспитатель. Верно. Вы молодцы. Теперь вы знаете,  какие продукты нужны для приготовления блинов?

Дети. Яйца, мука, молоко, сахар, соль.

Воспитатель. Отлично. Но мне хотельсь бы поговорить о муке. Что такое мука и из чего ее делают?

Дети.   Мука — это продукт, который получается, когда перемалывают зёрна.

Воспитатель. Верно. Мука — это продукт, который получается, когда перемалывают зёрна различных культур: пшеницы, ржи, гречки, овса, кукурузы, риса.  Сейчас мы с вами отправимся на поле для сбора урожая.

Слайд - 4-5-6-7-8-9-10

Раздает детям мешочки с крупами, которые они рассматривают и ощупывают. На экране изображение полевых культур.

Воспитатель. Как будет называться мука из пшеницы? (Пшеничная.) Из ржи? (Ржаная.) Из гречки? (Гречневая.) Из овса? (Овсяная.) Из кукурузы? (Кукурузная.) Из риса ? (Рисовая.)

Молодцы! А бывает еще гороховая и картофельная мука. Из чего эти виды муки изготавливаются?

Дети. Гороховая — из гороха, картофельная — из картофеля.

Воспитатель. Итак, блины называются по виду муки, который используется для их приготовления. Давайте поиграем в игру, какую я знаю муку.

Дети по кругу передают блин (муляж).

Дети. Я собрала в поле рожь и у меня получилась ржаная мука. И т.д.

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель. Чтобы замесить тесто надо перемешать необходимые продукты. Посмотрите на пиктограмму и повторите, какие продукты нужны для приготовления блинов. (Ответы детей.) Молодцы!

Мы мешаем тесто – (вращение рук перед грудью)

Делаем всё вместе. (сжимаем и расжимаем пальцы)

Как блины испечём,  (поочередное похопование ладонь о ладонь)

К детям в гости мы пойдем.   (пальцы бегут по ногам до колен)

Воспитатель. Тесто перемешали, теперь можно печь блины. Какая посуда нам нужна, на чём пекут блины? Для подсказки посмотрите на пиктограмму.

Дети. На сковороде.

Воспитатель. Правильно. Но блины прилипнут к сковороде, если на ней не будет масла. Для выпечки блинов используют разное масло. В основном подсолнечное, сливочное и топлёное. Подсолнечное добавляют в тесто и смазывают им сковороду. А сливочным и топлёным смазывают блины.Как вы думаете из чего приготавливают подсолнечное, сливочное и топлёное масло?

Дети. Подсолнечное — из семян подсолнечника, а сливочное и топлёное - из коровьего молока.

Слайд - 10-11-12-13-14-15.  

Воспитатель. Но есть еще масло, которое получают при отжиме семян, орехов и плодов разных растений. Как называется масло из оливок? (Оливковое.)  Из семян подсолнуха? (Подсолнечное). Из семян льна? (Льняное.) Из кедровых орехов? (Кедровое.) Из миндальных орехов? (Миндальное.) Из кокосовых орехов? (Кокосовое.) 

Воспитатель. О масле мы поговорили, теперь можно испечь блины. Какой формы они могут быть?

Дети. Можно испечь круглые блины, овальные, треугольные, в виде фигурок, цифр, букв.

Воспитатель. Верно. Форма блинов зависит от формы углублений в сковороде (противне). Но для Масленицы пекут круглые блины, символизирующие солнце.

Воспитатель. Ну вот и испекли мы блины, пора и гостей звать. Подаждите, совсем я забыла, а варенья у нас нет. Пойду я за вареньем.

(Воспитатель приносит на блюдцах разные виды варенья)

Воспитатель. Я вас буду угощать, а вы постарайтесь ответить, из какой ягоды я сварила варенье, и как оно называется.

Дети. Из клубники сварили клубничное варенье. И тд.

Воспитатель. Давайте еще раз вспомним, и с помощью пиктограммы расскажем о блинах.

Дети составляют рассказ.

1. Из каких продуктов делают тесто?

2. Какой бывает мука?

3. Что делают с тестом?

4. Какая посуда нужна для выпечки?

5. Форма изделия.

6. Каким бывает масло?

7. Какой у изделия вкус?

8. Какая начинка бывает у блинов?

(В рассказе дети готовят блины из разной муки и масла).

Рассказ «Блины на масленицу».

Для приготовления блинов мне нужна ржаная муку. В неё я добавлю, яйцо, молоко, сахар и соль. Что бы получилось тесто, его надо замесить. Сковороду я смажу оливковым маслом. Блины я люблю есть с яблочным вареньем.

Воспитатель. Блины испеклись. Теперь можно и на стол накрывать.

        

Материал  к  рассказу  «Блины на масленицу».

        

                           

                           

Список используемой литературы.

  1. Лаврентьева, Л. С. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор / Л. С. Лаврентьева, Ю. И. Смирнов. & СПб.: Паритет, 2004. – с.68.  
  2. Миловский, А. С. «Не житьё, а Масленица!» // Миловский, А. С. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках. – М.: Дет. лит., 1987. – с. 84.
  3. Панкеев, И. А. Обычаи и традиции русского народа. – 2 изд. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – С. 36.
  4. Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Ч. 1. – М.: Сов. Россия, 1990. – с. 76.
  5. Санжарова, О. Масленица // Крестьянка. – 2010. - № 2. – с.30.
  6. Полонский, О. Гуляй – не хочу? Март // Смена. – 2000. - № 3. – с. 70.
  7. Круглов, Ю. Весна! Весна красная! // Наука и жизнь. – 1992. - № 4. – с. 22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в младшей группе. Тема "Масленица"

Данное занятие знакомит детей с народным праздником Масленица, приобщает детей к истории культуры русского народа.Дети формируют навыки рисования карандашом и наклеивания;Учатся  вручать и приним...

Интегрированное занятие в средней группе «Гуляй, Масленица!»

ПовыПовысить познавательный интерес детей к народным праздникам и традициям своего народа....

Интегрированное занятие по развитию речи с использованием ИКТ - "Блины на Масленицу"

Интегрированное занятие по развитию речи с использованием ИКТ -  "Блины на Масленицу"...

Конспект интегрированного занятия-развлечения для средних группы "Масленица"

Материал будет полезен воспитателям средних групп доо. Знакомство детей с народным праздником Масленица. Совершенствование навыков рисования карандашом и наклеивания....

Интегрированное занятие в средней группе «Гуляй, Масленица!»

Конспект интернированного занятия для средней группы "Гуляй, Масленица!"...

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Широкая масленица"

Муниципальный семинар "Эффективное использование русских  народных традиций и фольклёра для успешного обучения и приобщения к истокам в ДОУ  "Широкая масленица"...