Семинар - практикум "Играя - развиваем речь"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему
Описание педагогической деятельности, для улучшения развития речи используя различные методы и приёмы, а так же через игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_igraem_-_rech_razvivaem.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Ужурский детский сад №3 Журавлёнок
Семнар – практикум для воспитателей.
Тема: «Играя – развиваем речь!»
Выполнила: Котегова Жанна Сергеевна
Воспитатель 1 категории.
2018г
Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
Для организации и проведения занятий по речевому развитию в соответствии с ФГОС:
используются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя;
во время проведения занятия деятельность детей чередуем: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.
четко определяем развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие) задачи с учетом интеграции ОО; формулируя задачи образовательной деятельности, убираем глаголы - учить, научить, заменяя их альтернативными. Например, «обогащать», «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать» и т. д.
На занятиях по речевому развитию включаются следующие виды работы:
- формирование умений в овладении звуковой культурой речи.
развитие и обогащение лексики.
- формирование грамматического строя речи
- развитие связной речи (монологу и диалогу)
- подготовка детей к обучению грамоте (в подготовительной группе)
Все стороны речи развиваем параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько речевых задач, одна из которых будет основной, а другие - сопутствующими.
В соответствие с новыми образовательными стандартами на занятии по речевому развитию используются мной современные педагогические технологии: проблемное обучение, проектная деятельность, технологии по использованию мнемотехники; ТРИЗ для развития мышления, воображения и речи ; здоровье сберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз; технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж с растиранием пальчиков; коррекционные технологии: речь с движением (логоритмика).
Проблемное обучение что же это – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением.
Проектная деятельность - становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.
Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников объясняется негативной социокультурной ситуацией, сложившейся в современном обществе. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.
В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.
Для развития речи детей в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.
По предметно-содержательной области различают: монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области, и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.
Например, для реализации задач речевого развития дошкольников, возможно использовать монопроекты.
Монопроекты имеют направленность на комплексное решение трех основных задач: а) развитие свободного общения детей, б) развитие всех сторон речи, в) практическое овладение нормами речи.
Примеры монопроектов для реализации в ДОУ:
«Я — сказочник» (Цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта — создание авторских детских книг-сказок);
«Страна волшебных слов» (Цель: развитие умений обращаться к взрослым с просьбой, используя вежливые слова; употреблять вежливые слова в общении с другими людьми).
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Почему использую данную технологию:
Расширяется словарный запас у детей, знания об окружающем мире.
Использование мнемотаблицы увлекает детей, превращает занятие в игру.
Она является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Технология ТРИЗ. Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками с нарушениями речи позволяет решать проблему обновления дошкольного образования с точки зрения ключевых компетентностей у дошкольников. В рамках ключевых компетентностей особое значение имеет способность детей осуществлять коммуникации. Способность осуществлять коммуникации очень ценное образование, которое позволит ребенку успешно обучаться в школе и адаптироваться к жизни в будущем. На мой взгляд, именно методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям. Ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
Здоровьесберегающие технологии.
Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника дошкольного учреждения не меньше, чем врач. Он должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников, а способствовать его укреплению на своих занятиях, в том числе через применение здоровьесберегающих технологий.
- артикуляционную гимнастику,
- пальчиковую гимнастику,
- массаж и самомассаж,
- гимнастику для глаз,
- Су - Джок - терапию,
- биоэнергопластику,
- кинезиологические упражнения,
- дыхательную гимнастику.
Практическая деятельность:
Все участники разбиваются на две команды. Как известно у всех команд есть своё название и свой определённый логотип. А у нас нет! Я ставлю перед вами проблему, к которой необходим творческий подход: придумать название и логотип своей команде.
Выступление команд.
Задание 1: По мнемотаблице сочинить стихотворение. Кто быстрее?!
Задание 2: Игра «Дразнилка» Не произнося настоящих названий картинок, ведущий даѐт им шуточные имена-дразнилки. Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза. Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка. Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток. Улыбалки – кушалки – говорилки – губы. Тикалки – ходилки – часы. Игра проводится на скорость, кто быстрее отгадает загаданную картинку (технология ТРИЗ)
Задание3. Гимнастика с элементами звуковой культуры речи.
Задание 4: Заключительное. Первая команда –Театрализация сказки, вторая – рекламный ролик «Магазин на диване».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Развиваем речь детей и взрослых»
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деяте...
Семинар-практикум "Развиваем пальчики - развиваем речь"
«19» ноября 2015 года в нашей группе (2 младшая «Б») был проведен семинар- практикум по теме: «Развиваем пальчики – развиваем речь», где родители узнали, как важно развивать мелкую моторику у детей, п...
семинар- практикум " Развиваем речь воспитателей"
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.Задачи: - уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;- ...
Семинар-практикум "Развиваем речь ребёнка"
Цель: Познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков....
Презентация семинара-практикума "Развиваем речь детей и взрослых"
Представлен опыт работы проведения семинара - практикума по развитию правильной речи детей и взрослых...
Семинар — Практикум «Развиваем речь детей и взрослых»
Семинар — Практикум «Развиваем речь детей и взрослых» для воспитателей...