Картотека пальчиковой гимнастики
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

Заранок Ольга Васильевна

Очент интересный материал для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx54.88 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы

пальчиковой гимнастики

Комплекс 1

Осень

Цель: Развивать движения кистей рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Содержание:

1часть. Разминка. Сгибание и разгибание пальцев (используются резиновые игрушки).

2часть. Выполнение фигурок из пальцев.

Грабли

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

3часть. Обыгрывание потешки или стихотворения.

Осень

Если на деревьях листья пожелтели,

Сжимают и разжимают пальцы.

Если в край далёкий птицы улетели,

Машут кистями рук.

Если небо хмурится, если дождик льётся

Закрывают ладонями глаза, открывают и поднимают руки вверх-вниз.

Это время года осенью зовётся.

М. Худякова

Комплекс 2

Грибочки

Цель: Развивать координацию движений и ловкость пальцев, стимулировать развитие мышления.

Содержание:

1 часть. Разминка. Сгибание и разгибание пальцев (используются массажные мячики).

2часть. Выполнение фигурок из пальцев.

Корзинка

В лес корзинку я беру

И грибы в неё кладу.

Ладони на себя, пальчики переплетаются, локти разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальцы образуют ручку.

3часть. Обыгрывание потешки или стихотворения.

Грибочки

В лесу под сосною грибочки росли,

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх.

Весёлую пляску они завели.

Указательный и средний пальцы «танцуют» на столе.

Шапочкою красной кивают грибочки:

Папа – грибок, три грибочка – сыночка.

Машут кистями рук.

Комплекс 3

Зайка

Цель: Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом, развивать координацию движений пальцев.

Содержание.

1часть. Разминка. Сгибание и разгибание пальцев (используются резиновые игрушки).

2часть. Выполнение фигурок из пальцев.

Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальцы сжаты в кулак, указательные пальцы выставлены вверх. Шевелить ими в стороны.

3часть. Обыгрывание потешки или стихотворения.

 Зайка и ёжик

Зайка - ушки на макушке

Обе руки – «на макушке». Указательный и средний пальцы – прямые, большой придерживает безымянный и мизинец. Можно сгибать указательный и средний пальцы.

Скачет, скачет по опушке.

Обе руки на уровне груди, все пальцы щепотью вниз – «лапки».

А за ним колючий ёжик

Шёл по травке без дорожек.

Пальцы обеих рук растопырены, руки соединены ладонями, пальцы переплетены, не сгибаются, но шевелятся, как иголки ёжика.

Комплекс 4

Дует ветер

Цель: Развивать движения кисти рук, стимулировать развитие мышления.

Содержание.

1часть. Разминка. Сгибание и разгибание пальцев (используются массажные мячики).

2часть. Выполнение фигурок из пальцев.

Дерево

У дерева ствол,

Прижать руки тыльной стороной друг к другу.

На стволе много веток,

Пальцы растопырены и подняты вверх.

А листья на ветках, зелёного цвета.

Шевелить кистями и пальцами.

3часть. Обыгрывание потешки или стихотворения.

Дует ветер

Дует, дует ветер,

Дуть на кисти рук.

Дует, задувает,

Трясти кистями рук.

Жёлтые листочки

Поднять руки вверх.

С дерева срывает.

Опустить руки вниз зигзагообразными движениями.

Комплекс 5

Два медведя

Цель: Развивать движения кисти рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Содержание.

1часть. Разминка. Растирать ладони вверх – вниз.

2часть. Выполнение фигурок из пальцев.

Шарик

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Все пальчики обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара.

Шарик лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой. «Воздух  выходит», и пальчики принимают и. п.

Два медведя

Сидели два медведя, на тоненьком суку:

Сжать пальцы в кулаки, руки согнуть в локтях, прижать к туловищу. Покачаться из стороны в сторону.

Один читал газету

Развести руки в стороны, как при чтении газеты.

Другой молол муку.

 Стучать одним кулаком по- другому.

Раз ку –ку, два ку – ку –

Оба шлёпнулись в муку. Кулаки «падают» на колени.

Нос в муке, Показать указательным пальцем нос.

Хвост в муке, Показать рукой за спину.

Ухо в кислом молоке. Взяться пальцами за ухо.

Комплекс 6

Вкусные овощи

Цель: Тренировать тонкие движения пальцев, стимулировать работу внутренних органов.

Содержание

1 часть. Разминка. Сгибание и разгибание пальцев (используются массажные мячики).

2 часть. Выполнение фигурок из пальцев.

Очки

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела. Большие пальцы правой и левой рук вместе с остальными, образуют «колечко». «Колечки» поднести к глазам.

3 часть. Обыгрывание потешки или стихотворения.

Вкусные овощи

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Ладони на себя, пальцы переплетаются. Локти разводятся в стороны – образуется «корзинка».

Вот пузатый кабачок,

Положила на бочок.

Сгибают один палец.

Перец и морковку,

Уложила ловко.

Сгибают ещё два пальца.

Помидор и огурец,

Наша Зина -  молодец!

Сгибают ещё два пальца.

Комплекс 7

Будем мы варить компот

Цель: Тренировать движения кисти рук, повышать работоспособность головного мозга.

Содержание:

1 часть. Разминка. Катать круговыми движениями грецкий орех, зажатый между ладонями.

2часть. Выполнение фигурок из пальцев.

Стол

У стола четыре ножки Левая рука сжата в кулачок.

Сверху крышка, как ладошка. Сверху на кулачок, опускается ладошка.

Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая – в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счёт «раз».

3 часть. Обыгрывание потешки или стихотворения.

Фрукты

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Левую ладонь сложить ковшиком, указательным пальцем правой руки «мешают» в ней «компот».

Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок, слив положим и песок.

Загибают пальцы по одному, начиная с большого.

Варим, варим мы компот, угостим честной народ.

Опять «варят» и «мешают».

Комплекс 8

Транспорт

Цель: Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом, повышать работоспособность головного мозга.

Содержание.

1 часть. Разминка. Сгибание и разгибание пальцев (используются резиновые игрушки).

2 часть. Выполнение фигурок из пальцев.

Лодка

Лодочка плывёт по речке – По воде плывут колечки.

Обе ладони поставить на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Пароход

Пароход плывёт по речке,

И пыхтит он словно печка.

Обе ладони поставить на ребро, мизинцы прижаты (ковшик), большие пальцы подняты вверх.

3 часть. Обыгрывание потешки или стихотворения.

Вот поезд наш едет

Вот поезд наш едет, колёса стучат.

Провести пальцами правой руки по столу.

А в поезде этом, ребята сидят.

Помахать пальцами в воздухе.

«Чух – чух – чух» пыхтит паровоз.

Постукивать пальцами в такт словам.

Далеко – далеко, он детишек повёз.

 Постукивать одновременно указательным и средним пальцами по столу.

Комплекс 9

Игрушки

Цель: Развивать тонкие движения пальцев, стимулировать работу нервной системы.

Содержание.

1 часть. Разминка. Сгибание и разгибание пальцев (используются массажные мячики).

2 часть. Выполнение фигурок из пальцев.

Стул

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье!

Левая ладонь вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).

Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счёт «раз».

3 часть. Обыгрывание потешки или стихотворения.

Игрушки

У Антошки есть игрушки:

Вот весёлая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрёшка,

И с хвостом пушистым кошка.

Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого.

Комплекс 10

Зима

Цель: Развивать умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Содержание

1 часть. Разминка. Сгибание и разгибание пальцев (используются массажные мячики).

2 часть. Выполнение фигурок из пальцев.

Ёлка

Ёлка быстро получается,

Ладони – от себя, под углом друг к другу.

Если пальчики сцепляются.

Пальцы пропускаются между собой.

Локотки ты подними,

Пальцы выставляются вперёд.

Пальчики ты разведи.

Локти к корпусу не прижимаются.

3 часть. Обыгрывание потешки или стихотворения.

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, Сжатые в кулак пальцы разгибать по очереди.

Собираемся гулять. Показать растопыренные пальцы правой руки.

Катя саночки везёт от крылечка до ворот, Провести указательным и средним пальцами правой руки по столу.

А Серёжа на дорожке голубям бросает крошки. Сложить пальцы щепоткой, делать бросающие движения.

Девочки и мальчики прыгают как мячики. Помахать кистями правой и левой рук.

Комплекс 11

Зимняя прогулка

Цель: Развивать умение выполнять действия пальчиками в соответствии с текстом. Развивать координацию движений.

Содержание.

1 часть. Разминка. Растирать ладони карандашом, зажатым между ними.

2 часть. Выполнение фигурок из пальцев.

Колокольчик

Колокольчик всё звенит, язычком он шевелит. Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, ребёнок им свободно вращает.

3 часть. Обыгрывание потешки или стихотворения.

Зимняя прогулка

Очень холодно зимой,

Но мы пойдём гулять с тобой.

Я надену шубку,

Загнуть мизинец левой руки указательным пальцем правой.

Я надену шапку, 

Загнуть безымянный палец.

Я надену шарфик

Загнуть средний палец.

И ещё платок,

Загнуть указательный палец.

А потом красивые,

Тёплые, пушистые

Крошки – рукавички

На ручки натяну. Загнуть большой палец.

Комплекс 12

Пришла весна

Цель: Развивать движения кисти рук, стимулировать развитие мышления детей.

Содержание

1 часть. Разминка. Растирать ладони карандашом, зажатым между ними.

2 часть. Выполнение фигурок из пальцев.

Флажок

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони – к себе.

3 часть. Обыгрывание потешки или стихотворения.

Пришла весна

Пришла весна красная,

Пришла весна ясная.

Вращать кистями рук.

Птицы громко поют,

Людям спать не дают.

Соединять и разъединять указательные пальцы со средними – «птицы открывают и закрывают клюв».

Пчёлы гудят, в поле летят.

Помахать кистями рук.

С поля идут, медок несут.

Указательным и средним пальцами сначала правой, а затем левой руки «идти» по столу.

Комплекс 13

Цыплятки

Цель: Развивать координацию движений и ловкость пальцев, стимулировать развитие мышления.

Содержание

1 часть. Разминка. Растирать ладони карандашом, зажатым между ними.

2 часть. Выполнение фигурок из пальцев.

Птенчики в гнезде

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.

Обхватить все пальцы правой руки, левой ладонью и шевелить ими.

3 часть. Обыгрывание потешки или стихотворения.

Цыплятки

Зёрна курочка клюёт,

Сложить обе ладони вместе, отклонять их от себя.

И цыплятки тут как тут

Обе руки поочерёдно «клюют» всеми пальцами. Собранными вместе.

В воду уточка нырнёт,

Руки, соединённые указательными пальцами. «ныряют» от себя.

А цыплятки не нырнут.

Погрозить указательным пальчиком.

Комплекс 14

Петушок

Цель: Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом, развивать координацию движений пальцев.

Содержание.

1 часть. Разминка. Сгибание и разгибание пальцев (используются массажные мячики).

2 часть. Выполнение фигурок из пальцев.

Петушок

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

3 часть. Обыгрывание потешки или стихотворения.

Петушок

Петушок наш вдруг проснулся,

Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх.

Прямо к солнцу повернулся.

Повертеть кистью руки в разные стороны.

Кукарекнул раз, два, три!

Ты сегодня не проспи.

Разводить и сводить указательный и большой пальцы.

Комплекс 15

Насекомые

Цель: Тренировать движения кисти рук, повышать работоспособность головного мозга.

Содержание.

1 часть. Разминка. Сгибание и разгибание пальцев (используются резиновые игрушки).

2 часть. Выполнение фигурок из пальцев.

Жук

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

Пальцы сжаты в кулачок. Указательный палец и мизинец разведены в стороны, шевелить ими.

3 часть. Обыгрывание потешки или стихотворения.

Муха

Вот летела муха,

Правой рукой махать четырьмя пальцами.

 На варенье села,

Правой ладонью шлёпнуть сверху по левой.

Вымазала брюхо,

Вращать ладони относительно друг друга.

Дальше полетела.

Правой рукой махать четырьмя пальцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики

картотека пальчиковой гимнастики...

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы

Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...