Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Александрова Анна Сергеевна

Развитие мелкой моторики рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx16.1 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с са-мого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока – белобока кашку варила.», «Ладушки-ладушки» и т. п., не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:

во- первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,

во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем по-может избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их испра-вить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

-Запускать пальцами мелкие волчки.

-Разминать пальцами пластилин, глину.

-Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

-Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).

-Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

-Показать отдельно только один палец - указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре, пять.

-Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

-Махать в воздухе только пальцами.

-Кистями рук делать «фонарики»

-Хлопать в ладоши : тихо и громко, в разном темпе.

-Собирать все пальчики в щепотку (пальцы собрались вместе- разбе-жались).

-Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

-Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

-Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

-Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

-Закручивать шурупы, гайки.

-Игры с конструктором.

-Складывание матрешек.

-Игра с вкладышами.

-Рисование в воздухе.

-Игры с песком, водой.

-Мять руками поролоновые шарики, губку.

-Шить, вязать на спицах.

-Рисовать, раскрашивать, штриховать.

-Резать ножницами.

-Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой дея-тельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающе-го мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятель-ности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных исто-рий, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вле-во», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет ста-раться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

«Капуста»

Мы капусту рубим,

(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим,

(имитируют посыпание соли из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

В кадку все утрамбовали,

(потирают кулак о кулак).

Сверху грузиком прижали.

(ставят кулак на кулак).

«Компот»

Будем мы варить компот,

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»).

«Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.)

«Зайчик»

Жил-был зайчик (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (указательный и средний показывают ушки)

Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы)

Носик на опушке (трут нос)

Отморозил носик (сжимают пальцы)

Отморозил хвостик (гладят хвостик)

И поехал греться (крутят руль)

К ребятишкам в гости.

«Вышла курочка»

Вышла курочка гулять (пальчики шагают)

Свежей травки пощипать (щиплют всеми пальцами)

А за ней ребятки – жёлтые цыплятки (бегут всеми пальчиками)

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши)

Не ходите далеко! (грозят пальчиками)

Лапками гребите (гребут пальцами как граблями)

Зёрнышки ищите (собирают зёрна)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста"

В данной консультации для родителей содержится описание всевозможных упражнений, развивающих мелкую моторику рук дошкольников....

"Разнообразие способов развития мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Статья для родителей, где представлены многие способы: чем можно наполнить развивающую среду дома,чтобы использовать для развития мелкой моторики рук дошкольника. Приведены примеры, как использовать э...

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Когсультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детейраннего и младшего дошкольного  возраста»....

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Широко известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи у ребенка раннего возраста. Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной ...

Консультация для родителей:Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Укрепить родителей в правильности  работы  мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста...

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного  возраста»....

«Опыт работы с семьей по развитию мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем....