Методическая разработка. Мнемотаблицы для заучивания стихотворений дошкольникам в картинках.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Пынзарь Ирина Викторовна

В своей группе я использую в образовательной деятельности с детьми мнемотаблицы. Детям очень нравится работать по мнемотаблицам, рассказывать стихи, сказки, сочинять свои истории.

Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Один из приемов мнемотехники - построение мнемотаблиц, в которых слова, которые нужно запомнить, нарисованы в том же порядке, что и в тексте.

Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. 

Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик», его символическое обозначение (стикмен). Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать слово».

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам - поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.

Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – желтое, небо – синее, огурец – зеленый. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – черно-белые мнемотаблицы.

Этапы работы над стихотворением:

1. воспитатель  выразительно читает стихотворение.

2. воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет сейчас учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Этапы работы над стихотворением:

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет сейчас учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек во всех возрастных группах детского сада и даже в школе они станут отличным подспорьем ребенку при изучении сложных стихотворений, если он научится самостоятельно составлять для себя мнемотаблицу.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Мнемотаблицы "Сказки"

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются 22 мнемотаблицы, отражающие ту или иную сказку, под общим названием "Сказки". В мнемотаблице схематически изображены персонажи сказки, некоторые предмет...

Методика заучивания стихотворений дошкольниками

Консультация для родителей Методика заучивания стихотворений дошкольниками  Подготовила: Воспитатель Баконина М.В.  Уважаемые родители, заучивание стихотворения – одно из сред...

Методические рекомендации по теме: «Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Методические рекомендации по теме:«Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста»....

Заучивание стихотворения по опорным картинкам

Не все родителей знают и понимают, что учить стихи с детьми дошкольного возраста необходимо. Это правильно. Заучивание стихотворений  играют весомую роль  в жизни ребенка. Ведь благодаря это...

Методическая разработка. Мнемотаблица к стихотворению Н.В. Нищевой "Март, апрель и май зелёный..." по лексической теме "Весна. Весенние цветы" в подготовительной группе для детей с ТНР.

Данная цветная мнемотаблица помогает быстро и легко выучить названия весенних месяцев, тренирует внимание и память, способствует повышению мотивации к разучиванию стихотворений....

Методическая разработка "Мнемотаблица - времена года"

Закрепить знания детей о временах года...

Методическая разработка - мнемотаблица

Материал содержит мнемотаблицу к стихотворению С.Я. Маршака "Тает месяц молодой"Тает месяц молодой.Гаснут звезды чередой.Из распахнутых воротСолнце красное идёт.Солнце за руку ведётНовый ден...