конспект "Зимушка-зима"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект нод по развитию речи в подготовительной группе.
«Зимушка - зима».
Цель:
Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать коллективный разговор. Учить детей составлять короткий рассказ с помощью мнемотаблицы.
Задачи: Учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.
Оборудование: картинки на зимнюю тему, теремок, ватман для составления рассказа мнемотаблицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект нод по развитию речи в подготовительной группе.
«Зимушка - зима».
Цель:
Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать коллективный разговор. Учить детей составлять короткий рассказ с помощью мнемотаблицы.
Задачи: Учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.
Оборудование: картинки на зимнюю тему, теремок, ватман для составления рассказа мнемотаблицы.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Ребята. К нам сегодня в группу пришли гости. Давайте поздороваемся.
Раздается стук в дверь. Нам передают посылку. Нам кто-то прислал посылку.
Давайте откроем ее и посмотрим , что же там такое. Посмотрите, ребята, какая красота. Тут и письмо,
очень странное оно
Вместо марок три снежинки
А конверт из чистой льдинки
прочитаем?
«Дорогие мои ребята, скоро наступит мой любимый праздник Новый год. Время волшебных подарков и сюрпризов. И я решила вас порадовать и подарить вам вот этот теремок. Только он не простой, он с сюрпризом. Что бы открыть дверь теремка ,нужен ключик, а он спрятан. Где спрятан, вы узнаете, когда выполните все мои задания. Хорошо постарайтесь. Я люблю трудолюбивых детей, как говорится в моей любимой сказке «По работе и награда будет».
Ребята, о какой сказке говорится в письме, кто догадался. (Мороз Иванович.) Что случилось в этой сказке? (Ответы детей)
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг
Мы все за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Мы готовы поиграть
Все задания выполнять.
Вот первое задание от таинтвенной незнакомки:
- Отгадаете загадку, ставни теремка откроются, и вы узнаете ктоже я такая .
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белой.
А в санях сидит царица
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром!
Дети: Зима
(Открываю ставни домика, за ними иллюстрация зимы).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отгадали загадку. О какой тройке говорится в стихотворении?
Дети: Это зимние месяцы – декабрь, январь и февраль.
Ребята теперь мы знаем, что письмо нам прислала зима. И сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года – о зиме.
- Вставайте в кружок и повторяйте за мной:
Ру – ру - ру всех сейчас я соберу
Ра –ра -ра отправляться нам пора
Ны-ны-ны нам преграды не страшны
Повертелись, покружились, в царстве зимнем очутились.
Дети повторяют.
- Как люди ласково называют зиму? (зимушка)
- Какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)
У зимы есть свои снежные слова. (Зимний словарь)
- Назовите их.
Дети.
- Снег, метель, вьюга, буран, сугроб, мороз.
Воспитатель.
- А какая она, зима?
Дети
- Холодная, хмурая, ветреная, морозная, ледяная.
Воспитатель.
- А еще, зима, время веселых детских игр и забав. Какие зимние игры и забавы вы знаете? (ответы детей).
- Посмотрите на картинку, в какие игры играют дети? (дети перечисляют)
- А теперь можно и нам поиграть.
Проводится игра «Снежинки и ветерок»
Снежинки – девочки.
Ветерок – мальчики.
Снежинки кружатся, бегают на носочках, ветерок отдыхает. Как только скажу «ветерок проснулся» ветерок –ш-ш-ш, снежинки – оседают.
Работа по подгруппам:
Игра «Придумай слово». (Образование родственных слов).
Воспитатель
-Давайте разделимся на две команды. 1-я команда- команда мальчиков , 2-я команда- команда девочек. Придумайте название своей команде, связанное с зимой.
-Команда мальчиков « Снеговик» подбирает родственные слова к слову мороз:
Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);
- Команда девочек «Снежинки» подбирает родственные слова к слову лед
Лед - (льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и др.).
Воспитатель.
-Зима предлагает нам поиграть еще в одну в игру. Игра «Доскажи словечко»
- Я буду читать стихотворение загадку, а вы добавлять подходящие слова.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (снег)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые... (снежинки)
На поселке, на лужок
Все снижается... (снежок).
Вот веселье для ребят -
Все сильнее... (снегопад)
Все бегут в перегонки,
Все хотят играть в... (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился... (снеговик)
Рядом снежная фигурка -
Это девочка... (снегурка)
На снегу - то, посмотри? -
С красной грудкой... (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (снег)
Воспитатель
- Какие слова вы добавляли?
- На какое слово они все похожи?
- Смотрите, сколько вокруг снега, поиграем в снежки. (Имитация игры.)
-Как весело мы с вами поиграли, наши пальчики замерзли, давайте погреемся.
Пальчиковая игра.
Снежинки
Стою и снежинки в ладошку ловлю Ритмичные удары пальцами левой
руки, начиная с указательного, по ладони Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой
и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ладони
Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать.
В ладошке вода,
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания расслабленными
Как видно, ладошки мои горячи. кистями рук.
Воспитатель.
- Следующее задание от Зимы сложное. Давайте сядем на стульчики.
Развитие связной речи
- Ребята, зима прислала свой рассказ, который называется «Зима» вам необходимо внимательно послушать, запомнить и пересказать его. В помощь вам будет вот эта мнемотаблица.
Рассказ «Зима»
Наступила долгожданная волшебница зима. Кругом лежит как перина белый мягкий пушистый снег. Легкие снежинки, медленно кружась в прозрачном воздухе, переливаются на солнце разноцветными огоньками. Деревья покрыты белыми мохнатыми шапками. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Под белым пушистым одеялом в своих теплых норках спят лесные жители. Все замело. Как много ребят вышло гулять на улицу в зимний солнечный день. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, санках, коньках.
Первичное восприятие рассказа воспитателя:
- Какое наступило время года?
- Что лежит на земле?
-С чем можно сравнить снег
-Какие снежинки
- во что одеты деревья и елочки?
- Куда спрятались звери?
- Кто рад зиме?
- Что делают дети зимой?
Составление мнемотаблицы.
Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.
Дети самостоятельно составляют рассказ, опираясь на мнемотаблицу.
Воспитатель.
-Вот и последнее задание зимы.
-Отгадайте загадку и вы найдете там ключик от двери.
Загадка.
Сидит на крыше всех выше,
дымом дышит.
(Ответ: труба)
(заглядываю в трубу и достаю ключик).
- Ребята, вот и ключик. Только интересно, не растаял ли сюрприз зимы, как в сказке «Мороз Иванович» у персонажа сказки Ленивицы.
Итог занятия
- Вспомните ребята, о чём мы говорили на занятии?
- Что мы делали?
- Что было трудно?
- Что вам понравилось?
Зимушка- зима очень довольна вами ребята, вы очень хорошо отвечали, справились со всеми заданиями и за это зимушка-зима приготовила вот такой сюрприз
Открываю дверь и достаю леденцы для ребят.
Тут и письмо,
очень странное оно
Вместо марок три снежинки
А конверт из чистой льдинки
прочитаем?
«Дорогие мои ребята, скоро наступит мой любимый праздник Новый год. Время волшебных подапков и сюрпризов.И я решила вас порадовать и подарить вам вот этот теремок. Только он не простой, он с сюрпризом. Что бы открыть дверь теремка нужен ключик, а он спрятан. где спрятан, вы узнаете, когда выполните все мои задания. Хорошо постарайтесь. Я люблю трудолюбивых детей, как говорится в моей любимой сказке «По работе и награда будет».
-Зима предлагает нам поиграть еще в одну в игру.
Игра «Доскажи словечко»
Я буду читать стихотворениезагадку, а вы добавлять подходящие слова.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (снег)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые... (снежинки)
На поселке, на лужок
Все снижается... (снежок).
Вот веселье для ребят -
Все сильнее... (снегопад)
Все бегут в перегонки,
Все хотят играть в... (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился... (снеговик)
Рядом снежная фигурка -
Это девочка... (снегурка)
На снегу - то, посмотри? -
С красной грудкой... (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (снег)
- Какие слова вы добавляли?
- На какое слово они все похожи?
Смотрите, сколько вокруг снега, поиграем в снежки.(Имитация игры.)
Как весело мы с вами поиграли, наши пальчики замерзли, давайте погреемся.
Пальчиковая игра.
Снежинки
Стою и снежинки в ладошку ловлю Ритмичные удары пальцами левой
руки, начиная с указательного, по ладони правой руки. Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой
и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.
Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать.
В ладошке вода,
Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на второй-разжать. Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.
Как видно, ладошки мои горячи.
Следующее задание от Зимы сложное. Давайте сядем на стульчики.
Развитие связной речи
- Ребята, зима прислала свой рассказ, который называется «Зима» вам необходимо внимательно послушать , запомнить и пересказать его. Помощь вам будет вот эта мнемотаблица.
Рассказ «Зима»
Наступила долгожданная волшебница зима. Кругом лежит как перина белый мягкий пушистый снег. Легкие снежинки, медленно кружась в прозрачном воздухе, переливаются на солнце разноцветными огоньками. Деревья покрыты белыми мохнатыми шапками. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Под белым пушистым одеялом в своих теплых норках спят лесные жители. Все замело. Как много ребят вышло гулять на улицу в зимний солнечный день. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, санках, коньках.
Первичное восприятие рассказа воспитателя:
- Какое наступило время года?
- Что лежит на земле?
-С чем можно сравнить сне
-Какие снежинки
- во что одеты деревья и елочки?
- Куда спрятались звери?
- Кто рад зиме?
- Что делают дети зимой?