Артикуляционная гимнастика
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика.
- «Задуй свечку» - вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на свечу, полоску бумаги, щёки не надувать.
- «Сдуй снежинку» - улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу, дуть на ватный шарик, лежащий на ладони, произнося звук «ф» (щёки не надувать).
- «Фокус» - рот приоткрыт, язык «чашечкой» выдвинут вперед и приподнят, плавно дуть на чёлку.
Самомассаж языка.
- С усилием, сквозь сомкнутые зубы, проталкивать язык вперёд, высовывая его изо рта, затем медленно втягивать вглубь рта (4-5 раз).
- Рот приоткрыт. Уперев кончик языка в нижние резцы, с усилием выталкивать язык «горкой», а верхними зубами как бы расчёсывать спинку языка (3-4 раза).
- Покусывание языка зубами от кончика до середины и обратно.
Сказка «У бабушки с дедушкой».
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки),
С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка),
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами).
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуём, завернём и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем к верху «чашечкой»).
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд – назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
Бабушка шила, а Барсик с катушкой бегал, как будто с живою зверюшкой (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд – назад).
Бабушке нашей всегда помогаем: нитки в иголки мы ей продеваем (узкий язык вытянут вперёд).
Бабушка швы на машинке строчила (узкий язык двигается вперёд – назад).
И на зигзаг её переключила (узкий язык двигается влево – вправо).
Петли иголкой она обметала (кончик языка описывает круг за губами),
Пуговки круглые попришивала (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
Все мы на них покачаться успели.
После качелей мы в прядки играли (широкий язык убирается под верхнюю губу),
Прятались на чердаке и в подвале (широкий язык – под нижнюю губу).
Дедушка скачет на лошади ловко (щелкаем языком),
Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхней губе).
Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
вот на опушке мы видим грибочки (присасываем язык к небу и открываем рот).
Вот из сарая индюшка пришла, важно сказала: « БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперед – назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 мин.
- Выполняется перед зеркалом с обязательным соблюдением осанки.
- Вначале выполняется медленно, неторопливо, но постепенно темп увеличивается.
- Необходимо добиваться чёткого, точного выполнения движений.
- Упражнения для языка выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти.
- Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится правильно выполнять движения.
- Каждое упражнение выполняется до 10 раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...