"Уж небо осенью дышало..."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Захарова Элла Юрьевна

Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней…

Л.Н. Толстой

 

Конспект НОД посвящен любимому многими времени года - осени и его воплощению в поэзии, живописи и музыке. Цель НОД: активизация словаря детей по теме «Осень». Уточнение знаний об осени. Расширение кругозора детей: знакомство с русскими и иностранными художниками, музыкантами и поэтами XIX – XX вв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД26.6 КБ
Файл "Уж небо осенью дышало..."2.3 МБ

Предварительный просмотр:

«Уж небо осенью дышало…»

(Осень в русской поэзии, музыке и живописи)

Захарова Элла Юрьевна,

воспитатель высшей категории,

Калининград, МАДОУ д/с №36

Цель: Активизация словаря детей по теме «Осень». Уточнение знаний об осени. Расширение кругозора детей: знакомство с русскими и иностранными художниками, музыкантами и поэтами XIX – XX вв.

Задачи:

  • Упражнять детей в подборе синонимов к словам-определениям, активизировать в речи глаголы, прилагательные: яркая, пёстрая, хрустящая, печальная;
  • Уточнять и обогащать словарь по теме «Осень»;
  • Закреплять умение произносить тексты с разной интонацией, выразительно читать наизусть стихотворения;
  • Учить работать в парах, развивать умение слушать друг друга, соблюдать очерёдность высказывания;
  • Формировать умение сравнивать два похожих пейзажа;
  • Развивать внимание, речевой слух;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, любовь к поэзии, музыке и живописи.

Материал: репродукции картин И. Левитана и В. Поленова; мнемотаблицы «Осень», «Осенние изменения в природе»; картинки с изображением птиц; конверт с заданиями и планом-маршрутом путешествия; листья; минипрезентация «Осень».

Музыкальный материал: пьеса П. И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из цикла “Времена года”, А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”, «Весна и осень» Г. Свиридова, Ф. Шопен «Осенний вальс» (оркестр П. Мориа).

Предварительная работа: наблюдение за погодными явлениями, заучивание наизусть стихотворений А. Пушкина, И. Бунина, Ф. Тютчева, О. Берггольц, С. Есенина, чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций и репродукций осенних пейзажей, обсуждение примет осени, разучивание пословиц, знакомство с народными названиями осенних месяцев, слушание музыки.

Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней…

Л.Н. Толстой

Ход НОД:

  1. Организационный момент
  • «Билет получит тот, кто примету осени назовёт»;
  • Д/и «Назови, какой лист» (если лист с дуба, то он (какой?) – дубовый…)

Ты, ковёр-самолёт,

Отправляйся-ка в полёт.

Ты неси нас над лесами,

Над полями и лугами…

В гости к Осени лети

И ребят с собой возьми!

  1. «Ранняя осень»

(звучит мелодия Чайковского «Времена года»: «Сентябрь»)

Характеристика сентября, народное название, приметы сентября,

стихотворения Ф.И. Тютчева и О. Берггольц.

-  Д/и «Скажи наоборот».

В одном прекрасном королевстве жили четыре феи-волшебницы: Зима, Весна, Лето и Осень. Как вы догадались, каждая из них правила в строго отведенное только ей время. Наступила удивительная пора – пора волшебницы Осени. Созвала она художников, поэтов, музыкантов и спросила: «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину осенней природы?» И каждый из них ответил по-своему.

Как вы думаете, что ответил художник? (нужны краски)

А поэт? (нужны красивые слова, сочетания слов, рифмы)

А композитор? (нужны музыкальные звуки).

«Хорошо!» - сказала Осень художникам. «Будут вам краски, а уж вы выбирайте сами…». А поэтам Осень ответила: «А вам самые красивые рифмы, а уж вы выбирайте! Ну а вам, музыканты много-много звуков, только вы выбирайте!» Ох, и непростую задачу задала Осень художникам, поэтам и музыкантам… Что же выбрали они для Осени?

На экране «Золотая осень» И. И. Левитана

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Посмотрите внимательно на картину русского художника И. И. Левитана «Золотая осень». Какая здесь осень? (Яркая, нарядная, светлая, лучистая, солнечная). Задать вопросы о красках, о настроении, обсудить с детьми жанр (пейзаж).

А сейчас сложный вопрос: а можем ли мы услышать эту картину? Какие осенние звуки художник Левитан дает нам здесь услышать? Березки с тонкими стройными стволами сплошь покрыты золотистой листвой. Среди деревьев тихо журчит прозрачный ручей, в котором отражается небо, облака, травы. Золотые кроны деревьев ослепительно блестят, купаются в темных лучах солнца. Тени наливаются синевой и прохладой. В воздухе чувствуется теплый осенний день. Мы невольно слышим шелест листьев. (Ответы детей)

Золотая осень – радостная пышно убранная, богатая урожаем, любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно-голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской. Это осень бодрящая, жизнерадостная, сказочная!

Точно такая, как в стихотворении русского поэта И. Бунина “Осень” 

И. Бунин «Осень»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют

А между клёнами синеют.

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

3. «Золотая осень»

(Чайковский П.И. «Октябрь. Осенняя песня»)

 Приметы октября, народное название месяца, чтение стихотворений

И.Бунина, А.С. Пушкина.

 (На мольберте репродукции картин Левитана и Поленова «Золотая

осень»).

Описание картины И. Левитана «Золотая осень» и В. Поленова «Золотая осень» по группам с применением ТРИЗ (рассматривание деталей картин

в «подзорные трубы», поиск выразительных средств, сравнений).

  • Д/и «Подбери эпитет (красочное определение)»
  • Логоритмическое упражнение «Ветер и листья»

4. «Поздняя осень»

(Чайковский П.И. «Ноябрь»)

Но вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни. Природа быстро сбросит свой праздничный наряд.

слайд-портрет А. С. Пушкина

Великий русский поэт, А. С. Пушкин очень любил Осень. Он говорил: «Осень…любимое моё время…пора моих литературных трудов».

Давайте, послушаем, какая Осень в стихах Пушкина? 

 Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

Журча, еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл…

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А. С. Пушкин)

Ребята, вы не почувствовали другое настроение? Не радость, восторг от буйства ярких красок звучат в этих строках, а что?

На третьем мольберте иллюстрации поздней осени: дождь, улетающие

птицы.

Какая осень на этой картине? (Печальная, хмурая, прощальная…)

  • Массаж «Дождик».

  • Д/и «Зимующие – перелётные» (разложи картинки);

  • Д/и «Угадай по описанию» (метод наглядного моделирования).

Приметы ноября, народное название месяца.

Вот она, поздняя осень, увядающая. Природа словно притихает, готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомленной. Льют дожди, опадают листья, птицы улетают, сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи. Осень грустная, нежная, удивляющая.

Именно такая осень в звуках «Осенней песни» П. И. Чайковского. Великий русский композитор написал музыкальное произведение “Времена года”, в котором выразил свою любовь к русской природе.

Осень. Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А. Толстой)

Ты, ковёр-самолёт,

Отправляйся вновь в полёт.

Ты неси нас над полями,

Над лесами и лугами,

Покружись, повертись,

Снова в группу возвратись!

В заключение подвести небольшой итог встречи:

* Мы слушали музыку, стихи великих поэтов, знакомились с картинами замечательных русских художников.

* Осень – удивительное время года! Может вызывать самые разные, даже противоположные настроения.

* Спросить детей, какой видели осень поэты, художники, композиторы? А какой видите осень вы?

Подарить детям открытки-репродукции осенних пейзажей.

Под музыку Г. Свиридова «Весна-осень» дети выходят из зала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ д /с № 36 г. Калининград «Уж небо осенью дышало…» (Осень в русской поэзии и живописи) Мультимедийная презентация НОД в подготовительной к школе группе

Слайд 2

Цель: Активизация словаря детей по теме «Осень». Уточнение знаний об осени. Расширение кругозора детей: знакомство с русскими художниками и поэтами XIX – XX вв. Задачи: Упражнять детей в подборе синонимов к словам-определениям, активизировать в речи глаголы, прилагательные: яркая, пёстрая, хрустящая, печальная; Уточнять и обогащать словарь по теме «Осень»; Закреплять умение произносить тексты с разной интонацией, выразительно читать наизусть стихотворения; Учить работать в парах, развивать умение слушать друг друга, соблюдать очерёдность высказывания; Формировать умение сравнивать два похожих пейзажа; Развивать внимание, речевой слух; Воспитывать дружеские взаимоотношения, любовь к поэзии и живописи.

Слайд 3

Материал: репродукции картин И. Левитана и В. Поленова; мнемотаблицы «Осень», «Осенние изменения в природе»; картинки с изображением птиц; конверт с заданиями и планом-маршрутом путешествия; листья; минипрезентация «Осень». Предварительная работа: наблюдение за погодными явлениями, заучивание наизусть стихотворений А.Пушкина, И.Бунина, Ф.Тютчева, О.Берггольц , С.Есенина, чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций и репродукций осенних пейзажей, обсуждение примет осени, разучивание пословиц, знакомство с народными названиями осенних месяцев.

Слайд 4

Счастье – это быть с природой, видеть её, г оворить с ней… Л.Н. Толстой

Слайд 5

Ход НОД Организационный момент «Билет получит тот, кто примету осени назовёт»; Д/и «Назови, какой лист» (если лист с дуба, то он (какой?) – дубовый…) Ты, ковёр-самолёт, Отправляйся-ка в полёт. Ты неси нас над лесами, Над полями и лугами… В гости к Осени лети И ребят с собой возьми! 2. «Ранняя осень» (звучит мелодия Чайковского «Времена года»: «Сентябрь») Характеристика сентября, народное название, приметы сентября, стихотворения Ф.И. Тютчева и О. Берггольц . - Д/и «Скажи наоборот».

Слайд 15

3. «Золотая осень» (Чайковский П.И. «Октябрь. Осенняя песня») Приметы октября, народное название месяца, чтение стихотворений И.Бунина, А.С. Пушкина. (На мольберте репродукции картин Левитана и Поленова «Золотая осень»). Описание картины И. Левитана «Золотая осень» и В. Поленова «Золотая осень» по группам с применением ТРИЗ (рассматривание деталей картин в «подзорные трубы», поиск выразительных средств, сравнений). Д/и «Подбери эпитет (красочное определение)» Логоритмическое упражнение «Ветер и листья»

Слайд 16

4. «Поздняя осень» (Чайковский П.И. «Ноябрь») На третьем мольберте иллюстрации поздней осени: дождь, улетающие птицы. Какая осень на этой картине? (Печальная, хмурая, прощальная…) Дети читают стихотворения И. Бунина «Льёт дождь холодный, точно лёд…» и А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». Массаж «Дождик». Д/и «Зимующие – перелётные» (разложи картинки); Д/и «Угадай по описанию» (метод наглядного моделирования). Приметы ноября, народное название месяца. Ты, ковёр-самолёт, Отправляйся вновь в полёт. Ты неси нас над полями, Над лесами и лугами, Покружись, повертись, Снова в группу возвратись!

Слайд 17

5. Возвращение. Составление рассказа по модели «Осенние изменения» Вот и стали мы немного счастливее, прикоснувшись к осенней природе, воспетой в прекрасных стихотворениях, чудесной музыке и великолепной живописи наших соотечественников. А теперь закройте, пожалуйста глаза. Теплый золотой лучик осеннего солнышка коснётся щеки того, кто выполнил все задания… Луч касается каждого ребёнка. Пусть этот луч наполнит ваши сердца любовью к осенней природе и счастьем от общения с ней!

Слайд 18

Молодцы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уж небо осенью дышало

Почетные грамоты...

Уже небо осенью дышало (заучивание стихотворения)

Уже небо осенью дышало (заучивание стихотворения)...

Презентация. Осень. Стихотворение А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало".

Презентация на стихи А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало..." с использованием музыки А.Вивальди.Образовательные области: познание (Формирование целостной картины мира),  чтение художественно...

"Уж небо осенью дышало..."

Интегрированное занятие в подготовительной группе по обобщающей теме "Осень"...

" Уж небо осенью дышало...":пейзажная лирика А.С.Пушкина (подготовительная группа).

Занятие,посвящённое пейзажной лирике А.С.Пушкина,помогает детям увидеть красоту русской природы через поэтические образы великого поэта....

беседа- уж небо осенью дышало

Дети с воспитателем заходят в зал: “Ребята, на чем можно отправиться в путешествие? Куда можно поехать?”Дети отвечают…Воспитатель подводит итог ответов и предлагает ребятам занять места в автобу...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА сентябрь 2021год. . Тема: « Осень: уж небо осенью дышало» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ С ДЕТЬМИ  РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ « Радуга».  МБДОУ №14 « Ласточка» ( 5 - 7 ЛЕТ) ПО ТЕМЕ «...