Речевые игры
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Вазиева Рита Дзахотовна

Речевые игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx197.9 КБ

Предварительный просмотр:


Кто есть кто?

Воспитатель в свободное от занятий время разучивает с группой детей стихотворение В. Данько «Мы козлики», заранее подготавливая для дальнейшей инсценировки по 2 – 3 шапочки с изображением животных (козлика, котика, ослика, волчат, ежей) и 2 – 3 венка из цветов. Распределяются роли (части стихотворения заучиваются с каждой подгруппой в отдельности).

Игра-инсценировка осуществляется следующим образом. Дети запоминают, кого они изображают и какие слова должны говорить, затем надевают соответственно своей роли шапочки и становятся в таком порядке: козлики, котики, ослики, волчата, ежи, цветики, девочки, мальчики. Один ребенок вместе с воспитателем может выполнять роль ведущего.

Ведущий.  вместе с воспитателем подходит к группе детей, изображающих козликов, и испрашивает: Вы кто?

Дети. Мы козлики!

Ведущий. Какие вы?

Дети. Рогатые! (изображают рожки на голове и бодают друг друга.)

Затем воспитатель вместе с ведущим подходит к детям изображающим котиков, и спрашивает: Вы кто?

Дети. Мы котики!

Ведущий. Какие вы?

Дети. Мохнатые! (Гладят по своей одежде, показывая, что шерстка пушистая.)

Ведущий. Вы кто? (Подходит к следующей группе детей, изображающий осликов.)

Дети. Мы ослики!

Ведущий. Какие вы?

Дети. Ушастые! (Показывают, какие у них длинные ушки.)

Затем обращается к волчатам.

Ведущий. А вы волчата? (Какие?)

Дети. Злые и зубастые! (Показывают зубы, рычат, делают вид, что нападают на рядом стоящих осликов.)

Далее воспитатель подходит вместе с ведущим к группе детей, изображающих ежей.

Ведущий. Кто вы?

Дети. Мы ежики!

Ведущий. Какие вы?

Дети. Колючие! (Показывают на шапку с иголками.)

Ведущий. Вы кто? (Воспитатель и ведущий подходят к детям, у которых на голове шапочки с изображением цветов.)

Дети. Мы цветки!

Ведущий. Какие вы?

Дети. Пахучие! (Снимают шапочки и нюхают цветы.)

Воспитатель и ведущий подходят к девочкам и спрашивают:

Ведущий. Вы кто?

Дети. Мы девочки!

Ведущий. Какие вы?

Дети. Красивые! (Показывают на свои нарядные платья.)

Затем подходят к мальчикам.

Ведущий. А вы какие, мальчики?

Дети. Мы сильные! (Гордо показывают на свои руки.)

В процессе игры-инсценировки воспитатель следит, чтобы ведущий четко задавал вопросы, дети отвечали громко и внятно.

 «Подбери слово»

Цель: учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.

Правила: подбирать наиболее точные слова.

Ход игры: Воспитатель приносит куклу Марину и просит детей поиграть с ней в слова. Марина будет рассказывать историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы ее смысл стал более понятен.

Марина: Я купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был … (большой). Я еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой (красный). Я нарезала его дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Я поняла, что арбуз был очень (вкусный).

Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке. Дети с помощью воспитателя рассказывают свои истории, а Марина подбирает слова. Если слово подобрано неверно, педагог поднимает желтую карточку.

 «Угадай, чей хвост?»

Дидактические задачи:  закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развитие мелкой моторики рук.

Материал: Вырезанные из картона изображения животных (силуэты) и хвостов, приклеенные на прищепки.

Ход игры:

Младший возраст.  Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.

Средний возраст. Попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Найти хозяина легко, а вот сказать правильно, ой как сложно. Так происходит знакомство  со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.

Старший возраст.  Дети ежедневно самостоятельно ищут где чей хвост и проговаривают слова, отвечающие на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.