статья: "Актуальность развития речевой активности по средствам пальчиковых игр в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов "
консультация по логопедии

Феликс Наталья Сергеевна

в статье рассмотрена: необходимость развития речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность развития речевой активности дошкольников по средствам пальчиковых игр в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

В настоящее время всё чаще педагогам дошкольных образовательных учреждений приходится сталкиваться в своей работе с детьми, имеющими темповое отставание в освоении норм родного языка, которое касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития сказывается на общем продвижении малышей: затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние, не позволяет полноценно общаться и играть со сверстниками.

Ученые-нейробиологи и психологи И.М. Сеченов, Н.А. Бернштейн,

Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития, давно доказали прямую связь между уровнем развития движений пальцев рук и степенью развития речи.

Результаты современных исследований учёных говорят о заметном снижении уровня развития кистевой моторики дошкольников, неизбежно приводящих к нарушению речи. Причины моторного отставания детей связаны с повышением уровня развития цивилизации, когда мелкие движения пальцев рук перестают играть главенствующую роль в жизни, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи и мышления. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений. Работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе - сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых игр и упражнений.

        Пальчиковая игра - это средство воспитания, вид творческой деятельности, посредством которого развивается не только речь, но и формируется личность дошкольника. Играя пальцами рук, тренируя мелкие движения кисти, способствуем положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук.

В дошкольных образовательных учреждениях важно использовать пальчиковую гимнастику в разных режимных моментах, в частности, включать её при проведении оздоровительных гимнастик и при реализации непрерывной образовательной деятельности.

При использовании пальчиковых игр необходимо учитывать основные принципы работы, которые заключаются в:

  • привлечении всех участников педагогического процесса к непосредственному участию в развитии мелкой моторики рук;
  • преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности;
  • соответствии возрастным особенностям детей;
  • систематичности и последовательности;
  • переходе от простых игр к более сложным;
  • личностно-ориентированном подходе;
  • оздоровительной направленности.

        Для того чтобы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к речевому развитию детей, которое является средством развития личности юного поколения, педагогам и родителям необходимо хорошо понимать его важность и природу, иметь представления о специфике его развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь правильно организовывать и играть с детьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. - М., 1999. - 12 - 22с.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. - 238 с.
  3. Рымчук, Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. - 320с.
  4. Борисова, Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками / Е. Н. Борисова. - Издание 2-е, переработанное. - М.: Глобус: Волгоград: Панорама, 2009. - 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Богданова А.Н.ГБОУ СОШ Школа № 1613  Дошкольное  отделение № 3,Институт  педагогики и психологии  образования ГБОУ ВО МГПУНаучный руководительБорисова М.М. доцент, канд. пед. наук,...

Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации (ДОО)

Организация Образовательной Деятельности по лексическим темам с Детьми ТНР в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) дошкольной образовательной организации ...

Развитие речевого творчества дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

      В практике по развитию речевого творчества воспитанников  активно используем  элементы технологии ТРИЗ-РТВ. Технология ТРИЗ  способствует формированию ситуац...

Примерный перечень нормативно-правовых документов федерального, регионального уровня и локальных актов образовательных организаций, регламентирующих образовательный процесс в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дош

Публикация перечня нормативно-правовых документов федерального, регионального уровня и локальных актов удобно составлена в виде таблицы: содержит название документа, структуру и краткий обзор. Помощь ...

«Педагогические условия познавательного развития дошкольников в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образов

laquo;Познавательное развитие"  предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие вооб...

Статья «Игра как средство воспитания в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет основные принципы дошкольного образования, в том числе «формирование познавательных интересов и ...