«Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста»
статья (старшая группа) по теме
«Устное народное творчество в развитии речи детей
дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.odt | 11.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Устное народное творчество в развитии речи детей
дошкольного возраста»
Одной из важнейших задач развития речи ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно — исторического опыта народа. Изменения в социальной сфере жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Одним из действенных средств воспитания такого человека является русское народное творчество. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Успехи развития ребенка в языке за этот сравнительно короткий период жизни до школы поразительны. Буслаев, виднейший методист русского языка, писал: «...отечественным языком обладает уже в некоторой степени семилетнее дитя; он стал его духовной собственностью, как бы всосанною вместе с молоком матери, дитя даже не может существовать без него».
Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его - пословицы, загадки, сказки — он не только слышит, но повторяет и усваивает их. Они входят в его язык, разумеется, в доступном ему содержании. Но мною наблюдается одна закономерность: сильнее их влияние там, где произведения устного народного творчества органически вплетены в живой разговорный язык. Поэтому я в своей работе с детьми забочусь о том, чтобы в живом слове, которое слышат регулярно дети от меня и взрослых, также звучали эти драгоценные его зерна. Только при этих условиях язык ребенка будет живым и ярким. Использование всех доступных жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для применения их в речевом общении, театрализованных, сюжетных и подвижных играх.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, приобщается к культуре своего народа. Знакомство с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, колыбельных, загадок, хороводов, песенок. Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Исчерпывающую оценку их дал Ушинский: « Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже …потому, что во всех ...народных сказках, беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко обозримое, полное движения, жизни и интереса.»
Читать ли детям сказку или рассказывать ее? Этому часто воспитатели не придают значения, в силу чего искусство рассказывания почти выродилось в педагогике детского сада и заменилось чтением. Однако народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Рассказывание сказок, конечно, является большим искусством. В какой-то мере этим искусством может овладеть каждый, кто посвятил себя работе с маленькими детьми.
В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Они рождаются в живой разговорной речи, проникают из сказок, песен, поговорок, отделяются от них, становятся самостоятельными. Например: конь вороной, коровушка-буренушка, красное солнышко, травушка-муравушка и т. д. Народные выражения живы только тогда, когда употреблены к месту и времени.
Вот воспитательница; она хорошо владеет речью, в запасе у нее много разнообразных выражений, свойственных ее языку. « Ясный месяц появился», - ласково встречает она ребенка, пришедшего в детский сад после болезни. Это звучит у нее так же просто, как другой сказал бы обычное приветствие. От детей ни в коем случае нельзя требовать, чтобы они пользовались этими выражениями или заучивали их. Мы должны быть довольны уже тем, что ребенок улавливает связь пословицы со своим действием: « поспешишь — людей насмешишь» - назидание. Если в языке моих воспитанников промелькнет изредка поговорка, образное выражение, то это будет большой наградой для меня.
Загадки как форма словесного народного творчества, образной народной речи также получили свое признание в работе детского сада. Очевидно, что доступная для понимания ребенка загадка — полезное упражнение для его ума. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств и признаков. Поэтому детям пяти, шести лет могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Ведь дело не в том, чтобы ребенок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы его ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответа. Если в жизненном опыте нет такого содержания, о котором говорится в загадке, нужен будет большой труд, притом совершенно бесполезный, для того, чтобы подвести ребенка к тому смыслу, который скрыт в той или иной загадке. Например, для того, чтобы отгадать такую загадку: « И зимой, и летом одним цветом », нужно накопить наблюдения о деревьях лиственных и хвойных, только при этих условиях загадывание загадки будет успешным. Такая работа ума посильна только старшим дошкольникам, малыши же не увидят в загадке ничего загадочного.
Народные загадки, несомненно, раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Но не только развитию ума и языка служит загадка. Она поэтизирует для ребенка окружающий его мир, показывает такие стороны явлений, которые без этого часто остаются незамеченными, помогает усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Потребность детей употреблять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению, но в то же время такие, которыми нужно овладеть, особенно часто наблюдается в возрасте от двух до шести лет. Эта потребность может быть удовлетворена предложением детям скороговорок. Е.И.Тихеева пишет: «Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким, хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти дети с особой охотой изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же.... с языком неповоротливым, необходимы и полезны скороговорки, как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно и относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и не в коем случае... не надоедать.»
Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, понижение и повышение голоса, обогащение словаря. Чтение потешек происходит с множества повторов, где произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения. Все это способствует запоминанию слов и затем активного их употребления. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируется действие обозначенное словами связывают сами слово с действием. Потешки мы используем повседневно: например, при умывании: «Водичка, водичка, умой мое личико...», во время приема пищи: «Умница, Катенька, ешь кашку сладенькую...», при подъеме: «Потягушечки, потягушечки, от носочков до макушечки...», одеваясь на прогулку: «Вот они сапожки...». На прогулке наблюдаем за окружающим, « говорим » с солнышком или дождиком, детям это очень нравится.
Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке, снова сравнить их соответствие и тогда проговорить ее.
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти» говорил о том, что « всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи».
Устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие на:
речевой звуковой поток, ребенок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков;
активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте фольклорных форм.
Таким образом, через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников необходимо использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Список источников и литературы.
Алексеева М. М., Яшина В.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - учеб.пособие. - М.: Академия, 2000.-400с.
Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1996.
Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. -Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.- 138 с.
Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм. Дошкольное воспитание.- 1991. 16-20 с.
Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. Дошкольное воспитание. - 2005.- №5. - 28-35 с.
Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 2000.
Ушинский К. Д. Родное слово. Собрание сочинений. - М. 1974.
Чуковский К. И. От двух до пяти. рttp://www.gumer.info
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста
Представленный материал можно использовать для ознакомления детей со словом, звуком, для развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста....
Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста
Обобщение опыта работы....
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста...
«Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста»
Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества. Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки – все ...
Отчет по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».
В очете по самообразования раскрывается тема устного народного творчества и огромное влияние на развитие речи младших дошкольников"...
Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»
Мастер- класс для педагогов...
Консультация для воспитателей. "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста."
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пословицы, поговорки). Овладение р...