«Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста»
статья (старшая группа) по теме
«Устное народное творчество в развитии речи детей
дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 11.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Устное народное творчество в развитии речи детей
дошкольного возраста»
Одной из важнейших задач развития речи ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно — исторического опыта народа. Изменения в социальной сфере жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к определению содержания воспитания и образования, к созданию личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Одним из действенных средств воспитания такого человека является русское народное творчество. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Успехи развития ребенка в языке за этот сравнительно короткий период жизни до школы поразительны. Буслаев, виднейший методист русского языка, писал: «...отечественным языком обладает уже в некоторой степени семилетнее дитя; он стал его духовной собственностью, как бы всосанною вместе с молоком матери, дитя даже не может существовать без него».
Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его - пословицы, загадки, сказки — он не только слышит, но повторяет и усваивает их. Они входят в его язык, разумеется, в доступном ему содержании. Но мною наблюдается одна закономерность: сильнее их влияние там, где произведения устного народного творчества органически вплетены в живой разговорный язык. Поэтому я в своей работе с детьми забочусь о том, чтобы в живом слове, которое слышат регулярно дети от меня и взрослых, также звучали эти драгоценные его зерна. Только при этих условиях язык ребенка будет живым и ярким. Использование всех доступных жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для применения их в речевом общении, театрализованных, сюжетных и подвижных играх.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, приобщается к культуре своего народа. Знакомство с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, колыбельных, загадок, хороводов, песенок. Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Исчерпывающую оценку их дал Ушинский: « Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже …потому, что во всех ...народных сказках, беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко обозримое, полное движения, жизни и интереса.»
Читать ли детям сказку или рассказывать ее? Этому часто воспитатели не придают значения, в силу чего искусство рассказывания почти выродилось в педагогике детского сада и заменилось чтением. Однако народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Рассказывание сказок, конечно, является большим искусством. В какой-то мере этим искусством может овладеть каждый, кто посвятил себя работе с маленькими детьми.
В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Они рождаются в живой разговорной речи, проникают из сказок, песен, поговорок, отделяются от них, становятся самостоятельными. Например: конь вороной, коровушка-буренушка, красное солнышко, травушка-муравушка и т. д. Народные выражения живы только тогда, когда употреблены к месту и времени.
Вот воспитательница; она хорошо владеет речью, в запасе у нее много разнообразных выражений, свойственных ее языку. « Ясный месяц появился», - ласково встречает она ребенка, пришедшего в детский сад после болезни. Это звучит у нее так же просто, как другой сказал бы обычное приветствие. От детей ни в коем случае нельзя требовать, чтобы они пользовались этими выражениями или заучивали их. Мы должны быть довольны уже тем, что ребенок улавливает связь пословицы со своим действием: « поспешишь — людей насмешишь» - назидание. Если в языке моих воспитанников промелькнет изредка поговорка, образное выражение, то это будет большой наградой для меня.
Загадки как форма словесного народного творчества, образной народной речи также получили свое признание в работе детского сада. Очевидно, что доступная для понимания ребенка загадка — полезное упражнение для его ума. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств и признаков. Поэтому детям пяти, шести лет могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Ведь дело не в том, чтобы ребенок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы его ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответа. Если в жизненном опыте нет такого содержания, о котором говорится в загадке, нужен будет большой труд, притом совершенно бесполезный, для того, чтобы подвести ребенка к тому смыслу, который скрыт в той или иной загадке. Например, для того, чтобы отгадать такую загадку: « И зимой, и летом одним цветом », нужно накопить наблюдения о деревьях лиственных и хвойных, только при этих условиях загадывание загадки будет успешным. Такая работа ума посильна только старшим дошкольникам, малыши же не увидят в загадке ничего загадочного.
Народные загадки, несомненно, раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Но не только развитию ума и языка служит загадка. Она поэтизирует для ребенка окружающий его мир, показывает такие стороны явлений, которые без этого часто остаются незамеченными, помогает усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Потребность детей употреблять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению, но в то же время такие, которыми нужно овладеть, особенно часто наблюдается в возрасте от двух до шести лет. Эта потребность может быть удовлетворена предложением детям скороговорок. Е.И.Тихеева пишет: «Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким, хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти дети с особой охотой изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же.... с языком неповоротливым, необходимы и полезны скороговорки, как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно и относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и не в коем случае... не надоедать.»
Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, понижение и повышение голоса, обогащение словаря. Чтение потешек происходит с множества повторов, где произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения. Все это способствует запоминанию слов и затем активного их употребления. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируется действие обозначенное словами связывают сами слово с действием. Потешки мы используем повседневно: например, при умывании: «Водичка, водичка, умой мое личико...», во время приема пищи: «Умница, Катенька, ешь кашку сладенькую...», при подъеме: «Потягушечки, потягушечки, от носочков до макушечки...», одеваясь на прогулку: «Вот они сапожки...». На прогулке наблюдаем за окружающим, « говорим » с солнышком или дождиком, детям это очень нравится.
Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке, снова сравнить их соответствие и тогда проговорить ее.
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти» говорил о том, что « всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи».
Устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие на:
речевой звуковой поток, ребенок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков;
активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте фольклорных форм.
Таким образом, через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников необходимо использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Список источников и литературы.
Алексеева М. М., Яшина В.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - учеб.пособие. - М.: Академия, 2000.-400с.
Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1996.
Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. -Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.- 138 с.
Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм. Дошкольное воспитание.- 1991. 16-20 с.
Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. Дошкольное воспитание. - 2005.- №5. - 28-35 с.
Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 2000.
Ушинский К. Д. Родное слово. Собрание сочинений. - М. 1974.
Чуковский К. И. От двух до пяти. рttp://www.gumer.info
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/05/picture-796910-1559717310.jpg)
Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста
Представленный материал можно использовать для ознакомления детей со словом, звуком, для развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/06/picture-816838-1486358966.jpg)
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста...
«Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста»
Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества. Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки – все ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-1002265-1516981082.jpg)
Отчет по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста».
В очете по самообразования раскрывается тема устного народного творчества и огромное влияние на развитие речи младших дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/08/picture-1132331-1554691247.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»
Мастер- класс для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/25/picture-919932-1493131247.jpg)
Консультация для воспитателей. "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста."
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пословицы, поговорки). Овладение р...