Когда и как заучивать наизусть стихотворения с дошкольниками?
консультация по развитию речи на тему

Маслова Евгения Ивановна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslova.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Когда и как заучивать наизусть стихотворения с дошкольниками?

              Обнаружено, что стихи содействуют формированию слуховой сосредоточенности, которая начинает интенсивно развиваться у детей после 1, 5 лет. Это очень важно для успешного обучения в будущем. Если многократно рассказывать стихотворения, привлекать ребенка к повторению отдельных слов в произведении с одновременным выполнением движений, побуждать к воспроизведению конца стихотворной фразы, то уже в 2, 5 года он может читать наизусть небольшие стихи. Это с давних времен делают все родители, когда играют со своим ребенком, проговаривая разнообразные песенки-потешки.

              Дети, которым читают много стихотворных произведений, имеют замечательную память и чувство ритма, без больших усилий запоминают большие тексты. Безусловен тот факт, что с помощью стихов можно развивать память. Особенно, если делать это регулярно и с использованием специальных приемов.

             По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является старший дошкольный возраст. Именно в этот период память малыша начинает особенно быстро развиваться. До 5 лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После 5 лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память.

Произвольное запоминание — это сложная интеллектуальная работа.

      Она помогает более быстрому обогащению речи ребенка, чем при невольном запоминании; интенсивнее развивает эстетичные чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного) ; укрепляет образную память (связанную с воображением) и словесную память (связанную с мышлением, которая по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.

 Основные правила заучивания стихотворений с дошкольниками.

1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальностью, цветистостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать еще раз и т. д.

2. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение: если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает— это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача взрослых — доступно их объяснить.

3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы(те, кто легко запоминают информацию на слух, зоровики(те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики(которым нужно пощупать,

подержать в руках объекты информации).

     От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания.    Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.) . Для зоровиков обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную родителями. Взрослым не нужно бояться, что они не имеют художественных способностей, сам факт рисования привлекает внимание ребенка. Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении. Самостоятельно определить, к какому типу относится ребенок, можно практическим путем, обратив внимание на способ запоминания, который более всего ему нравится и который в дальнейшем окажется более эффективным.

Не нужно требовать, чтобы ребенок сразу запомнил и повторил все стихотворение. У кого-то, получается легко запомнить большое по объему произведение, а кому-то нужно повторять на протяжении недели одно четверостишие. Но если родители будут спокойны и уверенны, будут ободрять своего ребенка, у них обязательно все получится. Кстати, вспомните, а вы сами быстро запоминаете? Нужно периодически возвращаться к изученным ранее произведениям. Таким образом, вы будете тренировать долговременную память и наполнять поэтический «сундучок» ребенка.

Некоторые особенности заучивания стихов в старшем дошкольном возрасте.

Поскольку изучение стихов происходит с привлечением произвольной памяти, то важным моментом являются создание мотивации: стихотворение разучивается для какого-то события (на праздник, чтобы рассказать бабушке и т. д., а ребенка предупреждают, что нужно постараться запомнить.

Приемы, помогающие лучшему запоминанию:

• выполнение игровых действий с предметами во время чтения;

• договаривание детьми слов, которые рифмуются;

• чтение стихов-диалогов по ролям;

• драматизация.

    Обратите внимание, что стихотворение заучивается полностью, без деления на отдельные строки и строфы.

В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 6 лет) увеличивается объем стихотворений, усложняется их содержание и художественные средства. Но, сравнительно с предыдущим периодом, работа по разучиванию существенно не изменяется.

Для лучшего запоминания можно задавать вопросы по содержанию текста, а отвечать на вопросы лучше цитатами из этого стихотворения. Особое внимание и в среднем, и в старшем дошкольном возрасте нужно уделять выразительности чтения. Для этого можно использовать такие приемы:

• образец выразительного чтения взрослого (как основной прием) ;

• подсказывание нужной интонации;

• напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства;

• анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию. (Какая лисичка? (Хитрая) Как она говорит? (Льстиво, уговаривая)

      Главное, что должны помнить родители, когда заучивают наизусть стихотворение с ребенком — это должно приносить удовлетворение обоим. Лучше остановиться раньше, чем ребенок утомится. Лучше этим не заниматься, если ребенок категорически отказывается. Лучше вообще не заниматься разучиванием, если это вас раздражает.

     Современные бабушки и дедушки могут припомнить, сколько их бабушки знали наизусть произведений. И не обязательно эти бабушки учились в гимназии. Даже после двух-трехлетнего обучения в школе при фабрике они могли цитировать наизусть большое количество стихотворных произведений. Выпускницы института благородных девиц, согласно требованиям времени, должны были знать около 150 стихов наизусть. И действительно знали.

А зачем нам поэзия сегодня?

    Современному человеку нужна поэзия, потому, что она «помогает понимать другого человека, так же как и сопереживаемая музыка, но она еще и дает слова для этого понимания». Украинский поэт XX столетия Василий Симоненко сказал, что «Поэзия — это прекрасная мудрость». Пусть наши дети обогатятся тем, что наилучшего накоплено в человеческой культуре. Им нужно только чуточку помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?

Как заучивать наизусть стихотворения с детьми? • Сначала следует прочитать стихотворение. • Выяснить все непонятные слова и выражения. • Снова прочитать стихотворение, но уже выраз...

Консультация «Как заучивать наизусть стихотворения с детьми»

Раскрыты способы заучивания стихотворений....

Памятка для родителей Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?

Памятка для родителей Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?...

Как заучивать наизусть стихотворения

Статья в уголок родителям...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ: "КАК ЗАУЧИВАТЬ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ С ДЕТЬМИ"

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ: "КАК ЗАУЧИВАТЬ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ С ДЕТЬМИ"...