Обучение пересказу дошкольников
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
От уровня речевого развития зависит успешное обучение в школе ребенка. Методическая разработка по обучению дошкольников пересказу разными приемами и средствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение пересказу дошкольников | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исключительная роль речи в жизни человека Речь - средство общения и познания Речь – основа интеллектуального развития Речь влияет на эмоционально личностное развитие и формирование характера От уровня речевого развития зависит успешное обучение в школе Речь влияет на успешность в решении повседневных жизненных проблем и в профессиональной деятельности Речь - визитная карточка человека
Факторы необходимые для становления речи у ребенка Определённый уровень созревания и развития центрального и периферического отделов речевого аппарата Нормальный биологический слух Полноценная речевая среда Осваивать родной язык ребенок начинает благодаря способности к подражанию
Содержание работы по формированию правильного звукопроизношения Педагог должен четко и ясно произносить все звуки речи в словах Стимулировать появление и четкое произношение звуков речи в соответствии с возрастными нормами Обращать внимание на правильную артикуляцию звуков Развивать артикуляционную моторику (знать комплекс общей артикуляционной гимнастики ) Развивать мелкую моторику (пальчиковые игры, пристежки, настольные игры: мозаики, конструкторы и пр .) Развивать мимическую мускулатуру Поощрять четкое произношение звуков детьми Взаимодействовать с родителями и логопедами ПМПК «Доверие » Нельзя ругать ребенка за неправильное произношение, требовать немедленно повторить звук правильно
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ РАЗВЕРНУТОЕ, ЗАКОНЧЕННОЕ, КОМПОЗИЦИОННО, ГРАММАТИЧЕСКИ ОФОРМЛЕННОЕ, СМЫСЛОВОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ, СОСТОЯЩЕЕ ИЗ РЯДА ЛОГИЧЕСКИ СВЯЗАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, особенно, по развитию мышления; РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, формирование произношения НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП Овладение ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧЬЮ при частичном слиянии процессов: развития мышления и речи III. ОСНОВНОЙ ЭТАП формирование МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ обучению рассказыванию (пересказов, составлению рассказов)
НАПРАВЛЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ воспроизведение прослушанного текста ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ (придумывание) по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т.д.
СХЕМА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ВЫБОР ТЕКСТА ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ
ВЫБОР ТЕКСТА ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЁМ ДОСТУПНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ С УЧЁТОМ ВОЗРАСТА И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ЧЁТКОСТЬ КОМПОЗИЦИИ ПРОСТОТА СЮЖЕТА ДОСТУПНОСТЬ ЯЗЫКА ВЫСОКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ВЫСОКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ ТЕКСТА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЗНАКОМСТВО С МАТЕРИАЛОМ, СВЯЗАННЫМ С ТЕМОЙ И СОДЕРЖАНИЕМ РАССКАЗА Рассматривание картин, иллюстраций по изучаемой теме Наблюдение в природе и окружающей жизни Рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию рассказа Лексико – грамматические упражнения Материальное обеспечение (оборудование) к занятию Разучивание потешек , чисто - , скороговорок, пословиц, стихов и т.д. , способствующих пониманию содержания рассказа .
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА без установки на запоминание и пересказ. Цель - целостное эмоциональное и художественное восприятие детьми ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ с установкой на запоминание и пересказ БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ Цель - усвоение содержания произведения. Вопросы репродуктивные, поисковые помогают установить, запомнить последовательность, ход, цепь событий в рассказе, развивают внимание и память ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ устанавливают причинно-следственные связи, зависимость между событиями, понимание смысла произведения, замысла автора, логического мышления
ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Рассмотрение иллюстраций, картинок Выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок Придумывание дополнительной, недостающей (пропущенной) картинки к фрагменту текста Выделение из текста фраз к каждой картинке Выделение, проговаривание, заучивание отдельных фрагментов, выразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, повторов, зачинов, прямой речи Лексико-грамматические упражнения, распространение и преобразование предложений, Третье чтение текста. Цель- расставление смысловых акцентов (отрывков), деление текста на части и последующее составление плана
РАБОТА С ПЛАНОМ ГОТОВЫЙ план предлагается педагогом , его пункты соотносятся с частями (отрывками) текста КОЛЛЕКТИВНЫЙ план в соответствии со смысловыми отрывками произведения КАРТИННЫЙ план (картинки, символы, пиктограммы)
ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА КОЛЛЕКТИВНЫЙ ВЫБОРОЧНЫЙ ПО ЦЕПОЧКЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДРАМАТИЗАЦИИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЛИЦА
ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗА В ФОРМИРОВАНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ КАЧЕСТВЕННОЕ И КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ УПОТРЕБЛЕНИЕ ОБОГАЩЕННОЙ ЛЕКСИКИ В АКТИВНОЙ РЕЧИ ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ УСВОЕНИЕ СТРУКТУРЫ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ, СПОСОБНОСТИ ИХ ПОСТРОЕНИЯ, ПЛАНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ К СЛОВУ, ЯЗЫКОВОГО ЧУТЬЯ, ГРАММАТИЧЕСКОМУ, СИНТАКСИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ РЕЧИ УСВОЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И ЯЗЫКА УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ВОСПРИЯТИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ, ОСОБЕННО ЛОГИЧЕСКОГО ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ СЛОВ
ЯЗЫК - ЭТО ИСТОРИЯ НАРОДА ЯЗЫК - ЭТО ПУТЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ, ПОЭТОМУ-ТО ИЗУЧЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ПРАЗДНЫМ ЗАНЯТИЕМ ОТ НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ , А НАСУЩНОЙ НЕОБХОДИМОСТЬЮ А. Куприн
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение пересказу дошкольников с ОНР (сказка Г.Х.Андерсена "ЁЛКА")
Данный материал поможет учителям - логопедам в формировании связного высказывания(пересказа) у дошкольника с ОНР с опорой на сюжетные катинки, а также графические схемы - пиктограммы. Для переск...
Обучение пересказу дошкольников подготовительной группы
Обучение пересказу дошкольников подготовительной группы...
Приемы обучения пересказу дошкольников с ОНР
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга Крачкова Н.А.Воспитатель подготовительной гр...
Сказка как средство обучения пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи.
Обучение пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи....
«Особенности овладения навыками связной речи (пересказом) у детей с ТНР. Роль сказок в обучении пересказу дошкольников с ТНР».
Дошкольники с ТНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У детей с ТНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний ...
Консультация для воспитателей и мастер - класс «Обучение пересказу дошкольников подготовительной группы»
Ситуация, сложившаяся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них...
Консультация для воспитателей «Обучение пересказу дошкольников в средней группе».
Пересказ- это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу дети приобщаются к художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, уч...
- Мне нравится (1)