консультация для педагогов ДОУ по развитию связной речи
консультация по развитию речи на тему
Консультация составлена для воспитателей ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_i_osobennosti_razvitiya_svyaznoy_rechi_u_sovremennogo_doshkolnika.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
«Проблема и особенности развития связной речи у современного дошкольника».
Особенности развития связной монологической речи у современных дошкольников Современные дети много времени проводят за компьютерами, получая зрительную информацию. Ребёнок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активности речи - он только слушает. Речь детей становится скудной - она ограничивается восклицаниями, отдельными фразами героев комиксов, любимых персонажей. Ребёнок испытывает трудности в общении со сверстниками.
Развитие монологической речи ни отделима от решения отдельных задач речевого развития: обогащения и активации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. В жизни каждому человеку приходиться общаться с другими людьми, и он должен ясно выражать свои мысли и правильно понимать других. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому важно вовремя организовать развивающий потенциал среды.
Монологическая речь наиболее сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развёрнутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, напряжённого внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться распространённые предложения, более точный словарь.
Задачи и содержание обучения монологической речи. Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.
В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов:
1. Описание – это характеристика предмета в статике, один из компонентов монологической речи.
2. Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.
3. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой либо мысли.
4. Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
5. Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.
В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.
В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Катится колобок. … А на встречу… .И покатился колобок… ., постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.
В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о домашних животных, о семье, о том, как провели выходные дни) .
В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т. п., средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Жили – были…. И не было у них… .… Взяли дед и баба…. Снегурочка была для них… .»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т. п.) .
Также в старшей и подготовительной группе используются театрализованные занятия. Речь воспитателя должна быть четкой, эмоциональной.
Детям читают выразительно сказку «Аленушка». Предлагают сюжетные картинки к сказке .
По травинкам и камушкам
Тропинкою лесной
Алёнушка с Иванушкой
Идут к себе домой
И хочет пить Иванушка
В лесу колодца нет
Вдруг в траве за камушком
Увидел чей-то след.
А в том следу была вода,
Прозрачная до донышка.
А в той воде была беда
Где братец твой Алёнушка?
Далее воспитатель задаёт вопросы: «Что видно на картинках? ».
Дети: Очень жарко. Солнышко греет. Кругом красиво. Летают бабочки,
только братец не обращает на это внимание. Он хочет пить. И т. д.
Эмоциональный отклик. Дети говорят, сопоставляют, сравнивают, высказывают собственные суждения, доказывают точку зрения.
Сквозь каждое слово, как через прозрачное стекло ребёнок видит живую и подлинную действительность.
При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.
Монологическая речь более развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Таким образом, к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений: 1) пересказать текст, подготовить описание, сообщение на заданную тему (или свободную тему, составить рассказ; 2) логически последовательно раскрыть заданную тему; 3) обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации. Все названные умения вырабатываются в процессе выполнения подготовительных и речевых упражнений.
Вывод: у детей целенаправленно необходимо развивать связную монологическую речь, формировать широкий круг умений в театрально-игровой деятельности.
Консультацию подготовила воспитатель МБДОУ детский сад №2 г. Лысково Виноградова Ирина Евгеньевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.
Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...
Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.
Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...
Консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения».
Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не толь...
Консультация для педагогов "Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения"
Компоненты профессиональной речи педагогв ДОУ...
консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»
качество речевого развития дошкольников напрямую зависит от качества речи педагогов...
Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.
К речи педагога ДОУ сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культур...
Консультация для педагогов "Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения".
Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения....