Упражнения для развития речи
учебно-методический материал по развитию речи по теме
Упражнение № 1 «Маленькое слово»
Цель: дать детям понятие о значении предлога на в речи.
Оборудование: Кубики, стул, стол.
Количество игроков: индивидуально, парами или в подгруппе до 5 чел.
Описание игры: Педагог вызывает одного из детей и даёт ему задание: «положи кубик на стол. ( Ребёнок выполняет задание.) Положи кубик…стул. ( Ребёнок не выполнил задания). Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, так как я пропустила маленькое, но очень важное слово. Дети, догадайтесь, какое слово я потеряла». – «На». Затем даются инструкции другому ребёнку. Аналогично даются понятия других предлогов.
Упражнение № 2 «Кто, на чём поедет?»
Цель: Научить детей пользоваться в речи предлогом «На»
Оборудование: Предметные картинки из лото «Транспорт»
Количество игроков: группа или в подгруппе до 5 чел.
Описание игры: Педагог раздаёт детям картинки с изображением различных видов транспорта. Дети берут в руки картинки и отвечают на вопросы логопеда: « На чём ты поедешь», выделяя голосом «на» (Я поеду на машине и .т.д).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_razv._rechi.docx | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение №1 «Лови и называй».
Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.
Оборудование: мяч.
Количество игроков: индивидуально, парами, группа или в подгруппе до 5 чел.
Описание игры: Я буду бросать мяч, и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.
Упражнение № 2 «Большой маленький».
Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Количество игроков: индивидуально, парами, группа или в подгруппе до 5 чел.
Описание игры: Красные кружки – большой и маленький. Воспитатель предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.
Педагог предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».
Это? – показывает на маленький кружок.
Ответ ребенка: кружок.
А это? – показывает логопед на большой круг.
Ответ ребенка: круг.
Педагог: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.
Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы – под кругом.
Педагог ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.
Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.
Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.
Педагог предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.
Ответ ребенка: елка, шар, мяч; елочка, шарик, мячик.
Упражнение № 3 «Спортсмены»
Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов.
Оборудование: картинки с изображением спортсменов.
Количество игроков: индивидуально, парами, группа или в подгруппе до 5 чел.
Описание игры: Педагог начинает предложение, а дети заканчивают.
Спортсмен, который ходит на лыжах, - …(лыжник).
Спортсменка, которая ходит на лыжах, - …(лыжница).
Прыгает в воду… (прыгун, прыгунья).
Словарный материал: бегун – бегунья, гимнаст – гимнастка, пловец – пловчиха.
Упражнение № 4 «Сложные слова»
Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.
Оборудование: картинки.
Количество игроков: индивидуально, парами, группа или в подгруппе до 5 чел.
Листья падают-листопад | Сам ходит - самоход |
Снег падает - снегопад | Звонит попусту - пустозвон |
Звезды падают - звездопад | Сено косит - сенокос |
Разводит сады - садовод | Везде ходит - вездеход |
Разводит леса - лесовод | База для нефти - нефтебаза |
Перевозит лес - лесовоз | Ходит на атомной энергии - атомоход |
Сам летит - самолет | Пыль сосет - пылесос |
Воду возит - водовоз | Рыбу ловит - рыболов |
Упражнение № 5 «У кого какая мама»
Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов (- иц, - их, - ок).
Оборудование: картинки с изображением животных.
Количество игроков: индивидуально, парами, группа или в подгруппе до 5 чел.
Словарный материал:
львица зайчиха теленок (корова)
тигрица олениха ягнёнок (овца)
лисица ежиха жеребенок (лошадь)
волчица поросенок (свинья)
медведица цыпленок (курица)
верблюдица
Упражнение № 6 «В гостях у матрёшек»
Цель: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «а»; развивать навык соотношения предметов по величине, зрительное восприятие.
Оборудование: три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой - в соответствии с их размером изображены матрёшки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по размеру.
Количество игроков: индивидуально, парами, группа или в подгруппе до 5 чел.
Описание игры: «Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек.
«У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?...(глубокая),а у большой?..(ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая), а у средней?...(вкуснее, горячее), а у большой?...(ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)».
Сравнивать предметы можно в разной последовательности.
Когда ребёнок освоит алгоритм игры, он может самостоятельно определять качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т.д.
Упражнение № 7 «Найди ошибку»
Цель: обучение образованию имени прилагательного от имени существительного.
Количество игроков: индивидуально, парами, группа или в подгруппе до 5 чел.
Описание игры: Педагог называет предложение, где одно прилагательное заменено тем существительным, от которого оно образовано.
Например:
На улице льет (осень) дождь.
Какой льет на улице дождь? (Осенний.) И т. д.
Выигрывает тот ребенок, который больше других найдет и исправит «ошибок».
Примерные предложения:
Дует теплый (весна) ветер.
Мама купила (апельсин) сок
Скоро наступит первый (зима) день.
Папа купил сыну (мех) шапку.
В саду собрали (богатство) урожай.
Упражнение № 8 «Путешествие в изумрудный город»
Цель:формирование навыка образования относительных прилагательных от существительных.
Оборудование: плакат с изображением Изумрудного города, улица Молодежная, Дом моды. Кусочки тканей.
Количество игроков: индивидуально, парами, группа или в подгруппе до 5 чел.
Описание игры: Педагог предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся в Дом моды на улицу Молодежную. Что же мы здесь увидим? Это Дом моды для детской и взрослой одежды. Модели сшиты из разных тканей (ситец, бархат, драп, кожа, нейлон, фланель, мех, сатин, сукно, шерсть, кружево, тюль, трикотаж, шелк)». Организуется диалог: «Это ситец. Платье сшито из ситца, платье ситцевое».
Упражнение № 9 «Подбери словечко»
Цель: закрепление навыка образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением, составление предложения с образованными словами.
Количество игроков: индивидуально, парами, группа или в подгруппе до 5 чел.
Описание игры: Воспитатель произносит предложение, а ребенок добавляет нужное слово и проговаривает предложение целиком.
Заяц белый, а зайчонок. (беленький).
Шарф синий, а шарфик. (синенький)
Береза тонкая, а березка (тоненькая).
Дом низкий, а домик. (низенький).
Примерный лексический материал:
серый — серенький
вкусный — вкусненький
сладкий — сладенький
тонкий — тоненький
умный — умненький.
С некоторыми словами воспитатель предлагает детям составить предложения: Беленький зайка скакал между деревьями.
Упражнение № 10 “4 лишний”
Цель: Развитие фонематического восприятия, автоматизация звука […] в речи. Активизация словаря по теме “……” Развитие логического мышления, фразовой речи.
Количество игроков: индивидуально, парами, группа или в подгруппе до 5 чел.
Описание игры: Ребенку предлагается карточка. Он называет предметы, изображенные на ней и определяет “лишний” предмет, объясняя, почему он так думает.
Упражнение № 11 “Нужные вещи”
Цель:Автоматизация звука […].
Описание игры: Ребенку предлагается карточка с изображением какого – либо героя и картинок – предметов. Далее ребенок называет все изображенные предметы. Затем ему предлагается выбрать только те, в которых есть требуемый звук
Упражнение № 12 «Солнечный зайчик»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В» и «На .
Оборудование. Зеркальце
Количество игроков: индивидуально, парами, группа или в подгруппе до 5 чел.
Описание игры. Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение- считалку про солнечный зайчик.
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картинку,
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке
Притаился в уголке.
Вот он спрятался в кроватке,
С нами он играет в прятки.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы идём его искать.
Логопед говорит детям: «Ищите зайчика, а найдёте – ответьте, куда он спрятался».
Образец ответа: «Зайчик на потолке. Зайчик в углу.
Упражнение № 13 «Скажи, куда мы положили»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «на», «за», «под»
Оборудование: Игрушки, мелкие предметы.
Количество игроков: индивидуально, парами, группа или в подгруппе до 5 чел.
Описание игры. Один ребёнок выходит из комнаты. Остальные дети прячут игрушки ( предметы). По сигналу ребёнок возвращается в комнату и ищет предмет. Когда он отыщет предмет, он говорит, где он находился. Играющие договариваются, что будут вначале подсказывать, куда положили предмет, например: Мяч под…. , мяч за…., и т.д.
Упражнение № 14 «Дополни»
Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «в», «на», «с», «из», «под» иразличать их.
Оборудование: Избушка, дерево. Скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка ) реквизиты и игрушки кукольного театра)
Количество игроков: индивидуально, парами, группа или в подгруппе до 5 чел.
Описание игры. Дети сначала называют предметы. Педагог расставляет их на столе: посередине избушка, перед нею садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Он рассказывает коротенькую историю, а дети при этом договаривают предложения, начатые педагогом, с помощью вопросов: «Дед вышел ( откуда?) из избушки и сел ( куда?) на скамейку ( под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала её кошка, прыгнула ( за кем?) за птичкой ( куда? На дерево. Но птичка улетела и села (куда?) на крышу избушки. Кошка полезла за нею, но птичка улетела. Вышла откуда?) из избушки бабушка, и дедушка её обо всём рассказал. Бабушка рассердилась (на кого?) на кошку, прогнала её (куда?) на чердак ловить мышей. Потом бабушка (с кем?) с дедушкой пошли ( куда?) в избушку обедать».
Упражнение № 15 «Фантастический зверь»
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.
Оборудование: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).
Количество игроков: индивидуально, парами, группа или в подгруппе до 5 чел.
Описание игры: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.
Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...
Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.
Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материал...
Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.
Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии новог...
«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет».
В статье даны рекомендации для развития речи детей младшего дошкольного возраста....
Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме «Упражнения для развития речи»
В помощь педагогам предлагаю ряд ураженений, направленных на развитие речи....
Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"
Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"...
Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)
Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...