Статья "Речь воспитателя - главная задача в развитии речи детей"
статья по развитию речи (средняя группа) на тему
Одним из условий успешного развития речи детей является эмоциональная, образная, отвечающая нормам литературного языка и доступная пониманию детей речь воспитателя. Она не должна быть упрощенной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Речь воспитателя - главная задача в развитии речи детей" | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь воспитателя - главная задача в развитии речи детей.
Одним из условий успешного развития речи детей является эмоциональная, образная, отвечающая нормам литературного языка и доступная пониманию детей речь воспитателя. Она не должна быть упрощенной. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построение фраз, но так же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчётливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определённом темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений. Воспитателю следует широко употреблять в своей речи синонимы, антонимы, принятые формы вежливого обращения и т. д. а так же отмечать факты удачного использования их в речи детей.
Педагог должен самокритично относится к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению.
Установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего прежде всего направленно не на форму речи (как сказать), а на её содержание (что сказать). Кроме того в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочёты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться. Например, торопливость, невнятность, монотонность речи, повышение громкости голоса, неточность произнесения некоторых звуков или слов и др.
Чтобы знать несовершенства собственной речи , воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям.
Требования к звуковой стороне речи.
Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной, ясной, отчётливой речью, чётко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т.е. у педагога с хорошей дикцией.
В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью собственных слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности:
- силы голоса,
- темпа,
- логического ударения,
- пауз,
- ритма,
- тембра,
- мелодии.
Рассказ, сказка, стихотворение, прочитанные воспитателем с использованием средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание, помогут почувствовать силу и красоту родного языка.
Монотонность речи утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и вовсе перестают слушать.
Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и не торопливой. Речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за её содержанием, запоминать текст. Но это правило не всеобъемлюще. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемым в данный момент содержанием, являться средством художественной выразительности.
Профессиональный инструмент воспитателя – это голос, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезвычайном повышении его громкости (при шуме в группе).
Если ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить её до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более чётко произносить слова, замедлив при этом темп речи.
Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями.
Требования к связной речи и её лексико-грамматическому оформлению.
Дети учатся у взрослых не только правильно произносить слова и звуки, но и чётко пересказывать содержание сказок, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли. Делать выводы.
Необходимым качеством речи педагога является умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание. Воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, при этом использовать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия. При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами, дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание.
Доступность, понятность речи воспитателя достигается прежде всего благодаря правильному и точному использованию слов.
В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения.
В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а так же слов вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче и насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.
При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.
Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и к работникам детского сада и к родителям.
Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
- правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи;
- иметь ясную, чёткую и отчётливую речь;
- использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм;
- стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания;
- в общение с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
- связно и в доступной форме передавать и рассказывать содержание текстов, точно использую слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);
- не допускать в разговоре с детьми, персоналом и родителями повышенного тона, грубых выражений.
Работа над собственной речью.
- Устранение недостатков произнесения звуков.
Работа с детьми при наличии дефектов речи недопустима. Для уточнения артикуляции, для правильного произнесения звуков, а так же для их постановки рекомендуется использовать специальную литературу (логопедическую или по технике речи). Когда самим избавиться от дефектов речи не удаётся, следует обратиться к специалисту - логопеду.
- Работа над дикцией.
Дикция - ясное и отчётливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией, при чётком и внятном произнесении слов и фраз. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо прежде всего укрепить артикуляционный аппарат (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти), наладить правильное речевое дыхание.
- Речевое дыхание.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создаёт возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.
- Интонационная выразительность.
Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:
- логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса, изменения темпа);
- пауз (временной остановки голоса в речи);
- мелодии (движение голоса речи по высоте и силе);
- темпа (количество слов (слогов) произнесённых за определённое время);
- изменение громкости голоса, тембра.
Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.
- Связная речь и её лексико - грамматическое оформление.
Связность речи обеспечивается правильным подбором слов, правильным построением фраз, последовательностью изложения материала.
Серьёзное отношение к чтению, постоянная работа с книгой помогут глубже усвоить богатство и разнообразие родного языка.
Обогащение речи воспитателя способствует заучивание пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических оборотов.
Литература:
1.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ В.И. Логинова.
2.Занятие по развитию речи в средней группе детского сада: Пособие для воспитателей детского сада/Гербова В.В.
3.Правильно ли говорит ваш ребёнок: Кн. Для воспитателей дет. сада/ Максаков А.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Главные направления в развитии речи детей 3-4 лет (Консультация для родителей)
Младший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью. СЛоварный запас млодшего дошкольника во многом зависит от условий его жизни, воспитания, состояния здоровья ...
Консультация для родителей «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Дети и театр».
«Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Дети и театр»....
Статья на тему: Речь воспитателя- главная задача в развитии речи ребенка.
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Дети, подражая окружающим перенимают не только все тонкостипроизношения, но и несовершенства речи....
Консультация для родителей " Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним....
Консультация для родителей "Главные направления в развитии речи детей среднего дошкольного возраста"
материал для родителей!!!...
Статья «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возрата «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»...
Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста...