Проект "Словотворчество"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Казакова Н.В

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_slovotvorchestvo.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Сочиняем сами»

Разработала : Казакова Н. В.

воспитатель первой квалификационной

категории

МБДОУ № 81 «Мальвина»

Вид проекта: Долгосрочный

Участники проекта: воспитанники и родители группы

Актуальность: Не для кого не секрет, что одной из главных проблем дошкольного образования становится тенденция увеличения детей  с различными нарушениями речи. Так же для педагогов стоит важная задача, формирование у детей дошкольного возраста способности словообразования в  словотворчестве. Это необходимая подготовка детей к школьной жизни.

Для формирования связной речи дошкольников , необходимо умение анализировать , устанавливать причинно – следственные связи, ясно представлять  о чем идет речь.

        Передо мной встала задача, найти такие формы работы с детьми и родителями, которые не только бы позволили оптимизировать данный процесс, но и развивали бы способность к словотворчеству и словообразованию. Что сделало бы речь детей яркой и эмоциональной. Одной из форм является проект «Сочиняем сами». В ходе реализации проекта был сформирован интерес к сочинительству. В результате проекта удалось подобрать основные формы работы с дошкольниками по развитию речевого творчества, систематизировать их.

Проблема: низкая речевая активность детей, скудный словарный запас.

Цель проекта: Развитие креативности мышления , творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

Поддержка речевой инициативы и творчества

Развитие всех компонентов устной речи дошкольников

Развитие  способностей  словообразования  и словотворчества

Развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов

Способствовать совершенствованию воспитательного процесса  в сфере эмоционального и эстетического развития

Результат проекта:

Обогащение речи дошкольников, формирование желания к самостоятельному творчеству, умению составлять загадки, небольшие по содержанию сказки и рассказы., овладение навыком публичных выступлений, повышение  профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности

Основные формы реализации проекта:

С детьми:

- речевые игры

- продуктивная деятельность

- заучивание наизусть

- чтение художественной литературы

- сотворчество детей и родителей

С родителями:

- информационно – познавательные беседы

Разработка проекта:

подбор методической , научно – познавательной литературы

-подбор атрибутов для театрализованной деятельности

- осознание важности проблемы всеми участниками проекта

- создание продуктов своего творчества

Этапы работы

Задачи

Мероприятия по реализации

Организационно – подготовительный этап

Диагностирование речевых и творческих способностей детей.

Проведение консультаций

Анкетирование

Изучение методической литературы

Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями

Разработка комплекса занятий

Мониторинг развития речи детей старшего дошкольного возраста

Диагностика «Уровень пересказа» Л.А.Ладыженской

Обновление предметной среды группы.

Определение форм и методов работы.

Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.

Практический этап

Сбор интересных детских высказываний и словотворчества.

Дидактические игры и упражнения на развитие словотворчества у детей

Совместное сотворчество детей и родителей  «Наша новая сказка»

Театрализованная деятельность

Создание мнемотаблиц

Взаимодействие с родителями воспитанников.

«Сочиняем сказку вместе» совместное мероприятие с родителями.

Заключительный этап

Анализ достигнутых результатов

Сборник стихотворений

«  Подснежник»

«Сказочные жемчужины»

( сочинения детей)

Диагоностика «Уровень пересказа»

Л.А.Ладыженкой

Мониторинг

Для наиболее эффективной реализации данного проекта был разработан перспективный план работы с детьми по развитию речевого творчества. Основными методическими приемами формирования словотворчества у детей является:

- образец педагога

- объяснения словообразования педагогом

- пример словотворчества детей

- характеристика литературных героев

- создание игровых ситуаций

- игры – драматизации

- режиссерские игры

Перспективный план работы с детьми


Цикл тематических занятий:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад»

Конспект НОД «Викторина по сказкам»

Конспект НОД  по математике «Путешествие по сказкам»

Конспект НОД «Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Конспект НОД  рисование с применением нетрадиционных техник рисования "Волшебный аквариум"

Конспект НОД  лепка сказочных персонажей из русской народной сказки "Колобок": заяц, волк, медведь, лиса, колобок.

Беседа «По страницам сказок»

Конструирование «Теремок»

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам

Встреча в видеосалоне (просмотр мультфильмов по теме)

Театрализация сказки «Три медведя»

Прослушивание сказок в аудиозаписи: «Бременские музыканты», «Мороз Иванович», «Гадкий утенок».

Включение дидактических игр в режимные моменты:

«Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя», кубики «собери картинку» по сказкам.

Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки; рисование сказочных героев; предложить детям пластилин для свободного творчества по данной теме

Прослушивание аудиозаписей: «Приходи сказка», «В мире много сказок»

Игры на формирование словотворчества «Сотвори слово», «Закончи сказку»,

«Соедини два слова», «Сказка плюс», «Перескажи сказку», «Расскажи своими словами», «Сказки от пословицы». Дидактический синквейн

Перспективный план работы с  родителями

Месяц

Формы работы

Задачи

Сентябрь

Анкетирование родителей

«Развитие словотворчества у детей посредством произведений русского фольклора»

Познакомить родителей с проблемой развития словотворчества детей дошкольного возраста, развития всех сторон связной речи

Октябрь

Открытое мероприятие : показ НОД по развитию речи

«Мы с ребятами играем и потешки сочиняем»

Познакомить родителей с методами и формами работы по словотворчеству

посредством произведений устного народного творчества. Привлекать родителей к совместным мероприятиям в ДОУ

Ноябрь

Практикум для родителей «Настоящие творцы»

Создание условий для повышения компетентности родителей по развитию творческих способностей детей

Декабрь

Квест  - игра « В поисках пропавшей сказки»

Создать условия для сплочения детского и взрослого коллектива. Развивать интерес к произведениям русского фольклора, воображение .

Январь

Организация совместного досуга «Святочные гуляния Колядки»

Приобщать к фольклору, развивать интерес к обычаям своего народа

Февраль

Конкурс «Мы и книга»

Конкурс рисунков «Моя любимая пословица»

Содействовать воспитанию любви к словотворчеству, к устному народному творчеству.

Март

Совместное мероприятие «Домашний театр»

Театрализованная постановка сюжетов сочиненных потешек

Побуждать родителей к активному участию в театрализованных мероприятиях; способствовать развитию  словотворчества

Апрель

Совместное мероприятие «Колыбельная для малыша»

Развивать интерес к данному виду фольклора.

Май

Выпуск совместной книги «Наша первая книга»

Расширить представление родителей о роли книги  в жизни ребенка, стимулировать самообразование родителей.

Результативность педагогического проекта

У детей сформируются умения самостоятельно сочинять загадки,  небольшие по содержанию рассказы, сказки, обогатиться речь, появиться желание творить, повысятся коммуникативные способности.