Проект "Словотворчество"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Сочиняем сами»
Разработала : Казакова Н. В.
воспитатель первой квалификационной
категории
МБДОУ № 81 «Мальвина»
Вид проекта: Долгосрочный
Участники проекта: воспитанники и родители группы
Актуальность: Не для кого не секрет, что одной из главных проблем дошкольного образования становится тенденция увеличения детей с различными нарушениями речи. Так же для педагогов стоит важная задача, формирование у детей дошкольного возраста способности словообразования в словотворчестве. Это необходимая подготовка детей к школьной жизни.
Для формирования связной речи дошкольников , необходимо умение анализировать , устанавливать причинно – следственные связи, ясно представлять о чем идет речь.
Передо мной встала задача, найти такие формы работы с детьми и родителями, которые не только бы позволили оптимизировать данный процесс, но и развивали бы способность к словотворчеству и словообразованию. Что сделало бы речь детей яркой и эмоциональной. Одной из форм является проект «Сочиняем сами». В ходе реализации проекта был сформирован интерес к сочинительству. В результате проекта удалось подобрать основные формы работы с дошкольниками по развитию речевого творчества, систематизировать их.
Проблема: низкая речевая активность детей, скудный словарный запас.
Цель проекта: Развитие креативности мышления , творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
Поддержка речевой инициативы и творчества
Развитие всех компонентов устной речи дошкольников
Развитие способностей словообразования и словотворчества
Развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов
Способствовать совершенствованию воспитательного процесса в сфере эмоционального и эстетического развития
Результат проекта:
Обогащение речи дошкольников, формирование желания к самостоятельному творчеству, умению составлять загадки, небольшие по содержанию сказки и рассказы., овладение навыком публичных выступлений, повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности
Основные формы реализации проекта:
С детьми:
- речевые игры
- продуктивная деятельность
- заучивание наизусть
- чтение художественной литературы
- сотворчество детей и родителей
С родителями:
- информационно – познавательные беседы
Разработка проекта:
подбор методической , научно – познавательной литературы
-подбор атрибутов для театрализованной деятельности
- осознание важности проблемы всеми участниками проекта
- создание продуктов своего творчества
Этапы работы
Задачи | Мероприятия по реализации |
Организационно – подготовительный этап | |
Диагностирование речевых и творческих способностей детей. | Проведение консультаций Анкетирование Изучение методической литературы Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями Разработка комплекса занятий Мониторинг развития речи детей старшего дошкольного возраста Диагностика «Уровень пересказа» Л.А.Ладыженской |
Обновление предметной среды группы. | |
Определение форм и методов работы. | |
Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности. | |
Практический этап | |
Сбор интересных детских высказываний и словотворчества. | Дидактические игры и упражнения на развитие словотворчества у детей Совместное сотворчество детей и родителей «Наша новая сказка» Театрализованная деятельность |
Создание мнемотаблиц | |
Взаимодействие с родителями воспитанников. | |
«Сочиняем сказку вместе» совместное мероприятие с родителями. | |
Заключительный этап | |
Анализ достигнутых результатов | Сборник стихотворений « Подснежник» «Сказочные жемчужины» ( сочинения детей) Диагоностика «Уровень пересказа» Л.А.Ладыженкой Мониторинг |
Для наиболее эффективной реализации данного проекта был разработан перспективный план работы с детьми по развитию речевого творчества. Основными методическими приемами формирования словотворчества у детей является:
- образец педагога
- объяснения словообразования педагогом
- пример словотворчества детей
- характеристика литературных героев
- создание игровых ситуаций
- игры – драматизации
- режиссерские игры
Перспективный план работы с детьми
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Формы работы | Задачи | |
Сентябрь | Анкетирование родителей «Развитие словотворчества у детей посредством произведений русского фольклора» | Познакомить родителей с проблемой развития словотворчества детей дошкольного возраста, развития всех сторон связной речи | |
Октябрь | Открытое мероприятие : показ НОД по развитию речи «Мы с ребятами играем и потешки сочиняем» | Познакомить родителей с методами и формами работы по словотворчеству посредством произведений устного народного творчества. Привлекать родителей к совместным мероприятиям в ДОУ | |
Ноябрь | Практикум для родителей «Настоящие творцы» | Создание условий для повышения компетентности родителей по развитию творческих способностей детей | |
Декабрь | Квест - игра « В поисках пропавшей сказки» | Создать условия для сплочения детского и взрослого коллектива. Развивать интерес к произведениям русского фольклора, воображение . | |
Январь | Организация совместного досуга «Святочные гуляния Колядки» | Приобщать к фольклору, развивать интерес к обычаям своего народа | |
Февраль | Конкурс «Мы и книга» Конкурс рисунков «Моя любимая пословица» | Содействовать воспитанию любви к словотворчеству, к устному народному творчеству. | |
Март | Совместное мероприятие «Домашний театр» Театрализованная постановка сюжетов сочиненных потешек | Побуждать родителей к активному участию в театрализованных мероприятиях; способствовать развитию словотворчества | |
Апрель | Совместное мероприятие «Колыбельная для малыша» | Развивать интерес к данному виду фольклора. | |
Май | Выпуск совместной книги «Наша первая книга» | Расширить представление родителей о роли книги в жизни ребенка, стимулировать самообразование родителей. |
Результативность педагогического проекта
У детей сформируются умения самостоятельно сочинять загадки, небольшие по содержанию рассказы, сказки, обогатиться речь, появиться желание творить, повысятся коммуникативные способности.