Конспект по развитию речи в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи в средней группе
Составление рассказа «Весна»
Обучающие задачи:
-упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий;
-развивать словарный запас – называть отличительные признаки весны, диких животных (заяц, волк), используя мнемотическую таблицу;
-активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ о весне.
Развивающие задачи:
-продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
-формировать умение соотносить знаковые символы с образцом.
Воспитательные задачи:
-воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, утешить, подарить;
-приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Наглядный материал: мнемотаблицы «Заяц», «Волк», «Весна»; игрушка-заяц, шапочка-маска волка, морковка-контейнер с угощением для ребят, свеча.
Ход занятия:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?
(Весна)
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о весне. И люди, и растения, и животные ждут прихода весны. Давайте отправимся в весенний лес и посмотрим, как его обитатели встречают весну.
Проводится игра «Эхо»
Дети повторяют за воспитателем слоги, завершающие строки стихотворения
Я иду и пою (ю-ю-ю)
Очень лес я люблю (лю-лю-лю)
Как прекрасна земля (ля-ля-ля)
Это родина моя (я-я-я)
Вос-ль: Ой ребята, я что-то слышу: как будто кто-то плачет?
Появляется игрушка-зайчик с морковкой. (Дальше педагог берёт роль зайчика Степашки на себя).
Вос-ль: Здравствуй, Степашка, очень рады видеть тебя. Давайте погладим Степашку. Мы его не боимся, и он нас не боится. (Дети гладят зайку).
Вос-ль: А почему ты плачешь?
Степашка: Здравствуйте, ребятки. Я вас не боюсь, вы хорошие, добрые, животных не обижаете. А плачу я, потому что за мной гнался волк. Он, наверное, хотел у меня отнять морковку. Что же я отнесу своим зайчатам?
Вос-ль: Не плачь, зайка! Давайте, ребятки, сядем на стульчики и успокоим зайку. Как мы назовём зайку ласково?
Дети: зайчик, зайчонок, заюшка, зайчишка.
Степашка: Спасибо, ребятки, какие вы добрые!
Вос-ль: Ребятки, давайте расскажем, что мы знаем про заиньку. В этом нам поможет таблица.
Рассказывание детьми по мнемотаблице «Заяц».
Степашка: Молодцы! Я очень люблю травку, капусту, морковку (плачет), а волк хотел отнять у меня морковку.
Вос-ль: А сейчас узнаешь, ребятки тебе всё расскажут про волка. В этом нам опять поможет помощница-таблица. Кто хочет рассказать про волка?
Рассказывание детьми по мнемотаблице «Волк».
Степашка: Спасибо, ребятки, значит, ему была не нужна морковка, он хотел съесть меня. Теперь и я тоже знаю всё про волка и смогу перехитрить его. Давайте поиграем в нашу заячью игру «Волк и зайцы»
Покружились, покружились
В зайчиков превратились.
Степашка надевает шапочку-маску волка, а остальные ребята превращаются в зайчиков. Зайчики под лёгкую музыку прыгают, волк в конце игры догоняет зайчиков, а они убегают от него.
Степашка:
Покружились, покружились
И в ребяток превратились.
Дети садятся на свои места.
Степашка: На улице ярко светит солнышко, я люблю весну. А вы, ребятки, любите весну? (дети отвечают)
Вос-ль: А почему вы любите весну?
Дети: Весной тает снег, появляются лужи.
Вос-ль: Но наши ребятки в лужу не пойдут.
Степашка: А почему?
Вос-ль: Степашка, как ты понимаешь выражение «Умный в лужу не пойдёт, умный лужу обойдёт»?
Степашка: Я умный, я бегаю по лужам – так здорово! Попробуйте ребятки!
Вос-ль: Что ты, что ты нельзя бегать по лужам.
Степашка: А почему? А вот я бегаю. Расскажите почему нельзя бегать по лужам.
Дети: Можно промочить ноги и заболеть.
Вос-ль: вот почему, Степашка, нельзя ходить и бегать по лужам.
Степашка: Ребята, я хочу вам загадать загадки. Вы сможете их разгадать?
Дети: да.
Загадки о приметах весны (картинки-отгадки постепенно выставляются на доску).
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все (солнце).
Пушистая вата
Плывёт куда-то (облако)
Висит за окошком
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной (сосулька)
Бегу, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня (ручей).
На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки (почки).
Из-под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг (подснежник).
Лежал, лежал,
Весною в реку побежал (снег).
Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей (грач).
Растаял снежок, ожил лужок.
-Что появилось? (первые проталинки)
Словарная работа, игра «Подбери слова» (к картинкам-отгадкам подбираются действия)
-Весна что сделала? (Пришла, явилась, наступила, нагрянула)
-Солнце, что делает? (Выглянуло, светит, греет, припекает, улыбается, радует)
-Облака, что делают? (бегут, плывут).
-Снег, сосульки что делают? (снег тает, сосульки-плачут, капают, капель-звенит, радует, брызгает).
-Ручьи что делают? (Бегут, текут, журчат, звенят, поют).
-Проталинки что сделали? (появились, затемнели).
-Почки что сделали? (набухли, появились, распустились).
-Цветы что сделали? (появились, распустились, выглянули).
-Птицы что сделали? Что делают? (прилетели, примчались, вернулись, летают, вьют, щебечут, выводят, высиживают).
Вос-ль: Ребята, а теперь давайте попробуем составить рассказ о весне с помощью наших картинок. Как мы можем начать наш рассказ?
Дети: Наступила весна, пришла весна.
Вос-ль: А какими словами можно закончить рассказ?
Дети: Я люблю весну, потому что…
Вос-ль: а сейчас давайте расскажем Степашке всё, что мы знаем про весну. В этом нам помогут картинки.
Составление рассказа по мнемотаблице «Весна».
Наступила весна. Весной пригревает яркое солнышко. На краях домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зелёные листочки. Из далёких стран начинают прилетать птицы. Я очень люблю весну!
Вос-ль: Ребята, а давайте покажем Степашке, какое мы с вами знаем стихотворение о весне.
Мнемотаблица «Отшумела злая вьюга» м «Я сосульку не сосу»0
Звучит тихая, спокойная музыка. Педагог ставит на стол зажжёную свечу.
Вос-ль: Пламя свечи - это символ тепла, любви и добра, и вот я вам передаю тепло, любовь и добро. Посмотрите на пламя свечи (пауза).
Вос-ль: Сейчас руки положим на колени и попытаемся вспомнить, чем мы сегодня занимались. Все дети внимательно слушают музыку.
-Придумали ласковые слова зайчику. Придумывали рассказ о весне. Читали стихотворение по таблице. Вы чудесно отдохнули, а сейчас Степашка хочет вас угостить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в средней группе "Кошка с котятами"
Открытое занятие для родителей и коллег. Использовала интерактивную доску и слайды. Очень понравилось....
"Предметы личной гигиены" план - конспект по развитию речи для средней группы
план - конспект по развитию речи для средней группы "Предметы личной гигиены"...
Конспект по развитию речи в средней группе. "Осень".
Конспект по развитию речи на тему: "Осень"....
КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «ЛЕТНЯЯ ПРОГУЛКА»
Предварительная работа. Поговорите с детьми о смене сезонов года и продемонстрируйте это на пособии-часах «Времена года». Обратите внимание детей на то, что зимой на деревьях нет листьев. Весной...
Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе. Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬ
Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе.Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬЦель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в ...
Конспект по развитию речи в средней группе 4-5 лет. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь ».
Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками «З», «зь»...
Конспект по развитию речи в средней группе 4-5 лет. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь ».
Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками «З», «зь...