Конспект занятия НОД в подготовительной группе по развитию речи
учебно-методическое пособие по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия НОД в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»
Цель: Закрепление и расширение представлений детей о характерных признаках осени, учить находить их в природе.
Задачи:
Образовательные:
• Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления.
• закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.
• расширять словарный запас детей подбирая относительные глаголы к существительным и согласовывая их;
• совершенствование умений и навыков восприятия на слух
Развивающие:
• развивать внимание, память.
• продолжать работу над интонационной выразительностью речи.
• улучшать общую моторику и координацию движений
Речевые:
• отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять за составление сложных предложений
• активизировать словарь
Воспитательные:
• воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
• воспитывать чувство любви к родной природе
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Методы и способы: беседа, ответы на вопросы, просмотр слайдов, самостоятельная работа.
Предварительная работа с детьми:
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина, Ф.И. Тютчева, М.А. Волошина, Н.А. Некрасова
• Разучивание стихов об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание репродукций картин И. Левитана «Золотая осень», И Остроухова «Золотая осень» и др., книжных иллюстрация и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности;
• Наблюдение за природой на прогулках.
Материал: Демонстрационный: Мультимедийная установка с презентацией «Осень». Мяч. Ватман для рисование дерево, ноутбук.
Раздаточный материал: Краски, салфетки, листья, кисточки.
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» по разделу речевое развитие.
Тема: «Осень».
Цель: Закрепление и расширение представлений детей о характерных признаках осени, учить находить их в природе.
Задачи:
Образовательные:
• Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления.
• закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.
• расширять словарный запас детей подбирая относительные глаголы к существительным и согласовывая их;
• совершенствование умений и навыков восприятия на слух
Развивающие:
• развивать внимание, память.
• продолжать работу над интонационной выразительностью речи.
• улучшать общую моторику и координацию движений
Речевые:
• отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять за составление сложных предложений
• активизировать словарь
Воспитательные:
• воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
• воспитывать чувство любви к родной природе
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Методы и способы: беседа, ответы на вопросы, просмотр слайдов, самостоятельная работа.
Предварительная работа с детьми:
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина, Ф.И. Тютчева, М.А. Волошина, Н.А. Некрасова
• Разучивание стихов об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание репродукций картин И. Левитана «Золотая осень», И Остроухова «Золотая осень» и др., книжных иллюстрация и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности;
• Наблюдение за природой на прогулках.
Материал: Демонстрационный: Мультимедийная установка с презентацией «Осень». Мяч. Ватман для рисование дерево, ноутбук.
Раздаточный материал: Краски, салфетки, листья, кисточки.
Форма проведения: традиционная
Направление: речевое развитие.
Конспект НОД разработан с учётом индивидуальных особенностей воспитанников подготовительной группы. Длительность НОД составила 30 минут. Соблюдались требования и нормы СанПин.
Все запланированные задачи были выполнены. Дети были активны, заинтересованы. Преобладающая форма общения – диалог. Обратная связь прослеживалась через реакцию и ответы детей.
Структура и содержание непосредственно образовательной деятельности соответствует требованиям программы.
Непосредственно образовательная деятельность носит развивающий характер, для этого были использованы: стихи о осени; ИКТ. Включались упражнения на развитие внимания (признаки осени), памяти, воображения (путешествие в осенний лес). Использовались приемы, направленные на создание положительной мотивации (загадки, картинки, игровые упражнения), создавались условия для достижения результата. Использовалась словесная система поощрения, педагогом.
Каждый ребенок был активно включен в деятельность на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности. Активизация проходила в виде игры - путешествия в осенний лес, «перенос» детей в воображаемую ситуацию.
До занятия была проведена большая предварительная работа: чтение художественных произведений о осени, разучивали стихи, закрепляли признаки осени, загадки, о осени, о перелетных птицах, беседы на тему «Как меняется жизнь диких животных с приходом весны», «Что происходит в природе осенью», слушали аудиозаписи с «музыкой осени», смотрели презентации, мультфильмы о осени.
Дети справились с заданием, что говорит, об их хорошей подготовке.
Считаю, что главная цель занятия - развитие связной речи детей через составление описательного рассказа о признаках осени по картинкам достигнута.
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте, уважаемые наши, гости! Мы рады вас всех видеть. Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями (поздоровались).
Упражнение «Приветствие».
Слайд - 1
Я думаю, что у каждого из вас хорошее настроение. Давайте поприветствуем друг друга.
Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)
Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)
Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)
Здравствуйте, кукушки! (кукуют: ку-ку)
Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)
И малышка светлячок! (на выдохе произносят: с-с-с)
Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)
Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл-бл)
Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)
Добрый день ручным часам, (тикают: тик-так)
Громким детским голосам!
А теперь все дружно сели,
На меня все посмотрели.
Слайд - 2
Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся?
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
Слайд - 3
Воспитатель: Правильно, мы отправляемся в Осень.
Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень»
Воспитатель: Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень»
Слайд - 4
Воспитатель: Сколько осенних месяцев вы знаете?
Дети: Три - сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: А вы знаете стихи об осенних месяцах.
(Дети рассказывают стихи об осенних месяцах).
СЕНТЯБРЬ
Осень достала краски,
Ей много покрасить нужно:
Листья – желтым и красным, Марина
Серым – небо и лужи.
СЕНТЯБРЬ
Полетели в небе птицы.
Что им дома не сидится?
Просит их сентябрь: «На юге Ваня К
Спрячьтесь вы от зимней вьюги».
ОКТЯБРЬ
Нам октябрь принёс подарки:
Расписал сады и парки, Миша
Стали листья словно в сказке.
Где же взял он столько краски?
Ю. Каспарова
НОЯБРЬ
В ноябре лесные звери
Закрывают в норках двери.
Бурый мишка до весны Маша
Будет спать и видеть сны
НОЯБРЬ
Руки мерзнут в ноябре:
Холод, ветер на дворе,
Осень поздняя несет Софа С.
Первый снег и первый лед.
Воспитатель: Молодцы!
Что же происходит с приходом осени в жизни зверей?
Слайд - 5
Дети: Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.
Воспитатель: Кто еще хочет что-нибудь добавить?
Дети отвечают: Осенью звери линяют, меняют летние шубки на зимние, более теплые
Воспитатель: Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму?
Дети: Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.
Воспитатель: Что меняется в жизни птиц с приходом осени?
Слайд - 6
Дети: Птицы улетают на зиму в теплые края.
Воспитатель: А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?
Дети: Такие птицы называются перелетными.
Воспитатель: А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи, синицы.
Дети: А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.
Воспитатель: Как же выживают оставшиеся с нами птицы?
Слайд - 7
Дети: Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.
Воспитатель: Верно. Такие птицы называются как?
Дети: Такие птицы называются зимующими.
Воспитатель: И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки. Осенью холодно или тепло?
Дети: Осенью холодно.
Воспитатель: Молодцы ребята! А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает? Никто? Тогда слушайте!
Слайд - 8
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель: Ребята, давайте все вместе вспомним признаки осени.
Слайд – 9. Обратите внимание на картинки помощники.
Дети:
- Часто идут дожди, на улице много луж.
- Поздней осенью становится холоднее. По ночам бывают заморозки - на листьях и траве появляется иней.
- Люди собирают урожай.
- Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают.
- Листья покрывают землю разноцветным ковром.
- Солнышко все реже выглядывает из-за туч.
Слайд - 10
- Дни становятся короче, а ночи длиннее.
- Небо покрыто тучами.
- По утрам стелиться туман.
- Дует холодный ветер.
- Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч веселый и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Слайд - 11
Физминутка
Давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру.
Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие». (учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц)
Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.
- Лист (Что делает?) — желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
- Птицы (Что делают?) — улетают, перелетают.
- Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.
- Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет, воет.
- Урожай осенью (Что делают) — Урожай осенью убирают, созревают, собирают.
- Деревья осенью (Что делают?) — Деревья осенью роняют, сбрасывают листья.
- Звери осенью (Что делают?) - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки
Воспитатель: Ребята, осень очень красивое время года! И ею всегда любовались русские поэты и написали прекрасные стихи об осени. Давайте послушаем стихотворения, которые подготовили ваши друзья.
Иван Бунин
ЛИСТОПАД
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. Катя
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
А. С. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась. Кристина
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А. С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса, Софа К.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Константин Бальмонт
ОСЕНЬ
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают Алиса
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Е. Трутнева
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки Лиля
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем нашу беседу про осень. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Ребята, внимательно слушаем и отгадываем загадки:
1. Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Когда это бывает (Осень)
2. Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь)
3. Без рук, без ног,
А окна открывает? (Ветер)
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Сейчас мы поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «Осенний букет»:
Ребята, давайте соберем осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (загибают поочередно пальцы)
Мы соберем.
Маме осенний
Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).
Релаксационная минутка.
Слайд – 12.
Воспитатель: А теперь давайте отдохнём. Ложитесь закрывайте глазки, расслабьтесь. Представьте, что мы в осеннем лесу, как красиво земля покрыта листьями словно ковер. Дует прохладный ветерок срывая листочки с деревьев. Давайте вдохнем свежий осенний ветерок и подсчитаем до пяти.
Воспитатель: Вот мы отдохнули, открываем глаза и потихоньку садимся. Потянулись…
Слайд – 13. Ребята мы с вами сегодня говорили про осень. Перечислили много признаков осени. Рассказывали прекрасные стихи.
А теперь мы покажем нашим гостям каким может быть осеннее дерево.
Встали. Ребята обратите внимание на ватмане изображено дерево, которое мы с вами нарисовали. Чтобы превратить его в осеннее, надо дорисовать на нем листья. Мы это будем делать необычным способом, а с помощью нетрадиционной техники «Печать растений». Возьмете любой понравившийся листок, покрываете его краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это надо на отдельном листочке. Окрашенной стороной положим листик на ватман к деревцу и плотно прижимаем, стараясь не сдвигать с места. Затем возьмите листок за черенок и осторожно снимите его с ватмана. Возьмете следующий листок, можете покрасить его в другой цвет. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда он получится двуцветным.
А теперь подойдите пожалуйста к своим рабочим столам и приступайте к работе.
Слайд – 14 - 27
Воспитатель: Посмотрите какое красивое дерево у вас получилось. Молодцы! Осень по-своему прекрасна и привлекательна. Она несет душе щедрость, сердцу - тепло от человеческого общения, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту!
Итог занятия: Ребята, о чём мы сегодня говорили?
А еще о ком мы говорили?
А что мы еще делали?
О чем вы не слышали раньше, а сегодня узнали?
Выберите красный листик- если вам понравилось, зеленый - если нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград"
Конспект разработан для детей подготовительной группы , имеющих ОНР. Форма занятия – игра-путешествие – увлекает необычным сюжетом, создает эмоционально-комфортную среду, способствует развитию творчес...
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград»
Цели:Обобщить знания по теме «Электробытовые приборы».Развивать образное мышление.Развивать диалогическую речь.Корректировать слоговую структуру, темпо-ритмический рисунок слов.Развивать пространствен...
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград"
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы...
Конспект занятия для детей подготовительной группы по развитию связной речи с использованием методов ТРИЗ- ОТСМ-РТВ "Перчатки"
С помощью системного оператора учитель- логопед закрепляет навыки детей в использовании речи-рассуждения, речи-доказательства; развивает умение детей формулировать вопрос и вступать в коммуникацию с...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию речи ОО "Развитие речи" на тему "Посуда"
Образовательные задачи: Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана.Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и ...
Конспект занятия в старше-подготовительной группе по развитию речи с элементами театрализованной деятельности.
Цель: обучение средствам выразительной речи (интонация, жест, мимика) на занятии по развитию речи....
Конспект занятия в старше-подготовительной группе по развитию речи с элементами театрализованной деятельности.
Конспект занятия в старше-подготовительной группе по развитию речи с элементами театрализованной деятельности....