Консультация:"Роль потешек в жизни детей младшего дошкольного возраста"
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Иванова Валентина Васильевна

Консультация:"Роль потешек в жизни детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль потешек в процессе воспитания детей первой младшей группы

Первые годы жизни чрезвычайно важны для развития личности ребенка. Именно в этот период создаются предпосылки гармоничной личности. Большую роль на развитии ребенка играют потешки, частушки, приговорки и другие фольклорные произведения, дети очень чутки к меткому народному слову. Уместно прочитанная потешка улучшает настроение, вызывает улыбку у загрустившего ребенка, успокаивает плачущего.

В своей работе с малышами я использую народное творчество. Потешки, приговорки, пестушки уместны во всех процессах воспитания. Прививая малышам навыки личной гигиены, обращая внимание на неопрятность в одежде, прически, использую следующие потешки:

При умывании:

Ой, лады, лады

Не боимся мы воды

Утром умываемся,

Маме улыбаемся.

Или:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы смеялся роток.

Чтоб кусался зубок.

Причесывая ребенка после сна, заплетая косичку девочке, приговариваю следующую потешку:

Расти коса до пояса

Не вырони не волоса

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

Формируя навыки самообслуживания при одевании и раздевании читаю потешку:

Валенки, валенки.

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Или:

Наша Маша маленька

На ней шубка аленька

Опушка бобровая

Маша чернобровая.

Чтобы научить ребенка правильно одевать обувь читаю потешку:

Вот они сапожки;

Этот – с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Во время кормления читаю потешку:

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась

Зайка – за капустку

Мышка – за корку

Детки – за молоко.

Или:

Ладушки, ладушки

Пекла бабка оладушки

Маслом поливала

Деткам давала.

Или:

Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, душистую,

Мягкую пушистую.

Во время прогулки использую потешки о явлениях природы:

Солнышко, покажись!

Красное нарядись!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Или:

Дождик, дождик

Кап да кап

Ты не капай долго так!

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Увидев и наблюдая за кошкой читаю потешку:

«Как у нашего кота».

Или«Киска, брысь».

Наблюдая за собакой читаю потешку «Вот собачка Жучка».

Наблюдая за бабочкой – коробочкой, уместно прочитать

потешку«Бабка-коробка», за улиткой «Улитка, улитка», за воробьем«Чили, чили, воробей»«Клюй, клюй покапель!».

Гуляя с детьми по территории детского сада использую потешки«Большие ноги» или «По дороге» или «По ровненькой дорожке шагают ножки». Если дети устали, предлагаю погладить ножки и читаю потешку «Устали наши ножки».

Перед сном использую потешки, чтобы успокоить детей, настроить их на сон.

Бай, бай, бай,бай

Ты собачка не лай,

И в гудочек не гуди,

Наших деток не буди!

Или:

Баю, баюшки, баю

Не ложись на краю,

Придет серенький волчок

И утащит во лесок.

После сна использую потешки, которые вызывают улыбку, радостное настроение:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка

Подымайся мой дружок

Встань, мой Юрочка.

Или:

Потягушки – потягушечки!

От носочков до макушечки!

Мы потянемся – потянемся,

Вот уже растем, растем.

Очень много потешек, которые используют для игр с детьми, как для индивидуальных, так и для коллективных. Они сближают ребенка с взрослым. Помогают ему осознать собственное «Я», ощутить свое тело, и обращены они не просто к мальчикам и девочкам, а лично к Машеньке, Катеньке, Ванечке.

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший,

Ванечка – пригожий,

или:

«По кочкам по кочкам».

«Еду, еду к бабе, к деду»

«Этот пальчик – дедка,

«Этот пальчик – бабка».

«Сорока – сорока»;

«Наши уточки с утра»,

«Ладушки-ладушки»

«Катя, Катя маленька»

«Этот пальчик хочет спать»

«У кошки боли, у собачки боли» и другие.

Проговаривая потешки вместе с воспитателем дети учатся вместе звукоподражать, у них активизируется речь, расширяется представление об окружающем, обогащаются эмоционально – игровые действия, интонационная выразительность. Они просты по содержанию, легко запоминаются детьми и повторяются неоднократно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Воспитательная и развивающая роль русских народных попевок и потешек в жизни детей младшего дошкольного возраста».

Русский фольклор для детей младшего дошкольного возраста представлен малыми жанрами : попевками, потешками, пестушками и.т.д. В них - веками собранная сила, мудрость и любовь к детям. Силу педагогичес...

Постер-консультация для родителей "Роль игры в жизни детей младшего дошкольного возраста"

В ДОО постерное консультирование понимается как форма информирования родителей посредством постеров, плакатов, содержанием которых является лаконично и кратко изложенная информация, адресованная родит...

Консультация «Роль сказки в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на не...

Роль потешек в развитии детей младшего дошкольного возраста

Огромную роль в развитии  детей младшего дошкольного возраста  играют потешки. В статье перечисляются их основные функции и даются рекомендации родителям и воспитателям по их использов...

консультация для родителей Роль книги в жизни детей младшего дошкольного возраста

laquo;Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (М. Горький)...

Консультация для родителей "Роль сказки в жизни детей младшего дошкольного возраста "

Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего дошкольного возраста, мы используем сказки ...