Дидактическая игра "Поле слов"
картотека по развитию речи (средняя группа) на тему
Эта игра может быть использована при изучении любой лексической темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d.i._pole_slov.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Поле слов» Средний возраст.
Эта игра может быть использована при изучении любой лексической темы.
Цель: Формирование грамматически правильного строя речи.
Задачи:
• активизировать пассивный словарь ребенка;
• развивать зрительное восприятие;
• развивать образное мышление, фантазию.
• Повышать заинтересованность в изучении лексического материала.
Оборудование:
• игровое поле с нанесенным ядром и концентрами вокруг него, цветные фишки - геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал);
Концентры – это уровни прохождения игры связанные друг с другом одной темой и отличающиеся сложностью материала.
• предметная картинка с изображением «главного» слова, картинки - символы с изображением ситуаций.
в зависимости от лексической темы может быть дан наглядно-действенный образ (имитация движения).
Ход игры:
Дети садятся на ковер вокруг игрового поля. Педагог загадывает загадку о «главном»слове. Затем предлагает детям рассмотреть предметную картинку с изображением предмета («главного» слова) и прикрепляет ее на игровом поле.
Перед детьми ставится задача придумать как можно больше слов-признаков и заполнить цветными фишками концентры, на каждое слово одна фишка.
Выигрывает тот, кто соберет больше всего фишек.
Рассмотрим эту игру на примере темы «Дикие животные»
Например, «главное» слово – медведь.
1 вариант игры.
1. Загадка:
«Он большой и косолапый,
По ночам сосет он лапу
Громко может он реветь,
А зовут его… (медведь)
Появляется Картинка-символ.
2. Заполнение 1 - го концентра.
Перед детьми ставится вопрос: «КАКАЯ ГОЛОВА у медведя?» .
Варианты ответов:
Голова - большая, крупная, страшная, огромная, умная, вертлявая, косматая.
3. Заполнение 2 - го концентра.
Перед детьми ставится вопрос: « КАКИЕ УШИ у медведя?»
Варианты ответов:
Уши – круглые, мягкие, небольшие, мохнатые, черные, чуткие.
4. Заполнение 3 - го концентра.
Перед детьми ставится вопрос: «КАКИЕ ГЛАЗА у медведя?»
Варианты ответов:
Глаза – маленькие, зоркие, сердитые, злые, добрые, больные, красивые.
5. Заполнение 4 - го концентра.
Перед детьми ставится вопрос: «КАКАЯ МОРДА у медведя?»
Варианты ответов:
Морда – хищная, зубастая, слюнявая, грязная, сырая, злая, мокрая, противная, добрая, веселая, страшная, большущая.
6. Заполнение 5 - го концентра.
Перед детьми ставится вопрос: «КАКОЕ ТУЛОВИЩЕ у медведя?»
Варианты ответов:
Туловище – лохматое, грязное, бурое, черное, коричневое, мохнатое, большое, толстое, пузатое, неуклюжее, ленивое, спящее, маленькое, худое, громадное, жирное.
2 вариант игры (УСЛОЖНЕНИЕ).
1. Загадка:
«Он большой и косолапый,
По ночам сосет он лапу
Громко может он реветь,
А зовут его… (медведь)
2. Заполнение 1 - го концентра.
Перед детьми ставится вопрос: «КАКАЯ ГОЛОВА у медведя?» и предлагается описать все что есть на голове.
Картинка-символ:
Варианты ответов:
Голова - большая, крупная, страшная, огромная, умная, вертлявая, косматая.
Уши – круглые, мягкие, небольшие, мохнатые, черные, чуткие.
Глаза – маленькие, зоркие, сердитые, злые, добрые, больные, красивые.
Морда – хищная, зубастая, слюнявая, грязная, сырая, злая, мокрая, противная, добрая, веселая, страшная, большущая.
3. Заполнение 2 - го концентра.
Перед детьми ставится вопрос: «КАКОЕ ТЕЛО у медведя?» и предлагается описать все что есть на теле.
Картинка-символ:
Варианты ответов:
Туловище – лохматое, грязное, бурое, черное, коричневое, мохнатое, большое, толстое, пузатое, неуклюжее, ленивое, спящее, маленькое, худое, громадное, жирное.
Лапы – широкие, когтистые, мохнатые, грязные, сырые, сухие, мягкие, вкусные (когда лапу сосет, вонючие (от болота, ягодные, рыбные (когда ест рыбу и ягоды).
Хвост – маленький, незаметный, ненужный, куцый, безхвостый.
4. Заполнение 3 - го концентра.
По какой-либо ситуации.
Перед детьми ставится вопрос: «КАКОЙ медведь?».
Например: Когда ловит рыбу, когда идет по лесу….
Картинка-символ:
Варианты ответов:
(медведь ловит рыбу) – осторожный, хитрый, умелый, ловкий, быстрый, мокрый, радостный, злой, голодный, сытый.
(медведь идет по лесу)- настороженный, голодный, злой, быстрый, сильный, шумный, дикий…
5. Заполнение 4 - го концентра.
Образные выражения.
Перед детьми ставится вопрос: «Про КАКОГО человека мы можем сказать, «Ты как медведь?»»
Варианты ответов: про толстого, жирного, неуклюжего, косолапого, ленивого, неумелого, немузыкального человека.
6. Заполнение 5 - го концентра.
Перед детьми ставится логическая задача.
Например, выделение лишнего слова из ряда слов:
*косолапый, неуклюжий, серебряный, сильный;
*сосет, грызет, летает, ломает. И т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Слово в слове".
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, цель игры: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого слова....
Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " ш " со стечением согласных в начале слова.
Картинки помогут автоматизировать слова начинающиеся со звука "ш" со стечением согласных в начале слова....
Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " ш " .
Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " ш " в закрытых слогах и в слогах со стечением согласных в середине слова....
Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " ж "
Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " ж " позволят автоматизировать звук....
Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " щ"
Картинки помогут автоматизировать в словах звук "щ"...
Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " л " в прямых слогах
Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " л " в прямых слогах поможет быстро отработать навык...
Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука "ч"
Картинки помогут автоматизировать звук ч....