Пальчиковые игры для детей младшего возраста.
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему
Картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей 2-4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пальчиковые игры. | 41.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«СТЕНКА, СТЕНКА, ПОТОЛОК»
Стенка, | Указательным пальцем дотронуться до правой щеки. |
Стенка, | Указательным пальцем дотронуться до левой щеки. |
Потолок, | Указательным пальцем дотронуться до лба. |
Два окошка, | Указательным пальцем указать сначала на правый, а потом на левый глаз. |
Дверь, | Указательным пальцем указать на рот. |
Звонок: Дзи-и-нь! | Указательным пальцем дотронуться до кончика носа. |
Взрослый читает стихи, сопровождая их последовательным загибанием пальцев на обеих руках. Ребёнок подражает ему.
Сидит белка на тележке, продаёт она орешки: Лисичке – сестричке, Воробью, Синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. |
# # # |
Мы делили апельсин. Апельсин всего один. Эта долька для кота, Эта долька для ежа, Эта долька для улитки, Эта долька для чижа, Ну, а волку – кожура. |
# # # |
Мой мизинчик, где ты был? С безымянным щи варил, А со средним кашу ел, С указательным запел, А большой меня встречал и конфеткой угощал. |
КОГОТКИ
Точит кошка коготки, очень острые они. | Царапать ноготками колени. |
А кошачьи лапочки мягкие, как тапочки. | Плавно выставлять вперёд то одну руку, то другую. |
Спрячет коготки в подушки | Широко расставлять пальцы и сжимать их в кулак. |
И почешет лапкой ушко, | Погладить рукой ухо. |
Молочко попьёт из миски | Сделать из рук « миску» и поднести её ко рту. |
Наша ласковая киска. | Погладить руки. |
ЁЛОЧКА
Ёлочка, ёлочка, | Соединить ладони под прямым углом. |
Колкая иголочка. | Показать указательные пальчики. |
Протянула веточки, | Вытянуть руки вперёд. |
На веточках – конфеточки, | Соединить в кольцо указательные и большие пальцы. |
Маленький грибок, | Пальцы одной руки сжать в кулак и прикрыть его сверху ладонью другой. |
Рядом колобок, | Прижать кулаки друг к другу. |
И сверкают шарики, яркие фонарики. | «Фонарики». |
ПАЛЬЧИКИ ШАГАЮТ
Исходное положение: дети сидят на коленях. Педагог показывает детям, как «шагать» кулачками и пальчиками к центру круга, как вытягиваться вперёд и возвращаться в и.п. Покажите кулачки – это «большие ноги», они пойдут по дороге. «Шагаем» кулачками вперёд, как медвежата, приговаривая:
Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ, топ. Стоп!
Затем взрослый просит детей из сжатых в кулак пальцев показать по одному указательному, на правой и левой руке:
Покажите один пальчик. Вот он. И на другой руке покажите пальчик. Вот он. У нас два пальчика.
Взрослый показывает два указательных пальца, затем опускает их вниз на ковёр:
Это «маленькие ножки», они побегут по дорожке. Маленькие ножки побежали по дорожке, (высокий тембр голоса) Топ, топ, топ, топ. Стоп!
КАПУСТКА
Мы капустку рубим – рубим, | Руки перед собой, ладони открыты друг к другу, делаем ритмичные движения кистями рук вверх – вниз. |
Мы капустку солим – солим, | Пальцы собраны в щепоть. |
Мы капустку трём – трём, | Руки перед собой, ладони сжаты в кулаки, трём кулак о кулак. |
Мы капустку жмём – жмём, | Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки. |
И в кадку кладём. | Делаем широкий мах руками, вытягиваясь вперёд. |
ЗАМОК
На дверях висит замок. | Скрещиваем пальцы рук в «замок». |
Кто его открыть бы смог? | Удивлённо поднимаем плечи. |
Мы замочком постучали, | Стучим «замком» по одной коленке, затем по другой. |
Мы замочком повертели, | Делаем круговые движения «замком» вправо. |
Мы замочком покрутили… | Делаем круговые движения «замком» влево. |
И открыли! | Раскрываем сомкнутые руки ладонями вверх. |
ПАЛЬЧИКИ НА ПРОГУЛКЕ
Раз, Два, Три, Четыре, Пять - | Вести счёт касаясь правым указательным пальцем кончиков пальцев левой руки. |
Вышли пальчики гулять! | Повороты кисти левой руки – «фонарик». |
Этот пальчик – гриб нашёл, Этот – чистил, Этот – резал, Этот – ел, Ну а этот лишь глядел! | Правым указательным пальцем загибать пальчики левой руки, начиная с мизинца. |
Упражнение повторяется на правой руке. |
ДОБРОЕ УТРО
Доброе утро, глазки! Вы проснулись? | Касаемся глаз кончиками пальцев. Хлопки в ладоши. |
Доброе утро, носик! Ты проснулся? | Дотрагиваемся указательным пальцем до кончика носа. Хлопки в ладоши. |
Доброе утро, ушки! Вы проснулись? | Касаемся кончиками пальцев обоих ушей. Хлопки в ладоши. |
Доброе утро, ротик! Ты проснулся? | Касаемся указательным пальцем губ. Хлопки в ладоши. |
Доброе утро, ручки! Вы проснулись? | Кистями обеих рук делаем «фонарики». |
Доброе утро, животик! Ты проснулся? | Круговое поглаживание ладонью по животу. |
Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! | Руки наверх, потягиваемся. |
МОЯ СЕМЬЯ | |
Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, | Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. |
А вот и вся семья. | Второй рукой охватить кулачок. |
НАШ МАЛЫШ
Этот пальчик – дедушка Этот пальчик – бабушка Этот пальчик – мамочка Этот пальчик – папочка Этот пальчик – наш малыш. | Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их – начиная с большого. |
# # #
Этот пальчик - папа, Этот пальчик - мама, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья. | Сгибаем пальцы, начиная с большого. |
НА РАБОТУ
Большой палец встал один. Указательный за ним. Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый. | Сжать пальцы в кулачок, затем поочерёдно разгибать их, начиная с большого. |
Встали братцы все - ура! На работу им пора. | Широко расставить пальцы в стороны. |
# # #
В прятки пальчики играли, И головки убирали. Вот так, вот так, Так головки убирали. | Сжимать и разжимать кисти рук. |
# # #
Пальчик о пальчик тук да тук, | 2 раза. |
Хлопай, хлопай, хлопай! Ножками топай, топай! | |
Спрятались, спрятались! | Закрыть лицо руками. |
Пальчик о пальчик тук да тук, | 2 раза. |
ПИЛА
Запилила пила, Отпилила кусочек, Наскочила на сучочек, | Интенсивно растирать ладони. |
Лопнула, устала, | Хлопнуть ладонями друг о друга. |
Начинай сначала. | Продолжать растирать ладони. |
ЛАДУШКИ
Ладушки-ладошки У ребяток-крошек. Кашку варили, Кукол кормили. Так! | Вытянуть руки вперёд, поворачивать ладони вверх-вниз. Водить указательным пальцем по ладони. Вытянуть руки вперёд ладонями вверх. |
Ладушки-ладошки У ребяток-крошек. Молотком стучали, Гвоздик забивали. Так! | Поворачивать ладони вверх-вниз. Стучать кулаками друг о друга. Сильно ударить кулаками. |
Ладушки-ладошки У ребяток-крошек. Пирожки лепили, В печку садили. Так! | Поворачивать ладони вверх-вниз. То одна рука сверху, то другая. Вытянуть руки вперёд ладонями вверх. |
Ладушки-ладошки У ребяток-крошек. Весело плясали, Звонко ударяли. Так! | Поворачивать ладони вверх-вниз. Хлопки в ладоши. Один раз громко хлопнуть в ладоши. |
Ладушки-ладошки У ребяток-крошек. Очень устали, Крепко засыпали. Так! | Поворачивать ладони вверх-вниз. Прижать ладони друг к другу и положить под щёку. |
САМОМАССАЖ
Вы готовы глазки? Да! | Погладить веки. Приложить ладони к глазам. |
Вы готовы ушки? Да! | Погладить уши. Приложить ладони к ушам. |
Вы готовы ручки? Да! | Погладить кисти рук. Хлопать в ладоши. |
Вы готовы ножки? Да! | Погладить ноги. Притопывание. |
Вы готовы? Да! | Развести руки в стороны. Обнять себя руками. |
УТЁНОК
Во дворе Утёнок жил, | Прикоснуться всеми пальцами руки к большому пальцу и раскрыть ладони: «утёнок открывает клюв». |
Рыбку он Ловить любил. | Прижать ладони друг к другу и качать ими из стороны в сторону: «рыбка». |
ПОМОШНИКИ
Наши руки были в мыле, мы посуду сами мыли, | Вращательные движения руками, потирая кулачок о кулачок. |
Мы посуду мыли сами, помогали нашей маме. | Разжать кулачки и показать ладошки. |
ХОРОВОД
Раз, два, три, четыре, пять, | Хлопки на счёт. |
Вышел пальчик погулять. | Указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладошки, |
Только вышел из ворот – глядь, другой к нему идёт. Вместе весело идти. | К указательному пальцу присоединяется средний, |
Ну-ка, третий, выходи! | Затем безымянный, |
Вместе станем в хоровод. Вот. | Затем руки меняются местами. |
ДОЖДИК
Дождик, дождик, поливай - | Указательным пальцем одной руки постукивать по ладони другой. |
Будет хлеба каравай, | Образовать перед собой круг руками. |
Будут булки, будут сушки, | Похлопывать поочерёдно одной ладонью другую. |
Будут вкусные ватрушки. | Соединить большие и указательные пальцы рук вместе, образовывая большой круг. |
НОЖКИ
Нарядили ножки в новые сапожки. | Поочерёдно поглаживать одной рукой другую. |
Вы шагайте ножки прямо по дорожке. | Шагать пальчиками по столу. |
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлёпайте, в грязь не заходите, сапожки не рвите. | Погрозить пальчиком. |
ЖУК
На лужайке по ромашкам, | Руки положить на стол ладонями вниз. |
Жук летел в цветной рубашке. | Медленно сгибать и разгибать пальцы. |
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу. | Поднять руки вверх, развести пальцы веером. |
Тихо на ветру качаюсь, | Покачивать из стороны в сторону. |
Низко наклоняюсь. | Медленно наклонить руки вперёд. |
ХОЗЯЙКА
Кукле кашу я сварю: | Мешать кашу. |
В миску молока налью, | Налить молоко. |
Положу туда крупу | Насыпать крупу. |
И поставлю на плиту. | Поставить на плиту. |
Будет каша хороша! | Хлопки ладонями. |
Кушай кукла не спеша. | Погрозить пальчиком. |
ДОЖДИК
Дождик, дождик, полно лить, малых детушек мочить! | Подушечки правой (левой) руки прижать к столу, попеременно постукивать ими по поверхности стола. |
ЛОШАДКИ
По бумаге белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки. Цок-цок-цок, цок-цок-цок. Скачет целый табунок. | Пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения. |
МЫШКИ
Мышки в норочках сидели, мышки в щёлочки глядели. Мышки по полу скреблись, и коту кричали: «Брысь!». | Сжимать и разжимать пальцы рук. |
ЧЕЛОВЕЧЕК
«Топ-топ-топ!» - топают ножки. Мальчик ходит по дорожке. | Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу. |
ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ
Раз, Два, Три, Четыре, Пять - Вышли пальчики гулять! | Поочерёдное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого. |
Раз, Два, Три, Четыре, Пять - в домик спрятались опять. | Поочерёдное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца. |
# # #
Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик лёг в кровать. Этот пальчик чуть вздремнул. Этот пальчик уж уснул. Этот крепко, крепко спит. Тише, тише, не шумите! Солнце красное взойдёт. Утро красное придёт. Будут птички щебетать. Будут пальчики вставать. | Поочерёдно загибать одной рукой пальчики другой руки, и держать их в кулачке. Поднять руку вверх и распрямить пальчики. |
ТЕТЕРИ
Как за нашим за двором стоит чашка с творогом. | Показывать руками полукруги. |
Прилетели две тетери, | Взмахивать руками. |
Поклевали - | Постучать пальчиками по столу. |
Улетели, | Взмахивать руками. |
На лугу зелёном сели. | Положить руки на стол. |
ЛЯГУШКА
Лягушка попрыгушка - | Постукивать пальчиками о стол. |
Глазки на макушке. | Поднять и показать две ладошки. |
Прячьтесь от лягушки, комары да мушки! | Сжать пальцы в кулачки. |
# # #
Пальчики уснули, в кулачок свернулись. | Пальцы в кулачке. |
Один! Два! Три! Четыре! Пять! | Поочерёдно разжимать пальцы. |
Захотели поиграть! | Пальцы свободно двигаются. |
КИСКА
Киска ниточки мотала, | Вращать руками, как бы наматывая нить на клубок. |
И клубочки продавала. | Вытянуть обе ладони вперёд. |
Сколько стоит? Три рубля. | Показать три пальчика. |
Покупайте у меня! | Вытянуть обе ладони вперёд. |
ЗВЕРУШКА
Воспитатель просит детей представить, что у каждого из них на ладони пригрелась маленькая пушистая невидимая зверушка.
Она очень хочет, чтобы её погладили, почесали за ушком каждым пальчиком по очереди.
Первым её ласково гладит по спинке - мизинец, затем - все остальные пальцы.
Нужно постараться не уронить зверушку с ладони, не прижать, не придавить её.
Надо лишь слегка прикасаться кончиками пальцев к её тёплой шкурке. Тогда зверушка будет очень довольна.
- А теперь посадите её на ладонь другой руки и снова погладьте.
ЛАДУШКИ
Ладушки, ладушки, испекли оладушки. | «Печь оладушки», поочерёдно прихлопывая сверху одной ладонью по другой. |
На окно поставили, остывать оставили | Протянуть ладошки вперёд. |
Остынут, поедим и воробушкам дадим. | Поочерёдно подносить ладошки ко рту. |
Воробьишки сели, Все оладушки съели. | Опустить ладони на колени. Стучать пальчиками. |
Кыш, кыш - полетели! На головку сели. | Поднять руки вверх, взмахивая кистями. Положить ладони на голову. |
ГУСЬ
- Где ладошка? Тут? - Тут! | Отвести руки за спину. Показать ладошку. |
- На ладошке пруд? - Пруд! | Правой рукой посередине левой ладошки обвести круг. |
Палец большой - гусь молодой. Указательный - поймал. Средний - гуся ощипал. Этот палец - печь топил. Этот палец суп варил. | Правой рукой поочерёдно загибать пальцы на левой, начиная с большого. |
ЛУЖОК
На лужок пришли зайчата, медвежата, барсучата, лягушата и енот. | Сгибать пальцы на обеих руках поочередно. |
На зеленый на лужок приходи и ты, дружок! | Махать ладонями по направлению к себе. |
СЛОН
В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он. | Ладонь на себя, средний палец опущен. |
Головой своей кивает, будто в гости зазывает. | Шевелить средним пальцем, качать всей кистью. |
ЛАДОШКИ
И.П.: ладошки на столе - ладонями вниз. | |
Ладошки вверх, | Повернуть ладошки вверх. |
Ладошки вниз, | Повернуть ладошки вниз. |
А теперь их на бочок, | Поставить на ребро. |
И зажали в кулачок. | Зажать в кулачок. |
ДОМ
Молоточком я стучу, | Постукивать кулачками друг о друга. |
Дом построить я хочу. | Соединить кончики пальцев обеих рук. |
Строю я высокий дом, | Поднять выпрямленные ладони вверх. |
Буду жить я в доме том. | Похлопать ладонями. |
ВВЕРХ ЛАДОШКИ!
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! | Хлопки в ладоши вверху. |
По коленкам - Шлёп, шлёп! | Хлопки по коленкам. |
По плечам теперь похлопай! | Хлопки по плечам. |
По бокам себя пошлёпай! | Хлопки по бокам. |
Можем хлопнуть за спиной! | Хлопки за спиной. |
Хлопаем перед собой! | Хлопки перед собой. |
Вправо можем! Влево можем! | Хлопки справа. Хлопки слева. |
И крест - накрест руки сложим! | Сложить руки крест - накрест перед грудью. |
# # #
К нам на стол заб-рался слон, начал громко топать он. | Постучать пальцами по столу. |
И лошадки прибе-жали и копытцами стучали. | Легко постукивать кончиками пальцев по столу |
Осторожны и легки, приползали паучки. | Медленно пере-бирать пальцами по поверхности стола. |
А лягушки проскакали и в болотце убежали. | Отталкиваться сжа-тыми пальцами от поверхности стола, приподнимая кисти рук. |
Тихо по земле шурша, ползёт змейка не спеша. | Вибрирующие движения кистей рук. |
# # #
Светят солнышка лучи - они очень горячи. А как тучка набежала - видно солнышка не стало. | Пальцы раздвигаются на поверхности стола, затем сдвигаются вместе. |
# # #
Тише, тише, не шумите, наших деток не будите! Птички станут щебетать, будут пальчики вставать. | Раскачивать кулачок вверх-вниз в ритме стихотворения, а на слово «вставать»- открыть кулачок, широко раздвигая пальцы. |
ВОДИЧКА, ВОДИЧКА
Педагог показывает, как спрятать ручки за спину, просит детей повторять за ним движения в соответствии с текстом.
Где же, где же наши ручки? Вот, вот наши ручки! | Дети показывают свои ручки. |
Давайте их помоем. Вот так. | Имитируют мытьё рук. |
Ручки мы помыли? Молодцы! А теперь умоем личико. Водичка, водичка, умой моё личико. | Имитируют умывание лица руками. |
Чтобы глазки блестели. | Дотрагиваются до глаз. |
Чтобы щёчки краснели. | Дотрагиваются до щёк. |
Чтоб смеялся роток. | Дотрагиваются до рта. |
Чтоб кусался зубок. | Ритмично сжимают и разжимают кулачки. |
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
И. п.: стоя, руки согнуты в локтях перед грудью. Пальцы сжаты в кулаки.
Раз, два, три, четыре, пять. | Раскрывать пальчики по одному, начиная с большого. |
Будем в пальчики играть. | Постучать пальчиками одной руки по пальчикам другой. |
Закрываем и молчок. | Сжимать пальчики по одному, начиная с мизинцев. |
Сжали пальцы в кулачок. | Покрутить в воздухе кулачками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры для детей младшего возраста(2-3 года).
Пальчиковые игры- это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детей. Ведь они узнают мир через прикосновения. Неспроста дети пытаются сжевать провод,стянуть красивое блюдо со стола, дерн...
Проект по пальчиковым играм для детей младшего возраста
Проект ориентирован на детей младшей группы....
Пальчиковые игры для детей младшего возраста
Цели проекта:способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга;повысить уровень речевой компетентности детей;подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику;добиваться точн...
пальчиковые игры для детей младшего возраста
Детям раннего возраста очень нравится играть пальчиками. Представляю несколько вариантов пальчиковых игр....
Пальчиковые игры для детей младшего возраста
Пальчиковые игры для детей младшего возраста...
Пальчиковые игры для детей младшего возраста
Пальчиковые игры для детей младшего возраста...
Пальчиковые игры для детей младшего возраста
Игры с детьми...