Формирование коммуникативной деятельности в младшей группе "Путешествие по сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Колохматова Галина Юрьевна

Коррекционно- развивающее  занятие направленное на развитие коммуникативных навыков у детей младшей группы, учитывает индивидуальные возможности испособности каждого ребёнка, задания построены с учётом их развития на которых закрепляются сенсорные представления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья №23 «Солнышко»

Непосредственно образовательная деятельность в области «Познание»   с интеграцией образовательной области «Коммуникация» по формированию  коммуникативных навыков в младшей группе  «Путешествие по сказкам»

Колохматова Г.Ю. учитель - дефектолог Михеева И.П. воспитатель коррекционной группы  

Цель:

Формирование коммуникативных навыков у детей через развитие компонентов устной речи в  речевой и познавательной деятельности детей.

Задачи:

  1. Дидактические:
  • закреплять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
  • совершенствовать навык установления различия предметов по величине, форме  через дидактические упражнения;
  • продолжать расширять и активизировать словарный запас (существительных, прилагательных, глаголов) у детей на основе сюжетов русских народных сказок;
  • продолжать развивать связную речь у детей через  умение понимать заданный вопрос и  понятно отвечать на него
  1. Коррекционно - развивающие:
  • коррекция наглядно – действенного мышления на основе решения проблемных ситуаций и мыслительных операций анализа, синтеза и установления закономерности;
  • развивать долговременную память через упражнения в запоминании и воспроизведении
  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес к совместной деятельности со взрослым и умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непосредственной образовательной деятельности.

Оборудование: 

         разрезные картинки по сказке «Теремок», настольный театр по сказкам «Теремок», «Репка»; игрушка колобок, куб; грамзапись сказки «Курочка Ряба»; сюрпризное яйцо; аудиозапись сказки «Курочка Ряба»; короб, костюм Бабушки – Забавушки; дорожки разные по цвету и длине (длинная и короткая) с геометрическими фигурами; картинки сказки «Репка», «Курочка Ряба», игрушки  персонажей из сказки «Курочка Ряба», игрушки  лиса и  кот (для д/и «Четвертый лишний»)

Предварительная работа: 

чтение и знакомство с героями русских народных сказок, п/и «Большие ноги…».д/ и «Геометрические фигуры», «Назови цвет», «Четвертый лишний», прослушивание сказки «Курочка Ряба» (аудиозапись).

Ход деятельности

1 ЧАСТЬ

Педагог: Ребята,  вы любите сказки?

Дети:  Индивидуальные ответы.

Звучит музыка входит Бабушка-Забавушка. Здоровается  с детьми.

Б-З: «Я  слышала, что Вы очень любите сказки, хотите отправиться в путешествие по сказкам» (ответы детей).

Педагог: Сейчас вместе с Бабушкой - Забавушкой отправимся в «волшебную страну  сказок» по загадочной дорожке. А пройти по ней сможем только тогда, когда правильно выполним все задания (дорожки с геометрическими фигурами, красного цвета – длинная, синего цвета - короткая).      

Музыка потихоньку заканчивается

Педагог: Посмотрите,  на этих дорожках есть фигуры.

- Соня, назови фигуры, которые расположены на твоей дорожке (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

(у Насти на столе  круг, квадрат, треугольник)

- Настя, покажи (круг, квадрат, треугольник)

- Соня, какого цвета (круг, квадрат, треугольник)

- Настя, покажи круг такого же цвета (образец)

- Соня, как ты думаешь, эти дорожки одинаковые или разные по длине? (разные – красная длинная, синяя короткая)

- Мы с Соней пойдём по длинной дорожке, а Бабушка - Забавушка с Настей – по короткой (доходят до короба).

Итог:

- Соня, по какой дорожке мы шли? (по длинной) А Настя с Бабушкой – Забавушкой? (по короткой, показать руками)

2 ЧАСТЬ

Б-З:  - Вы знаете, что это такое? (короб) Из какой сказки?

Дети:  - Это короб из сказки «Маша и медведь»

Б-З:  Хотите узнать, что лежит в коробе? Отгадайте загадку и проверим, правильно ли вы сказали:

Он от дедушки ушел,

Он от бабушки ушел,

Он от зайца ушел,

Он от волка ушел…

Соня отгадывает загадку (колобок)

Б-З:  - Настя найди колобок (наощупь определить из 2х форм круглый колобок, если находит правильно – тогда Соня достаёт второй предмет, квадратный колобок, если определяет неправильно – просим Настю достать ещё предмет)

Б-З:  - Посмотрите, у нас два предмета.

- Какой из них колобок и почему?

Соня, что есть у этого колобка? (стороны, уголки).  Какой колобок мы должны положить обратно в короб? (квадратный). Почему? (он не катится). Соня, какой колобок был в нашей сказке? (круглый).

- Настя, покажи.

- Поздоровайтесь с колобком

Педагог:  Какой колобок? (круглый, твёрдый, румяный, жёлтый)

Колобок – Ребята, вы попали в «волшебную страну сказок».   Итог:

Вспомните название сказки, где я главный герой? (ответ детей). Тогда шагайте за мной.

Дети вместе с Бабушкой - Забавушкой и Колобком  подходят к столу, садятся за стол, на столе настольный театр «Репка».

Б-З:  – Соня, назови героев этой сказки. Настя, покажи.

- Из какой они сказки?  

- Расставьте их в том порядке, как они помогали деду тянуть репку (Соня расставляет персонажей сказки по памяти, если не справится – по картинке, Настя накладывает персонажи на силуэты)

Педагог: - Соня, посчитай, сколько всего героев (шесть)

                  Настя, покажи, сколько всего героев (много) -

                  использовать силуэтные карточки (один – много)

Итог:  - Правильно вы расставили героев этой сказки. Вспомните, как она называется? «Репка»

Можно отправляться дальше в наше путешествие.

«БОЛЬШИЕ НОГИ ШАГАЮТ ПО ДОРОГЕ….»

Дети подходят к другому столу со сказкой «Теремок».

Б – З:  - На столе лежит картинка, которая рассыпалась, соберите. (разрезная картинка Соня из 4-х частей, Настя из 2 –х частей, разрезанных по вертикали и горизонтали).

Б-З: – Соня, из какой сказки ты собрала картинку? «Теремок».

- Настя, покажи, где такая сказка?

Б-З:  – Соня, назови героев этой сказки? Настя покажи.

Педагог:  - Соня, скажи, кто самый большой в этой сказке? (медведь) мы его обозначим таким кругом. Волк – поменьше – Какой круг возьмём?  Лиса – ещё меньше (круг ещё меньше) и т.д.

- Настя покажи, где большой медведь,  где маленькая мышка (круги).

Педагог: - Сделаем дорожку для героев сказки (из геометрических фигур, назвать фигуры,  Соня продолжает начатую из 2х, Настя накладывает на образец из 2х).

Б – З: - Герои сказки пойдут по этим дорожкам и  придут к новому большому теремку.

Итог:

В какой сказке мы с вами побывали?

Можем отправляться дальше.

«БОЛЬШИЕ НОГИ ШАГАЮТ ПО ДОРОГЕ… »

3 ЧАСТЬ

Дети шагают за Бабушкой - Забавушкой, садятся на коврик.

Слушают аудиозапись сказки «Курочка Ряба».

Б – З: – Как называется сказка, которую вы услышали?

- Что сделала курочка Ряба для деда и бабы? (снесла яйцо)

- Что случилось с яйцом, когда мышка хвостиком махнула?

  (яйцо упало и разбилось).

- Что сказала курочка деду и бабе?

  (не плачь дед, не плачь баба, я вам снесу яйцо не золотое, а простое).

Педагог: - Обрадовались дед, баба и курочка

  (показать игрушки 3х персонажей из сказки и 1лишний)

- Соня, как ты думаешь, эти персонажи все из сказки «Курочка Ряба»? Кто лишний? (д/игра «Четвёртый лишний»)

- Настя возьми сказочного героя из этой сказки (выбор из 2-х)

Итог:

- Как называлась эта сказка?

Общий итог занятия:

Звучит тихая музыка

Б –З: 

- Вам понравилось путешествовать?

- В каких сказках мы побывали? (при затруднении показать картинки).

- В каждой сказке есть волшебство,  курочка  Ряба передала для вас подарок (дети закрывают глаза).

Колобок дарит детям большое сюрпризное яйцо, внутри которого маленькие яйца для детей.

– Вот и закончилось наше путешествие. Нам с Колобком нужно спешить на встречу с другими детьми.

 (Дети прощаются с Колобком: словом, машут руками).

Педагог: А мы возвращаемся в группу

«БОЛЬШИЕ НОГИ ШАГАЮТ ПО ДОРОГЕ …»

вступительная беседа

 

закрепление геометрических фигур

показ по словесной инструкции

закрепление цвета

показ по образцу

визуальное сравнение  предметов по длине

долговременная память

мышление

тактильное восприятие

проблемная ситуация ,операция сравнения

словарь прилагательных

долговременная память

словарь существительных

сериация, метод наложения

счётные операции

анализ и синтез, восприятие целого предмета

долговременная память

соотнесение слова с предметом

операция сериация, величина

моделирование

операция закономерность

моделирование

слуховое восприятие

словарь глаголов

анализ, синтез, обобщение

долговременная память

сюрпризный момент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Организация работы по формированию коммуникативной речевой активности младшего дошкольного возраста»

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Организация работы по формированию коммуникативной речевой активности младшего дошкольного возраста»В соавторстве с Сухарниковой Г.Р....

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Коммуникативная культура: аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...

Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников...

Инновационная деятельность. Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, развитие общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, узнав...

Коммуникативная культура аспекты формирования коммуникативных навыков у младших дошкольников

Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, с несформированностью нравственно-эмоционально во...