Методы и приёмы обучения дошкольников пересказыванию.
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Калягина Елена Сергеевна

В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы. Прежде всего, воспитатель должен выразительно прочитать рассказ, который детям предстоит пересказать. После выразительного чтения проводится беседа, основное назначение которой - выяснить, правильно ли дети поняли содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим приемом в беседе выступают вопросы педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priyomy_obucheniya_doshkolnikov_pereskazyvaniyu.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы обучения дошкольников пересказыванию.

        В пересказывании литературных произведений дети передают содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых им, так и впервые прочитанных им воспитателем.

        В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы. Прежде всего, воспитатель должен выразительно прочитать рассказ, который детям предстоит пересказать. После выразительного чтения проводится беседа, основное назначение которой - выяснить, правильно ли дети поняли содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим приемом в беседе выступают вопросы педагога.

        Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы - на темы из личного опыта, на предложенный сюжет.        

        В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта.  «Дети, - отмечала Е. И. Тихеева, - обыкновенно охотно отзываются на предложение рассказать что-либо из их личных переживаний. Делиться с другими своими мыслями, обмениваться впечатлениями - насущнейшая потребность человека, которая выражается у детей очень своеобразно, по-детски». Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, педагог заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко; учит пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи; следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения.

ОД строится по следующему плану:

        1. Подготовка детей к восприятию произведения. Воспитатель проводит небольшую вступительную беседу, помогает припомнить созвучный образ.

        2. Чтение воспитателем всего текста. Прочитать произведение надо так, чтобы оно воздействовало на сознание и чувства детей. Длинные подробные объяснения произведения ослабляют его влияние на чувства, а с другой стороны, влияние на чувство возможно только тогда, когда образцовое произведение совершенно понятно.

        3. Беседа с детьми о произведении. Воспитатель может задавать вопросы, помогающие представить общую картину произведения; раскрывающие отношение ребенка к произведению, к герою, к его поступкам; характеризующие героев произведения; помогающие пониманию формы произведения, средств выразительности. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста.

        4.  Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание.

        5. Воспроизведение произведения детьми.

        Средний дошкольный возраст имеет свои специфические особенности: с детьми проводится систематическое обучение пересказыванию. Наиболее целесообразной формой организации детей при пересказывании является образовательная деятельность со всей группой.

        Успех работы зависит от подготовки, проведенной перед образовательной деятельностью. Подготовка воспитателя состоит:

  1. В выборе произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения;
  2. В анализе произведения и работе над выразительностью исполнения;
  3. В отборе в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения.

Подготовка детей к пересказам предполагает:

  1. Обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед;
  2. Объяснение незнакомых слов до чтения произведения;
  3. Рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом - это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.

        В средней группе у детей формируют умение пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные, выразительно передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей. Ребенку сложно самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и передать языковые средства. Поэтому в беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев.

        Каждый пересказ детей оценивается: поощряется старание, отмечаются положительные стороны и недостатки, даются конкретные советы, которыми могут воспользоваться и остальные дети.

      Педагог должен уметь правильно и выразительно излагать свои словесные зарисовки действительности, случаи из жизни. Сообщенные доверительным тоном или, наоборот, весело, с юмором, эти зарисовки производят на детей сильное впечатление, и они охотно пересказывают их другим, тем самым развивая свою речь.

        Существуют приемы обучения дошкольников пересказыванию. Ряд приемов носит установочный характер — они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Большую часть этих приемов используют при разборе произведения в подготовительной беседе, по мере надобности они имеют место и по ходу ОД, между детскими пересказами.
Исходным приемом является образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз. 

        В процессе беседы используются вопросы к детям, в том числе о выразительности речи (ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом предложении самое главное? и т. п.), а также объяснения, указания. Значительное место занимают упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др. Возможны обращения к личному опыту детей, показ наглядного материала — все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.

        Другая группа приемов имеет тренировочную и оценочную направленность, их применяют с целью обеспечить полное воспроизведение детьми текста. Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).

        Активную обучающую роль играет оценка пересказа педагогом. Наиболее развернуто анализируют первый и второй пересказы, хотя и в этом случае отмечают немногие (1—2) качества положительного характера. Иногда педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая к оценке детей. Очень полезно предлагать некоторым детям исправить, улучшить пересказ, повторив по-новому реплику, концовку или небольшой, неудавшийся им отрывок. Иногда вместо оценки хорош оценочный вопрос (ко всей группе или к рассказчику): не кажется ли вам, что рассказывать надо было веселее? и т.д.

        Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...». Среди других словесных приемов, конечно, используются и вопросы, но меньше, чем в установочной части занятия. Лучшее место вопроса — после пересказа.

        Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах). Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик.
        Как прием на некоторых ОД после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.

        Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. Произведения должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию; иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий, динамичным сюжетом; должны быть написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь; доступны по объему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Методы и приёмы обучения дошкольников слушанию музыки.Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу ребёнка.

Развитие интереса,любви к различным жанрам музыки,расширение музыкального кругозора,привитие детям культуры слушания музыки....

Консультация для воспитателей "Техника рисунка. Методы и приёмы обучения дошкольников изодеятельности."

Консультация для воспитателей "Техника рисунка. Методы и приёмы обучения  дошкольников изодеятельности." ...

Методическая разработка на тему: Методы и приёмы обучения дошкольников слушанию музыки.

В этой работе я говорю о влиянии музыки на чувственно-эмоциональную сферу жизни ребёнка, о том, как воспитывать интерес к слушанию музыки,о культуре слушания....

Мамина школа по теме "Методы и приёмы обучения грамоте и развитие речи старших дошкольников"

В данной презентации в рамках проекта "Мамина школа" показаны формы по развитию мелкой моторики, рассмотрены показатели речи детей старшего дошкольного возраста, объяснены способы образовани...

"Методы и приёмы обучения дошкольников"

Методы и приёмы обучения применяемые на занятиях с дошкольниками...

Методы и приёмы обучения дошкольников

Консультация для педагогов...

Презентация "Эффективные методы и приёмы обучения дошкольников, для достижения целевых ориентиров на этапе завершения ДО"

Эффективные методы и приёмы обучения дошкольников, для достижения целевых ориентиров на этапе завершения ДО...