Развитие речи через игровую деятельность НОД "Лесная прогулка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

открытое занятие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка» Октябрьского муниципального района

Костромской области

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками средней

группы общеразвивающей направленности по образовательной области «Речевое развитие» на тему:

«Лесная прогулка».

                                                                                                                                                                                     

      Шемякина Наталья Петровна

Воспитатель 1 квалификационной категории

                                                       С.Боговарово,2017

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности  в средней группе.

ФИО педагога: Шемякина Н. П.

Дата проведения:  20.12.2017г.

Тема: Речевое развитие через игровую деятельность: «Лесная прогулка».

Место проведения: группа.

Цель: Способствовать развитию речи.

Программные задачи: 

Образовательные: Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.  

Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.

 Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.

Развивающие: Развивать речь детей. Активизировать и обогащать словарь детей. Закреплять умение разгадывать загадки.

 Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к животным, любовь и бережное отношение к природе.

Планируемый результат: дети различают на слух слова с определенным звуком, называют одним словом группу предметов по общему признаку, образуют при помощи суффиксов новые слова, отгадывают загадки. Участвуют в беседе, понятно для слушателей отвечают на вопросы.

Материал: снежинки, мягкие игрушки (зайчик, ёжик, белочка), картинка совы, картинки диких животных (белка, лиса, ёж, медведь, волк ,заяц), модули, снежок.

 Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных.

Методы и приемы:

Наглядный: рассматривание картинок.

Словесный: сюрпризный момент, чтение стихотворения, похвала, вопросы к детям, художественное слово.

Игровой: двигательные упражнения, физ.минутка,

Практический: собственная деятельность детей,

Ход организованной образовательной деятельности

Вводная часть

Организационный момент

1.Мотивация детей на предстояющую деятельность -появление снежинки

2.Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

2. Основная часть.

Цель: развитие у детей речевой активности

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемо в тесном контакте со взрослым

3.Заключительная часть

Цель: развитие у детей речевой активности

Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

Плавный вывод детей из непосредственно  образовательной  деятельности  в  самостоятельную деятельность

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационный момент. Воспитатель:

"Собрались все дети в круг,

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И  друг другу улыбнёмся"

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку), а на ней что-то написано! Давайте прочитаем!

«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада «Сказка»! Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей?

Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправиться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой?

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!

Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)

Но мы пойдем гулять с тобой.

Я надену шапку,

Я надену шубку

Я надену шарфик, потуже завяжу.

А потом красивые, теплые, пушистые,

Крошки – рукавички на ручки натяну. И хотя я маленький

У меня есть валенки.

Возьму с собою санки в лесочек я пойду.

На горку поднимусь (руки поднять вверх)

И с горки прокачусь! У-у-у-ух!

Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке.   ( по дороге к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след в след). Ребята а вы знаете чьи это следы? Давай так же как лисичка пройдем по следам.

 Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики). Дети, посмотрите, кто к нам прилетел?

(Из-за ширмы появляется сова)

 Сова: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали?

Сова: Кто я?

Сова: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Вот хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика?

Сова: песенку жука?

Сова : ветра?

Сова : водички?

Сова: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

песенку комарика (З) - заяц, машина, коза, зима, снег; забор, велосипед .

песенку жука (Ж) - живот, белка, жираф, дом, гараж, яблоко, ёжик, ножик;

песенку ветра (Ш) - шапка,  шуба, конфета, шишка, бумага, машина;

песенку  водички (С) - стол, рука, стул, капуста, ананас, самолёт, дерево.

- Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вас ждёт! Идите по мостику! До свидания, дети.

Воспитатель: Смотрите, а вот и белочка.

Белочка: Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились!

Белочка: Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.

Дидактическая игра: "Назови одним словом"

Белочка: бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза

Белочка: берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр

Белочка: скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка

Белочка: брусника, земляника, малина, смородина

Белочка: ромашка, колокольчик, роза,  ландыш, василек

Дети: цветы;

Белочка: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик

Белочка: Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой"

Белочка: У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие

Белочка: У ежика маленький носик, а у медведя - большой

Белочка: У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие

Воспитатель: Спасибо, белочка за игры, но нам пора идти дальше!

Белочка: Я рада, что мы поиграли и подружились! Теперь идите через снежные сугробы и там встретите зайчика! До свидания!

 (По дороге разложены различные модули для препятствий: подлезания, перешагивание).

Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через сугробы.

Посмотрите, сколько снега намело! Как же нам пройти? А вот и ветка дерева склонилась, давайте пролезем по нее.

А кто это там выглядывает из-за сугроба? Да это же зайчик! Здравствуй, зайчик!

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: А почему ты прячешься?

Зайчик: Я боюсь.

Воспитатель: Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть.

Зайчик: А тогда давайте сыграем в игру «Назови ласково». Я буду вам называть слово и бросать снежок, а вы в ответ называть слово ласково и бросать снежок мне!  

Дидактическая игра "Назови ласково"

гриб – грибочек, лист - листочек, , ветка - веточка, куст - кустик, ягода - ягодка, трава - травка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек, дождь – дождичек, облако- облачко.

Словесная игра "Большой - маленький?"

Лиса - лисёнок, волк - волчонок, медведь - медвежонок,
белка - 
бельчонок, ёж – ежонок,  тигр – тигренок, слон – слоненок,  лев – львенок,  заяц – зайчонок, мышь – мышонок.

 

Воспитатель: Ребятки наш зайчик немного устал, давайте вместе с ним сделаем разминку.

Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз, на носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок, на носочках скок – скок – скок!

Зайчик: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, обходя ёлочки, под одной из них живёт ёж. Счастливого пути!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за комочек лежит под елкой?

Ёжик: Доброе утро, дети! А вы любите загадки? И даже знаете, кто живёт в лесу? Давайте проверим.

Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»

Рыжая плутовка 

Спряталась под ёлкой. 

Зайца ждёт хитрюга та. 

Как зовут её?..

(лиса) 

Рыже-огненный комочек, 

С хвостиком как парашют, 

По деревьям быстро скачет, 

Был он там… 

Теперь уж тут. 

Быстрый он как стрелочка. 

Так ведь это…

(белочка) 

Лежала между ёлками 

Подушечка с иголками. 

Тихонечко лежала, 

Потом вдруг убежала. 

(ёж)

 

Косолапый и большой, 

Спит в берлоге он зимой. 

Любит шишки, любит мёд, 

Ну-ка, кто же назовет? 

(медведь)

У косого нет берлоги, 

Не нужна ему нора. 

От врагов спасают ноги, 

А от голода – кора. 

(заяц)

Серый, страшный и зубастый 

Произвел переполох. 

Все зверята разбежались. 

Напугал зверят тех…(волк)

Ежик: Молодцы! Много знаете!

Воспитатель: Нам очень понравилось у вас в лесу! Спасибо тебе большое, ёжик за игру, но нам пора прощаться. До свидания, ёжик!

Ёжик: До свидания, ребята!


 Воспитатель: Ребята! Вы, наверно замерзли. Нам уже пора возвращаться в детский сад.

Двигательное упражнение «По снегу побежали».

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех. (дети машут руками перед собой.)

Друг за другом дружно встали

И по снегу побежали! (бег на месте)

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад. Раздеваемся. Скажите, где мы гуляли?

(ответы детей)

Воспитатель: Кого мы встретили в лесу?

Воспитатель: Вам понравилась прогулка?

С кем вам больше всего понравилось играть?

                                                                                                                 

Встают в круг,

руки к груди,

протягивают руки друг к другу,

берутся за руки,

улыбаются

Дети слушают, что написано на снежинке. Соглашаются, принимаем приглашение лесных друзей

Ответы детей.

Дети выполняют движения по тексту.

гладят себя за плечи

шаги на месте

имитируют движение «надеваем шапку»

показывают, как надевают шубку

завязывают шарфик

показывают кисти рук

поглаживают тыльную сторону ладоней

руки на пояс

ноги поочередно выставляют  на пяточку

шаги на месте

руки поднимают вверх

быстрое движение рук вниз

дети идут по следам

Ответы детей на вопросы воспитателя.

Ответы детей(СОВА)

Дети: з-з-з-з

Дети: ж-ж-ж-ж

Дети: ш-ш-ш-ш,

Дети: с-с-с-с

Дети хлопают в ладоши

Дети: До свидания, сова!

Дети: Здравствуй, белочка!

Дети: насекомые

Дети: деревья;

Дети: птицы;

Дети: ягоды;

Дети: цветы;

Дети:  животные  

Дети: лапищи.

Дети: носище.

Дети: глазищи.

Дети: До свидания!

Дети проходят «препятствия»

Дети делают разминку

(ответы детей)

Отгадывают загадки

выполняют движения по тексту

ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет «Создание необходимых условий для единого образовательного пространства ДОУ по развитию речи через игровую деятельность»

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребнос...

Педагогический проект по развитию речи через игровую деятельность.

Главный вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Она является естественной средой развития детей. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игровой форме, изу...

Консультация для родителе "Развитие речи через игровую деятельность"

ldquo;И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.&rdquo...

Проект "Развитие речи через игровую деятельность "

Развитие речи через игровую деятельность...

Развитие речи через игровую деятельность

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком языка.Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспит...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи через игровую деятельность детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития речи детей посредством дидактической игры.Задачи:повысить собственны...

Проект по развитию речи через игровую деятельность для детей средней группы «ИГРАЯ ГОВОРИМ»

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игровая деятельность в детском коллективе является благоприятным у...