Наглядно-дидактические пособия для развития речи и мышления.
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
Занятия с картинками необходимы для развития речи и мышления ребенка раннего возраста. В первые три года жизни идет интенсивное развитие мозга. Они играют стратегически важную роль в развитии высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи, воображения и др.
Расширение понимаемой речи и формирование активного словаря, т.е. разговорной речи, являются первостепенной задачей в педагогике раннего возраста. Речь имеет прямое отношение к формированию мышления и познавательному развитию малыша. В нем заложено знаковое обозначение всего, что окружает человека. Речевое мышление начинает формироваться уже в первые три года жизни ребенка, когда он действует с предметами, игрушками, картинками. Он запоминает их названия и усваивает их функциональное назначение (ложкой едят, на кровати спят и т.д.).
При этом важно отметить, что использование картинок позволяет «мягко» и постепенно вывести ребенка на уровень символического замещения (ведь сам-то предмет не присутствует, а имеется лишь его изображение, в котором следует узнать предмет и назвать), что способствует формированию речевого мышления.
Уникальность и ценность этой формы познания в наглядности (картинка, рисунок), сочетающийся со словом (название изображения). Следовательно, образы реальной действительности находят отражение в рисунке и опосредуются словом.
Способность воспринимать изображение приходит к ребенку постепенно. Вначале малыш учится рассматривать изображение, узнавать в нем знакомый предмет и называть его, а затем уже выполнять какие-то дидактические задания.
Для того чтобы малыш узнавал предмет на картинке, у него должен возникнуть образ воспринимаемого предмета, начальное представление о нем. Поэтому детям для рассматривания вначале предлагают изображения отдельных предметов простой формы (яблоко, мяч).
При рассматривании этих картинок взрослый обводит пальчиком ребенка изображение по контуру, называет изображенный предмет, побуждает к словесному повторению.
Начало работы с картинкой связано с необходимостью ознакомления с нею как с предметом, несущим зрительную информацию. Ребенок должен понять, что слово «картинка» относится именно к изображению предмета. Так малыш начинает приобщаться к пониманию изобразительных средств (картины, иллюстрации), как особой форме познания, раздвигающей рамки видения им окружающего мира. Конечно, столь сложные закономерности познаются детьми в практическом действии, на эмоционально-чувственной ориентировочной основе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядно-дидактическое пособие по развитию речи. Мастер - класс.
Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ....
Наглядно - дидактическое пособие по развитию речи. Пересказ сказки с опорой на наглядность.
Наглядное пособие, поможет детям быстро и последовательно запомнить пересказать сказку. Помогает развивать у детей память, активность, самостоятельность в монологической речи....
Наглядно-дидактическое пособие по развитию речи "Зимовье зверей"
Наглядно-дидактическое пособие по развитию речи "Зимовье зверей"...
Наглядно-дидактическое пособие по развитию речи "Говорливый язычок"
Наглядно-дидактическое пособие по развитию речи "Говорливый язычок" для второй младшей группы...
Наглядно-дидактическое пособие для развития речи детей младшего дошкольного возраста
Уважаемые родители!Вашему вниманию предлагаются дидактические игры для развития связной речи, которые Вы можете использовать дома. Я предлагаю Вам игры, которые помогут Вашему ребёнку подру...
Из опыта работы «Диаскоп, как наглядно - дидактическое пособие по развитию речи для пересказа литературных произведений с опорой на наглядность»
В условиях современных технологий детским учреждениям приходится придумывать новые формы привлечения внимания своих воспитанников. Воспитывать у них патриотизм, внимание и любовь к близким, окружающем...
Дидактическая игра на развитие связной речи: "Поход по магазинам", на основе наглядно-дидактического пособия по развитию речи Гербовой В.В.
Данная методическая разработка будет интересна учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...