Былины и сказки в жизни дошколят.
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Камышанская Инна Анатольевна

БЫЛИНЫ

Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

  Необходимо донести до читателя величавую героику эпоса, дать почувствовать его историческую природу, не смешав при этом эпос со сказкой. Я знакомлю детей с наиболее известными характерными былинами об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и других героях эпоса.    

 

  СКАЗКИ

Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о- доброте и жадности — ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki_byliny._kamyshanskaya_i.a.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

 БЫЛИНЫ

Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

  Необходимо донести до читателя величавую героику эпоса, дать почувствовать его историческую природу, не смешав при этом эпос со сказкой. Я знакомлю детей с наиболее известными характерными былинами об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и других героях эпоса.    

  СКАЗКИ

Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления — об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о- доброте и жадности — ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.

 Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем,— петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. В конце концов курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко».)  Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить.

В сказках о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка...»; поет и петух, призывая на помощь кота: «Несет меня лиса за темные леса…»  Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.

Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета.

Волшебные сказки живо передают подробности человеческих переживаний и тем волнуют воображение слушателей. «Старшие ушли,— говорится в сказке «Гуси-лебеди»,— а дочка забыла, что ей приказывали, посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась-загулялась.… Испуг, затем поиски с постепенно пропадающей надеждой найти брата и, наконец, горькое отчаяние: «Кликала, заливаясь слезами, причитывала... братец не откликнулся!»

Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома — всеми чертами окружающего нас мира. Ночь в сказках — темная, солнце — красное, меч у героя — острый, дворцы — белокаменные, камни — самоцветные, столы — дубовые, пироги — пшеничные и т. д. Вещи и предметы имеют четкие формы: известны их материал, качество. Все вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа.

        Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные  конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок. Совместно с родителями оформляли выставку детских работ. Проводили игру-драматизацию отдельных эпизодов по желанию детей. Часто использовала прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогала детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев.

        На прогулке для наблюдений за сезонными явлениями я так же использовала элементы устного народного творчества (загадки, старинные приметы).

Моя работа оказалась плодотворной благодаря помощи родителей. Они учили вместе с детьми пословицы, поговорки. Помогали создавать предметную среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровый образ жизни дошколят»

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды ...

статья: "ТАНЦЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЯТ"

Танец цветной нитью проходит по жизни любого человека, выражая позитивные и негативные мысли. Танец – это первый и единственный всеобъемлющий и универсальный способ выразить при помощи языка мимики и ...

Сюжетно-ролевые игры в жизни дошколят.

У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворять.Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.Вся его жизнь — это игра....

Статья: "Значение экологического воспитания в жизни дошколят".

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. ...

Сказка-театрализация для дошколят: «Приключения муравьишки» (по сказке В.Бианко)

Логоритмическая сказка для детей дошкольного возраста....

Информационно-познавательный проект «Спорт в жизни дошколят».

Подробный отчет о проведении в подготовительной группе детского сада информационно-познавательного проекта "Спорт в жизни дошколят"...

"Сказки-шумелки" в жизни дошколят

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия...